Учёба в Школе востоковедения
Видеозапись подготовила Анастасия Павловна Ермакова
Юлия Борисовна: сегодня будет такой интерактив, который будет посвящен тому, мы будем рассказывать о том, как учиться в школе востоковедения. Прежде всего, как в Вышку поступить, что для этого нужно, как учиться в школе востоковедения, чем они занимаются помимо учебной деятельности, и для того, чтобы было поинтереснее и поживее, и чтобы это был взгляд изнутри, я пригласила наших студентов замечательных. Это студенты 2-3 курсов школы востоковедения разных направлений: китайского, корейского, японского, – по ближневосточному направлению, к сожалению, никого нет сегодня студентов, но я парочку слов от себя скажу. У нас есть некий заготовленный план, презентация, по которой ребята сейчас расскажут, что они хотели бы рассказать, но мы очень надеемся на ваше активное участие и вопросы, задавайте, не стесняйтесь. И наверно прежде всего мне хотелось бы спросить, какие классы у нас сегодня есть. Девятый, еще десятый, восьмой есть. Ну очень коротко тогда скажу, если 8-9 классы, то вам возможно будут актуальна также информация по лицею Высшей Школы Экономики, но сегодня мы о лицее разговаривать не будем, но, если вдруг вы заинтересуетесь, на 10 и 11 классы идет набор, и еще пока мы не начали, сделаю небольшой анонс В это воскресенье, 24 февраля, в гостинице Международная, это Центр Международной Торговли, на краснопресненской набережной, там пройдет большой день открытых дверей ВШЭ, в нем можно будет очно принять участие, это не нашей школы востоковедения, а вообще ВШЭ. Вы можете туда прийти, познакомиться с разными программами, пообщаться с преподавателями и студентами, будет выступать руководство Вышки, представители разных факультетов, в общем это всегда большое и познавательное мероприятие, поэтому если у вас будет возможность, приходите. И для тех, кто у нас онлайн, нужно посмотреть, там будет возможность поучаствовать онлайн, мы потом в группе Вконтакте обязательно выложим всю информацию по нему, если будет возможность, обязательно приходите. Ну а пока день не наступил основную информацию мы вам все равно сейчас расскажем, и я передаю слово Никите.
Никита: здравствуйте, ребята. Я расскажу вам сегодня о поступлении в ВШЭ и вообще о направлении подготовки на востоковедение. Меня зовут Никита, и я на китаистике. Вообще, как вы знаете, можно подать документы в пять вузов на три направления подготовки в каждом вузе. Наше направление подготовки называется Востоковедение и состоит из основных 5 частей: соответственно востоковедение московского кампуса, востоковедение Санкт-Петербурга, также библеистика Израиля и кроме того Индия и Иран. Сегодня мы расскажем вам о востоковедении московского кампуса. Есть 4 основных способа поступления в высшее учебное заведение именно на это направление подготовки. Во-первых, можно поступить по ЕГЭ, в прошлом году нужно было набрать 298 баллов, и это все зависит от того, сколько человек вообще желает поступить на данное направление подготовки и насколько высоко они сдали ЕГЭ. Помимо ЕГЭ также очень важны дополнительные баллы для поступления, всего максимум дается 10 баллов, из них 10 баллов максимум можно получить за сочинение и также можно получить суммарно не более 5 баллов за какие-то другие достижения, но всего в любом случае не больше 10 баллов. Что включают в себя 5 баллов? Это в том числе аттестат с отличием, который может давать 3 балла, спортивные достижения не более 5 баллов, есть очень много как раз-таки позиций, в том числе чемпионы и призеры олимпийских игр, мастер спорта, кандидат в мастера спорта, золотой значок ГТО, который весит 3 балла. Кроме того, можно также получить не более 5 баллов по результатам олимпиад. Но вообще хочу сказать, что чаще поступают не по ЕГЭ, а именно по олимпиадам, и это как раз таки поступление без вступительных испытаний, некоторые олимпиады требуют подтверждения 75 баллов и выше, это олимпиады школьникам, которые каждый год подтверждаются министерством образования и кроме того это всероссийские олимпиады, которые не требуют подтверждения, это заключительный этап всероссийских олимпиад школьников. И также еще 2 момента – это можно поступить по квоте целевого приема и по квоте приема лиц, не имеющих особые права какие-то, например, инвалиды, люди, живущие не в полных семьях и из крайне бедных семей. Но кроме поступления на бюджет, понятно есть возможность поступить и на коммерческой основе. Причем в ВШЭ действует крайне гибкая система скидок, от 25% до 70%. 70% получают школьники, которые набрали по ЕГЭ от 260 баллов и выше, 50% получают от 250 до 259, и 25% от 230 до 249 баллов. Срок действия скидки один год, по прошествии года обучения скидка должна подтверждаться, и если вы подтверждаете, то вы соответственно можете получить такую же скидку, выше, ниже в зависимости от того, как вы учились на направлении. Но вообще для поступления самое базовое, что необходимое, – это набрать не менее 60 баллов по каждому из предметов, которые нужны для поступления, в первую очередь – это английский язык, история и русский язык. И вообще помимо конечно коммерции, я хотел бы рассказать о том, что люди, которые поступают на бюджет, Вышка в конце концов Вышка их определяет в определенную волну, в нее входят люди, которые считаются, что они действительно могут получить бюджетные места, и происходит определение этих людей путем телефонных разговоров, в которых вам говорят, что вы можете поступить на бюджет, если же в конце концов, окажется, что бюджетных мест меньше, но тем не менее вы попали в зеленую волну, вы все равно можете поступить на бюджет. Это одно из основных исключений, которая дает ВШЭ. У меня все в этой части. Передаю слово Валерии.
