История о том, как одна девочка на Восточку попала
Первокурсникам на БЖД иногда дают задание взять интервью у какого-нибудь преподавателя Школы востоковедения, в котором новоиспеченные студенты спрашивают у своих будущих учителей, как те стали востоковедами. Часто обнаруживается, что выбор профессии не был так прост и однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Однако подчас путь, который поделывают наши студенты-востоковеды к своей будущей специальности, не менее извилист и тернист. Своим опытом выбора специальности и впечатлениями от первого года учебы на ОП «Востоковедение» поделилась студентка 1-го курса японского направления Диана Бариева.
Любовь к Востоку для меня началась, пожалуй, с любви к языкам. В средней школе я, конечно, как и многие другие мои сверстники, смотрела аниме и читала мангу, но решение связать свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность с Востоком я приняла после того, как начала учить язык. Первым восточным языком, с которым я познакомилась в десятом классе, был китайский. К нему я, кстати, до сих пор испытываю нежные чувства и бросать не собираюсь, хотя в университете и выбрала японский. Изучая язык, всегда невольно погружаешься в регион, его культуру и историю, начинаешь узнавать все новые и новые детали о людях и их жизни, сравнивать «свой» и «их» мир, искать между ними связи. Словом, я втянулась, и втянулась очень быстро. А поскольку Китай, как известно, оказывает огромное влияние на культуры соседних стран, постепенно я находила все новые и новые ниточки не только к России, но и к Индии, Японии, Корее, Вьетнаму, странам Юго-Восточной Азии. Так мое увлечение языком одной страны переросло в увлечение целым регионом.
Примерно в то время я начала искать возможность превратить хобби в профессию мечты и наткнулась на Школу юного востоковеда. Упускать шанс стать слушателем ШЮВ я ни за что не хотела, поэтому написала мотивационное эссе и прошла отбор. За год занятий в ШЮВ мне постепенно стало понятно, что же это за востоковедение такое и с чем его едят. Мои знания не только начали обретать системность, но и пополнились новыми фактами о тех странах, которым я раньше — незаслуженно!!! — уделяла меньше внимания. На лекциях освещали очень разные аспекты востоковедения: рассказывали о языке, культуре, религии, политике, экономике и истории стран изучаемого региона. Очень ценным для меня был опыт написания и защиты реферата по научной статье. Кроме того, появилась возможность поближе познакомиться с формой обучения в университете, пообщаться со студентами, найти друзей и единомышленников. Словом, в ШЮВ скучать не приходилось. Все это стало возможным благодаря руководителю Школы юного востоковеда и, как потом выяснилось, самому лучшему преподавателю японского языка Коровиной Юлии Борисовне, которой я хочу сказать огромное спасибо.
Прошёл год, и я решила, что Восток — это мое! И вот я в Вышке, студентка ОП Востоковедение. Признаться, поступая в ВШЭ, да ещё на такое серьезное и сложное направление, я ожидала, что мне придётся проходить долгий и полный стресса период адаптации к учебному процессу, «притираться» к преподавателям, сдавать четыре сессии в год и преодолевать прочие препятствия. И действительно, пришлось потрудиться. Но работала я с удовольствием, а обещанный стресс, кажется, обошёл меня стороной. И не только потому, что весь первый семестр я провела в состоянии легкой эйфории после поступления, но и из-за атмосферы, которая царит в университете. Нигде не найти такого сплочённого студенческого коллектива, как в Вышке.
Здесь все готовы помочь друг другу, поддержать; все проблемы решаются совместно, никто никогда никого не бросит на произвол судьбы. То же относится к преподавательскому составу и администрации. Во время эпидемии учебный офис вместе с преподавателями совершил чудо: наладил онлайн-обучение и провёл экзамены. Да, иногда возникали разногласия, но все они рано или поздно разрешались благодаря работе обеих сторон. Что касается самого учебного процесса, то он никогда не казался мне скучным или монотонным. Учеба в Вышке — это бесконечный вызов, своеобразная полоса препятствий. Важно уметь распределять время, справляться с волнением, успевать самосовершенствоваться и работать на собственное будущее, а ещё участвовать во внеучебной деятельности. Благо, университет предоставляет для этого море возможностей. Мне кажется, можно долго говорить о высочайшем качестве образования, о стажировках, клубах, научной работе — все это мне ещё предстоит. Сегодня я ни о чем не жалею. И чем дальше, тем больше убеждаюсь, что сделала правильный выбор.
Диана Бариева
Руководитель Школы юного востоковеда