Мария: сейчас мы расскажем вам о ключевых особенностях учебы в ВШЭ. И начну я наверно с системы модулей и системы оценивания. Итак, в ВШЭ учеба делится не на семестры, как в других вузах, а на модули, каждый модуль состоит примерно из 8-12 учебных недель, и в конце каждого модуля сессия. Времени на подготовку к сессии нет, то есть вы заканчиваете модуль и сразу сдаете сессию. На сессии у нас только экзамены, зачетов в Вышке нет, зачеты есть только по физкультуре, но в московском кампусе физкультуры нет. Она как бы есть, но ее как бы нет. Итоговый результат по всем дисциплинам считается из накопленной оценки, то есть это те оценки, которые вы получали за эссе, домашние задания, контрольные, самостоятельные, в общем все те оценки, которые вы получали в течение целого модуля, и естественно оценки за экзамен. Процентное соотношение у экзамена и накопленной разные, и все это прописывается в программе учебной дисциплины. В Вышке оценки по 10балльной шкале, но в дипломе они все пересчитываются в оценки по 5балльной шкале. Система соответствия с 5балльной шкалой есть на сайте, так что вы все это можете посмотреть. Также еще одна особенность нашего университета – у нас нет зачеток, зачетки у нас электронные, которые находятся в ЛМС, про ЛМС вам расскажет Марина. И это все основные элементы, скажем так, нашей учебы и нашего оценивания.
Марина: ЛМС – это система онлайн обучения, это такой сайт, на который вы заходите, там у нас есть свой личный аккаунт, который вам предоставила Вышка. Там находится онлайн зачетка, ваша почта, вы можете прослеживать успеваемость по дисциплинам, смотреть домашние задания, решать тесты, если преподаватель делает тесты через ЛМС, проходить СОП, СОП – это студенческая оценка преподавания, она появляется за 2 недели до каждой сессии, и вы оцениваете предметы, которые вы изучали в модуле. Там такие вопросы, обычно как полезен ли вам этот предмет, как вам преподавание и преподаватели. Это очень важно, потому что из-за этого оценивания Вышка может улучшить как-то наше образование и поэтому это проводится. Также в ЛМС различные объявления часто разные появляются, и теперь у нас в лмс рейтинг, рейтинг учеников, то есть вы смотрите, какая у вас скидка, какое у вас место и так далее. Вы все еще поймете потом. И также в ЛМС есть расписание, но по поводу расписания, удобней, ну мне удобней лично пользоваться приложением, можно скачать приложение на телефон, называется РУЗ, и там написано расписание ваше, это очень удобно.
Алиса: теперь продолжу я, меня зовут Алиса. Я студентка 3 курса школы востоковедения, и то, о чем я хочу рассказать, это то, что на мой взгляд одно из главных в Вышке: она дает возможность всестороннего образования, и изучения предметов, которые интересны тебе лично. Одна из главных возможностей такая это наличие майнора, от слова major – главная специальность, minor – дополнительная специальность. Для майнора выделяется один день, и, по сути, вы просто можете выбрать себе дополнительную образовательную программу, то есть вы будете раз в неделю ходить на другой факультет, изучать совершенно другую специальность. Это может быть право, культура, логистика, менеджмент, что вы хотите. Для начала, мне кажется, это действительно хорошая возможность, потому что не всегда даже после поступления человек понимает, что он вообще хочет от жизни, и вот сходить для майнор иногда для некоторых бывает полезно, они понимают, что им действительно интересно, и где они хотят себя дальше развивать. Вот я, например могу сказать по себе, у меня майнор Культура, и мне кажется вообще очень интересно проходит изучение. Потому что майнор изучается на втором и третьем курсах и состоит из 4 логических частей, по семестру каждая часть, по полгода, и они между собой взаимосвязаны. Вот у меня майнор культура и сейчас раздел Кинокультура, и обучение проводится таким образом. Что мы, например, в качестве домашнего задания получаем несколько текстов на культурологические темы и задание посмотреть фильмы определённых категорий. Вот, например, сегодня у меня был майнор и мне надо было посмотреть два фильма вестерна классических. Мы приходим потом на семинар и обсуждаем это все в довольно научном формате. Мне кажется, это очень интересная возможность попробовать себя в чем-то еще. Следующее, о чем я хочу рассказать, это факультативы и проекты, тоже хорошая возможность проявить себя. Факультативы – это вообще не обязательная деятельность, но она существует. Есть общеуниверситетские факультативы, которые существуют на совершенно различные тематики. Проводятся они обычно вечером, в разные дни недели, и, к сожалению, студентам бывает довольно трудно выделить для них время, но там бывает действительно очень интересные темы, вот примерный список, например, факультативы на этот учебный год. Кроме того вы их можете посещать чисто для себя, то есть там нет никакой системы оценивания, по итогам вы можете, если захотите, написать итоговую работу в виде эссе и вам потом засчитают это как пройденный курс, но в принципе, если для вас это слишком накладно, вы можете просто ходить и слушать, потому что там интересно и получать новые знания. Также есть система проектов, это уже обязательная система, содержание проектов обуславливаются образовательной программой, те существует такая система как Ярмарка проектов, где есть список всех проектов для вашей образовательной программы. Вот, например да, школа юного востоковеда – это наш проект, где мы, собственно, проводим для вас эту замечательную информативную лекцию, или преподаватели нашей школы востоковедения. Также существуют совершенно другие проекты, например, я вот еще нахожусь на проекте Изучения автомобильного рынка Азии. То есть вообще проекты бывают трех типов: исследовательские, прикладные и сервисные; исследовательские проекты направлены на изучение каких-то конкретных источников, текстов, то есть это больше научная работа, прикладные проекты направлены на создание чаще всего какого-то определенного продукта, те анализ какого-то бизнес-кейса и какой-то консалтинговой работы, где по исходу получается какой-то продукт, который вы можете предоставить заказчику. И третий вариант – это уже сервисный проект, которые должны состоять не более 25% от всех кредитов проектов, и они заключаются в том, что это организация олимпиад, помощь учебному офису и помощь работе университета. Передаю слово следующему коллеге.
Неля: Всем добрый вечер. Меня зовут Неля, я студентка 3 курса, и я учусь на японском направлении, и я хочу немного рассказать вам о том, чем же мы занимаемся. Итак, сначала я в принципе расскажу о направлениях. Всего существует 4 направления: это корейское, китайское, японское и арабское. На втором курсе как правило есть возможность выбрать так называемую специализацию, то есть, например, у нас с Алисой это экономика и международные отношения в азиатском регионе, также есть направление Историко-культурное, философское, и еще логическое, в зависимости от потока. Потому что в разные года разные специализации. И в зависимости от вашей специализации, вы будете изучать различные предметы. Так, например, у нас есть такой предмет как Экономика Японии, международные отношения, затем будем политику изучать. Я знаю, что ребята с историко-культурного изучают больше литературу, культуру и так далее. Затем, у нас также есть возможности для практики. Так, на старших курсах, например, на 3, 4, 5 можно пройти практику в каких-то гос. структурах, компаниях, можно найти практику самому или можно попросить университет найти практику. Что касается нашего японского направления, то у нас есть такие возможности, как посещение клубов, которые есть в Вышке, это клуб Мусуби, может вы о нем слышали. Там проходят различные мероприятия, просмотры фильмов, празднование разных японских праздников, в общем можно погрузиться в культуру. Также это клуб Хэйсэй – это разговорный клуб, куда постоянно зовут японцев, можно с ними пообщаться, познакомить друзей и так далее. Также я хочу рассказать вам о стажировках. Я сама была на 2х летних стажировках и у меня есть достаточно опыта. Есть два типа стажировок: первая – это краткосрочная стажировка, то есть стажировка на 2-4 недели, ну это что касается Японии, потому что как правило они довольно короткие. Бывает, что Вышка оплачивает эти стажировки, или они приходят от партнеров-вузов, так у меня было со второй стажировкой, бывает, что это все за свой счет, то есть это летние школы в каких-то университетах, тоже партнерах Вышки на самом деле. Например, после первого курса я ездила в летнюю школу университета Тахоку в Японии, и вот как раз фотография оттуда. Там было очень здорово, это вообще была отличная возможность попрактиковать какие-то базовые знания языка, которые вы приобретаете после первого курса, послушать речь, познакомиться со страной, вообще понять ваше ли это направление, ваша ли это страна, нравятся ли вам эти люди, та обстановка, в которой они живут, а не здесь в России, где вы с ними знакомитесь. И вообще я очень советую, если вдруг вы поступите на любое направление, съездите после первого курса, потому что может быть вы поймете, что это не совсем ваш язык или ваша специализация. Это фотография с моей второй стажировки, на которую я ездила как раз за счет Вышки в Высший Университет иностранных языков в Токио, мне выпала вот такая возможность, может у вас тоже так получится. Также существуют средний и долгосрочные стажировки на 4-12 месяцев, в зависимости от того, на сколько вы захотите, какие предложения будут оттуда. На самом деле Вышка сотрудничает с огромным количеством японских университетов, можно поехать хоть на север, хоть на юг, там есть разные возможности, где-то предлагают стипендии, например, есть стипендия от министерства образования Японии, которая в принципе по желанию может покрыть все ваши расходы, если они будут не такими уж большие. Так, например, я поеду в конце марта на такую стажировку на 4 месяца, и мне покроют расходы этой стипендией. И это как раз возможность уже закрепить знания языка, и более глубоко познакомиться с культурой, какие-то может заложить основы для дальнейшей жизни в этой стране, в зависимости от того, какие у вас цели, может вы не хотите оставаться в стране, также может найти работу.
Дарина: здравствуйте, меня зовут Волокова Дарина, я учусь на 2 курсе на корейском направлении, и я расскажу о стажировках в Корею. Корейское направление – это одно из самых удачных в плане выбора стажировок, у нас достаточно их много, и на них реально попасть, особенно на летние языковые практики. Летние языковые стажировки они могут быть от 2 до 7 недель. Сейчас основной партнер Вышки – это университет Кёнхи. В Вышке есть отдельная программа, вы, наверное, знаете, двойной диплом с университетом Кёнхи, но студенты с нашей программы востоковедения тоже могут туда поехать. Эта программа просто как летняя языковая школа, вы ходите на курсы вместе с иностранцами, вам также устраивают занятия по культуре и экскурсии в известные места в Корее. Есть сейчас выбор поехать на 3 недели или на 7 недель. Также каждый год предлагают несколько мест на бесплатную стажировку в университет Чоннам, это в провинции, это не в Сеуле, провинция Куандзю. Туда могут поехать те, кто лучше всех учится, им обычно предлагают места. Бесплатная она в том смысле, что обучение там бесплатное, а перелет и расходы на проживание вы оплачиваете сами. Второй тип стажировок – это более длинные, в основном у нас ребята ездят на 4 месяца, и в Корее это целый семестр или осенний, или весенний. Я сейчас поеду в Сеульский национальный университет на 4 месяца. И я на этом примере расскажу, как люди собираются и готовятся к стажировке. Если это бесплатная стажировка, и вы подавали заявку на волну этих бесплатных стажировок, и вас одобрили, то вы собираете просто необходимые документы, принимающий вуз вам оплачивает обучение, в частности корейский язык и курсы, которые вы можете там выбрать через интернет-регистрации, студенты по обмену могут выбрать курсы. В Вышке вы платите только за те курсы, которые вы будете перезачитывать дистанционно, и это достаточно удобно, получается дешевле, но попасть на бесплатную стажировку не так просто, нужно быть в топе рейтинга. Но я сейчас еду на втором курсе, в основном у нас люди ездят на 3-4 курсах, но так как у нас сейчас программа пятилетняя, я думаю кто-то и на 5 курсе поедет. Основные университеты партнеры – это Сеульский национальный университет, университет Корё, Сеульский технический университет, который также называется Ойтэк, и университет Кунмин. Они все находятся в Сеуле, все очень хорошие вузы. Иногда еще Вышка сотрудничает с такими вузами, как Женский университет Ийхуа, но даты могут накладываться на нашу сессию, поэтому если по уважительной причине, то тоже можно поехать. Эти стажировки они в первую очередь для того, чтобы выучить язык, попрактиковать и с какой-то стороны наладить контакты с той стороной либо может быть уже в научном плане подчерпнуть какие-то идеи для научной работы, для курсовой работы. Что очень важно, это то, что на корейском направлении у нас были студенты, которые получили, закончив бакалавриат, грант от правительства в магистратуру и вот у нас студенты поступили в университет Йонцэ, и им университет полностью оплачивает обучение и также проживание и перелет. Но это не так легко, это большой конкурс и необходимо хорошо владеть языками, как корейским, так и английским. Обучение на заочном отделении, но наши отправляются с мотивацией, так что можно попробовать, это очень хорошая возможность.
Даша: здравствуйте, я Даша, и я учусь на втором курсе китайского направления. Я хотела бы немного рассказать о нашем направлении. У нас, по сути, ничем не отличается от других языков, также деление на экономику и культуру. Предметы ведутся согласно этим направлениям. Я учусь на культуре, и у нас в первом семестре была культура Китая, сейчас у нас Востоковедение, на котором мы изучаем временные источники, это довольно-таки интересно. Также у нас в нашем направлении есть китайский клуб, где люди могут ближе познакомиться с культурой Китая, клуб проводит много мероприятий, один из них – разговорный клуб, который проводится обычно раз в неделю. Туда приглашается китайцы, и можно поговорить на китайском языке, привести тоже новых людей, больше узнать о культуре. Обычно темы предлагаются заранее, ты к ним готовишься, приходишь, и уже пытаешься говорить на определенную тему на китайском языке. Также я хотела бы рассказать немного о стажировках. У нас также есть краткосрочные стажировки и долгосрочные. Этим летом я ездила на одну из таких стажировок в город Балянь, это как раз университет, в котором я училась Аминский Педагогический, также я знаю, что ребята ездили в Сеань и Шэньмень. Это стажировка летняя, она рассчитана на 4 недели. Первые полдня обычно проходят пары по китайскому языку, во второй половине дня можно съездить в город, познакомиться с культурой, также можно посетить дополнительные пары, на которых будет рассказываться о культуре. У нас была пара по каллиграфии, живописи, и это было довольно интересно. Также я знаю, что у нас есть долгосрочные программы, у меня есть пара знакомых с 3 курса, которые поехали сейчас на стажировку в Гуаньджоу на 4 месяца, чуть ли не всей группой поехали, думаю, им очень понравится. Я думаю, по этому направлению все, а сейчас я бы хотела еще рассказать о студенческой жизни.
Юлия Борисовна: ну справедливости ради, я бы хотела сказать, что у нас есть еще одно замечательное направление, ближневосточное направление. К сожалению, студентов у нас там в принципе довольно мало, потому что как правильно это одна группа или две, всего одна-две группы собираются на ближневосточное направление. Раньше оно у нас называлось арабское направление, там в приоритете стоял арабский язык, и ребята изучали арабский язык, культуру арабских стран. Пару лет назад у нас немного изменилась концепция, направление стало называться ближневосточное, и насколько я знаю, будет вводиться и персидский язык, чередоваться, плюс сейчас ребята имеют возможность изучать дополнительно древние языки, это древне сирийский, по-моему, грузинский, древнеармянский, они читают тексты. В Общем ближневосточная секция направлена чуть больше наверно в сторону научно-исследовательской деятельности, чуть больше с уклоном в древность. Также дополнительно можно брать турецкий язык, и даже, по-моему, наши какие-то дальневосточники ходят на турецкий язык, все это ведет... Ну у вас турецкий не Алексей Владимирович вел, у вас преподаватель другой. Вот, то есть у ребят довольно много возможностей изучать всякие разные ближневосточные языки. Со стажировками, к сожалению, все гораздо хуже. Это связано прежде всего не столько с возможностями Высшей школы экономики или школы востоковедения, сколько собственно говоря с ближневосточным регионом, то есть, к сожалению, вот вузов партнеров найти очень сложно, потому что они видимо или не заинтересованы, или есть какие-то другие там политические причины и так далее, но тем не менее я знаю, что ведутся переговоры с некоторыми вузами, и мы очень хотим и все преподаватели хотят, и студенты, чтобы у наших ребят было гораздо больше возможностей для стажировок. Также в рамках секций, ближневосточный секции действует один из наших наверно самых старых клубов – это арабский клуб Пальмира, в котором периодически тоже происходят разные интересные мероприятия, лекции с очень уважаемыми приглашенными известными людьми. Кстати, во в рамках корейской секции недавно была лекция очень известного корееведа, также была встреча с послом Кореи, в общем у нас очень много всего интересного происходит в рамках наших секций. Ну и ближневосточная секция здесь не исключение. Наверно все, ну вот кстати буквально на эти майские праздники, наши ребята ближневосточники собираются поехать в такую научно-познавательную поездку по Армении и Грузии. Они в принципе всех желающих берут с собой. В общем у них очень интересная насыщенная жизнь, она у них настолько интересная и настолько насыщенная, что даже сегодня, к сожалению, никто не смог прийти. Передаю дальше слово, и нас ждет наверно такая самая интересная и увлекательная, может быть, часть, которая будет касаться того, чем еще можно заниматься в Высшей Школе Экономики помимо учебы.
Даша: всего в ВШЭ существует более 150 студенческих организаций, они включают в себя различные клубы, проектную деятельность. Это и оркестр, и чирлидинг, и какие-то научные бои, то есть связанные с научной деятельностью, много клубов связанные со спортом, также с путешествиями. Их всех не перечислить, мне кажется, каждый может найти для себя подходящую для себя организацию, которая бы вас заинтересовала. Поэтому я особо не буду на них останавливаться, больше скажу про студенческую активность, работу с различными мероприятиями. Так, например, я знаю, что факультет экономики проводит Весенний Бал, в котором могут участвовать не только студенты этого факультета. Также проводятся музыкальные выступления, обычно проводится два раза в год. Я знаю, что один из них своего рода посвящение первокурсников. Я на такой концерт ходила, это было очень здорово. Выступали там студенты ВШЭ с разными песнями, были песни на японском даже, это было очень здорово. Также проводят различные квесты, один из них – это HSE Run, я тоже в таком участвовала, поэтому могу сказать, что это очень интересно. Собираются команды, которым дается определенные задания и нужно по квесту найти определенные здания Москвы, то есть это квест, распространенный не на какой-то отдельный регион, а тебя могут отправить в любое место Москвы. И это действительно здорово, ты лучше понимаешь место, где ты живешь, узнаешь о Москве и знакомишься с новыми людьми, это тоже очень здорово. Также в Вышке проводится благотворительность и волонтерство. Волонтерство – это разная деятельность, одна из них – проведение олимпиад. Недавно как раз проходили олимпиады Высшей пробы, и студенты ВШЭ принимали в этом участие, дежурили во время олимпиады, помогали с организацией всего процесса. Я бы еще хотела сказать о Дне Вышки. Это очень радостное событие, которое проводится каждый год с 2012 года в сентябре. Проводится это обычно 13 сентября в Парке Горького. Туда могут приходить абсолютно все. Это большой праздник для студентов ВШЭ, а также возможность для абитуриентов узнать о факультетах, направлениях, ближе познакомиться с ВШЭ, также поучаствовать в разных квестах, мастер-классах. Там также обычно присутствуют разные клубы, организации, где можно больше узнать о них. Это очень большое событие, которое длится целый день, и вечером устраивается обычно концерт, на который можно получить билеты, и туда приглашают выступать известных солистов, исполнителей, и это очень хорошая возможность узнать побольше о Высшей Школе Экономики и хорошо провести время. Что касается нашего направления – это День востоковеда, он проводится в мае, он называется Oriental CrazyDay . Это очень грандиозное событие для нашего направления востоковедения, так как это возможность погрузиться в культуру востока, познакомиться с преподавателями, можно поучаствовать, посмотреть на какие-то мастер-классы. Каждый год проводятся мастер-классы по каллиграфии, также можно поучаствовать в каких-нибудь играх или попробовать восточные сладости, выпить японского чая, попробовать арабский кофе, также можно поспрашивать преподавателей по поводу направления, это тоже своего рода день открытых дверей. Также обычно этот день заканчивается концертом, который проводят студенты, студенты устраивают различные сценки, поют песни, читают стихи, танцуют. Это очень интересно, так как это обычно происходит на тех языках, которые они изучают, можно услышать тут даже Две реки, если это вас заинтересует. Я думаю, что на этом все, и вам все очень понравилось, если есть какие-то вопросы, задавайте.
Дарина: Я хотела бы добавить еще, что в Вышке есть достаточно крупные и умелые организации, как СТС – это организация, которая занимается всеми активностями для студентов Вышки, в том числе именно они организовывают HSE Run , именно они организовывают у нас Ночь Вышки. На Ночи Вышки я была в прошлом году, и были разные лекции по темам, которые не затрагиваются в университете, и были разные активности и, по-моему, кинопросмотры, и просто это такая неформальная обстановка, в которой люди с различных факультетов могут пообщаться, познакомиться, и там даже в разные игры поиграть и вкусняшек разных попробовать, и нам очень понравилось. Еще есть такая организация, которая называется Школа Кураторов. Я сама куратор, и я могу сказать, что это реально очень хороший опыт, и это действительно школа, то есть нас учат. Кураторы – это со второго курса ребята помогают первокурсникам ориентироваться в Вышке. Просто необходимые люди, чтобы не потеряться в этом огромном мире Высшей Школы Экономики, и они всегда помогут, подскажут, вас сориентируют, вы не будете здесь брошенными, никому не нужными, вам всегда и подскажут по повожу предметов, преподавателей, как легче, как лучше, как побыстрее что-то сделать в Вышке, и нас очень хорошо готовят. Вот наша школа кураторов проходит в Строгино, и это фактически как, я не знаю, какой-то опыт и в ивент-менеджменте, те в организации, и просто общение с людьми, то есть вы на парах ни за что такое не получите, а вот в таком месте… И там очень хорошие люди, и вы можете посмотреть на студентов с разных факультетов и пообщаться с разными направлениями, потому что иногда в одном здании бывает трудно это сделать, например, познакомиться с технарями, которые у нас учатся на МИЭМе в Строгино. Там были очень хорошие ребята со всех корпусов, эта школа разбита на два дня, она проходит в мае, и потом еще в конце августа. Лично я считаю, что это незабываемый опыт, он даже в профессиональной карьере может вам потом помочь, и вообще Вышка всячески старается студентам предложить такие возможности, хотя это на добровольной основе, чисто на вашей инициативе, но все равно получить тот опыт, который вам потом поможет и после того, как вы выпуститесь из университета.
Юлия Борисовна: В общем, возможностей в Вышке огромное количество. Ребят, тогда может быть задавайте активно вопросы, даже те, которых у вас нет. Я бы тоже хотела. Прежде всего это не столько вопрос, у нас так все зефирно получилось, такая вообще замечательная Вышка, все так прекрасно, что даже я захотела немедленно превратиться в студента, а не преподавателя. Но все-таки есть какие-то трудности, с которыми вы сталкиваетесь и как вы с ними справляетесь?
Дарина: о подводных камнях рассказать? Ну, я думаю, главный подводный камень – это рейтинг, потому что у нас все-таки большинство учится на коммерции, и это большая проблема, потому что мы вообще не можем расслабиться. Нам постоянно нужно держать в тонусе себя, и ни на что нельзя закрывать глаза, потому что одна какая-то работа может испортить накопленную оценку, и потом это фактически отражается, вы знаете, у нас десятибалльная система, и из-за того, что она десятибалльная у нас даже за 8, хотя это по 5-балльной шкале отлично, у нас просто идет драка за 9 и 10, это реально очень трудно. Те, кто в топе рейтинга и сохраняет свои скидки, это нужно чтобы все оценки были 9-10, я сразу предупреждаю. Вот на первом курсе у меня средняя оценка была 8 с чем-то, ближе к 9, я сохранила 70%, а сейчас у меня 9,14 средняя оценка, те у нас только 9 и 10, но это не помогает. Мы уже на 50%, и я не знаю на самом деле, что надо сделать, чтобы все 10 получать. Это, во-первых, нужно устанавливать очень хорошие отношения с преподавателями, но это не всегда получается, потому что бывает, что с преподавателем вы расходитесь во мнениях, и некоторым людям очень трудно, хотя нас учат, что «вы имеете дело с востоком, вам нужно учителя уважать и свое мнение немного спрятать, не спорить», но все равно иногда бывает очень трудно с этим смириться, но это тоже школа. У нас есть такой принцип: не для школы, для жизни мы учимся. Вот с какой-то стороны это учит гибкости в отношениях с людьми, она очень пригодится вам в будущем.
Неля: я хочу добавить. Наверно это больше тем ребятам которые будут слушать в вебинаре, потому что я хочу сказать об общежитиях, то, что мы забыли наверно затронуть. Я сама два года прожила в общежитии. Вообще в Вышке довольно много общежитий, но скорее всего вас поселят в то, которое находится в Одинцово или еще дальше. И самая большая проблема в том, что дорога занимает около полутора часов в одну сторону, те это будет 3 часа в день тратиться только на дорогу на корпуса, а если вы учитесь на востоковедении, то вы учитесь на Старой Басманной, то скорее всего это будет 4 часа. Но нельзя сказать, что общежитие плохое, те в Вышке отличные общежития. Дубки, самое дальнее общежитие, в котором я жила – это общежитие квартирного типа, те я жила в квартире на 8 человек, отдельная кухня, 2 санузла, и стоит общежитие конечно можно сказать копейки по сравнению с квартирой в Москве. Но я хочу вам сказать, что если вы поступаете из других городов, то будьте готовы, что на дорогу будете много времени тратить, но к счастью, Вышка помогает людям выезжать из общежития, и после второго курса есть возможность получить компенсацию, то есть если вы выселяетесь из общежития, то каждый месяц вам платят 10 тыс. на съем квартиры, не могу сказать, что это покрывает полностью, но это помогает. Если вы живете с друзьями, то это значительно облегчает, и весь год, например, мне так платят. Может быть так даже еще дальше, на два года некоторым продлевают. Вот так.
Есть блокирующие экзамены. Вот со следующего года у нас вводят блокирующие оценки.
- Возвращают?
Мария: да, возвращают, которые были отменены в 15 что ли году. В общем я вам рассказывала, что результирующая состоит из накопленной и из оценки за экзамен. Накопленная – это домашки, эссе, контрольные и так далее. Со следующего года какой-нибудь из элементов контроля, допустим эссе, становится блокирующим, и, если вы получаете неудовлетворительную оценку за этот элемент контроля, вы получаете автоматически неудовлетворительную оценку за всю дисциплину.
- Как вы успеваете заниматься чем-то дополнительным?
Мария: как? Ну, сон для слабаков.
Дарина: ну, во-первых, слушайте, это еще очень даже нормально, и дальше, когда конкуренция возрастает, это становится еще сложнее. Это реально, если вы умеете планировать свое время, но, если получается, что вы просто ничего не делаете, потому что вы пытаетесь, но не получатся.
Даша: Я бы хотела добавить, что все таки в этом есть какая-то и хорошая сторона, потому что у меня с Вышкой были такие интересные отношения, и я могу про себя рассказать то, что у меня так вышло, что я осталась на 2 год, можно так сказать, то есть у меня было не очень хорошее обучение, но сейчас я как-то пытаюсь немножко восстановить свои позиции, могу сказать, что действительно хорошо в Вышке – это то, что она учит работать. Может это будет тяжелые 4 года, когда придется работать много, уже 5, да, когда вам действительно придется очень много работать и очень много, чего делать, но вы за этот период сможете очень много чему научиться, потому что действительно вы поступаете в Вышку и вы занимаете свое время, мне кажется, на 90%. И даже не то, что в плане основного обучения, а просто у вас постоянно есть какие-то мероприятия, то есть вы можете столько всего изучить за этот период, что это вам в дальнейшем, мне кажется, очень поможет. И это действительно хорошая возможность научиться работать, делать что-то в сжатые сроки, когда от вас это потребуется, потому что, мне кажется, в жизни такие ситуации постоянно будут возникать.
Неля: Я бы хотела, наверно, еще добавить. Мне кажется, Вышка учит распределять приоритеты, потому что вот хотя сказала, что на первом курсе вроде как полегче, мне наоборот казалось, что на первом курсе было ужасно сложно, потому что после школы, когда мы учились до 2 часов, а потом были какие-то дополнительные занятия, максимум я в 7 приходила домой. Учиться в Вышке и приходить домой часов в 10, когда пары заканчиваются в 7:30, мне было безумно тяжело, мне казалось, что я действительно 100% отдаю учебе, но наверно со 2 курса я научилась расставлять эти самые приоритеты, то есть я, конечно, никого не призываю прогуливать, никого не призываю не учиться, но нужно понимать, на что вы делаете упор в своем обучении, то есть для чего вам это, для кого-то образование – это путь в научную деятельность, тогда вам нудно делать упор именно на эти предметы, для кого-то это изучение языка востоковедения, тогда вы должны именно языку уделать максимум времени и внимания, и в зависимости от этого уже нужно рассуждать. Кому-то, например, необходимо работать, потому что так вот получается, что финансов не хватает, и тогда нужно понимать, действительно ли вам стоит на востоковедение идти, может куда-то, где гораздо меньше времени вы проводите в университете и меньше домашних работ.
Дарина: Я хочу добавить. Вы знаете, я сейчас начинаю понимать, что вот то, что вы сюда поступите и будете учиться, это вам вообще не гарантирует, хотя говорят, что востоковедение – перспективно и так далее, вам это совершенно не гарантирует обеспеченность в будущем и вообще то, что вам университет предлагает это надо все брать и даже если будет тяжело все равно пытаться и в том и в другом поучаствовать, и с преподавателями связь налаживать, потому что просто то, что вы будете ходить на пары вам ничего не даст, и даже то, что вы будете ходить на пары языка, хотя у нас их относительно много, 6-7 пар в неделю, все равно основная нагрузка она у вас должна быть на самостоятельное изучение, то, что вы просто садитесь, заставляете себя учить слова, или слушать на YouTube , я слушаю корейскую речь, потому что сидя здесь в России, то , что я получаю на парах это сразу нужно практиковать, и с корейцами например встречаться, в Москве у нас их было довольно много в Вышке, их как-то находить и с остальными студентами, потому что вы не можете знать, связь с кем, отношения с кем вам помогут в будущем, поэтому просто то, что вы ходите на пару это можно сказать ничего по сравнению с той подводной частью айсберга, который есть в Вышке и который вы должны взять, чтобы в будущем более менее какая-то определенность была, чтобы если что были люди, которые вас смогут направить, помочь. Или вы должны пока здесь вот в Вышке, еще, например, майнор очень тщательно выбирать, потому что майнор по сути – это ваша вторая специализация и, если он вам будет очень нравиться, вот у меня, например медиа, почему бы с языком не пойти в журналистику. Можете посмотреть, очень хороший журналист Кирьянов. Он в своем плане можно сказать уникальный специалист, он не просто профессиональный журналист, он еще и в стране разбирается так, как это мало кто делает. И точно также можно стать суперкрутым профильным специалистом или юристом, а язык это просто инструмент. В общем вот так, все зависит от вас.
- У меня есть вопрос. Вступительный экзамен на какой базе основан: на школьной или другой?
Мария: Смотря для кого, если вы поступаете по ЕГЭ, то вступительных экзаменов у нас нет, а если поступает иностранные граждане, то они уже сдают вступительные экзамены.
- То есть только по баллам?
Мария: да, к сожалению, но 298 не много.
Никита: как я уже сказал, можно теоретически еще по олимпиадам поступать, потому что большая часть людей так и делает. У нас практически все бюджетники – это олимпиадники и многие из них не набирали на самом деле 298 баллов, они набирали меньше. На самом деле олимпиады очень сильно помогают.
- Многие даже не готовились сильно и смогли выиграть, так что попробуйте.
Юлия Борисовна: наверно ребят, я бы хотела показать место, где можно найти всю информацию, не только по востоковедению, но вообще по поступлению в принципе. Это сайт Высшей Школы Экономики ( hse . ru ), он очень простой. И видите, день открытых дверей для поступающих в бакалавриат сейчас был, это как раз то, что я говорила будет в это воскресенье. Поскольку вы еще школьники, да, у вас еще есть возможность в следующем году разработать свою стратегию поступления, поучаствовать в каких-то олимпиадах, поучаствовать в олимпиаде Высшая Проба. Как ребята совершенно верно заметили, на бюджетные места в основном поступают ребята по олимпиадам, так случается, поэтому вы еще можете поучаствовать. Вот здесь есть такая вкладочка «школьникам», и здесь написано все: и про лицей Вышки, про факультет довузовской подготовки, про олимпиады и конкурсы, предметные школы, вот кстати наша школа юного востоковеда, и лектории, клубы, проекты; в общем очень много всего, что делает Вышка для школьников. На общеобразовательный портал, тут новости и все-все-все можете увидеть. Непосредственно о программах бакалавриата, которые вам интересны. Олимпиады, видите, здесь есть отдельно вкладочка, но там есть олимпиады не только школьные, там еще олимпиады студенческие, потому что у нас есть олимпиады для студентов, и победители этих олимпиад получают возможность поступления в магистратуру без экзаменов. Это отдельная тема, пока касаться не будем. Вот «бакалавриат» здесь можно всю исчерпывающую информацию получить, образовательные программы – вот они здесь списком представлены в огромном количестве по направлениям. Ну единственно, я сейчас открою нашу программу востоковедения. Вот наша программа. Здесь тоже вы видите минимум, так называемый паспорт программы, вот здесь сколько лет обучения, бюджетные места, здесь всякие новости, рубрики, вот здесь наши выпускники пишут о себе. Справа вы можете увидеть «о программе», то все здесь описание программы очень подробное, что будет изучаться, где практику проходить и так далее, все можете увидеть, более того мы можете вообще залезть например, вкладочка студентам, и увидеть, что у нас здесь вообще происходит, ка ребята учатся, какое расписание, какие преподаватели, вот для абитуриентов здесь паспорт программы, собственно говоря там все есть. Я не буду открывать, в общем говоря вышкинский сайт очень удобно устроен, там есть просто все. Вы можете даже найти базу учебную программы, где по каждому курсу будет расписано, какие предметы в каком объеме будете вы изучать. Мне кажется, что никакой другой вуз не предоставляет настолько полную информацию, инсайдерской практически по обучению, поэтому правильно ребята сказали, я добавлю, все будет зависеть от вас, но притом вы остаетесь благодаря нашим кураторам из школы кураторов, вы не останетесь в одиночестве, но очень многое действительно в Вышке зависит от вашей активности. Я должна сказать, что это касается не только студентов, но это касается и всех сотрудников, и преподавателей. Огромное количество возможностей дает вуз, но взять их вы можете только сами, поэтому будет все зависеть только от того, насколько вы целеустремлены, насколько вы понимаете, что вы хотите, а это не всегда бывает понятно, и например, на третьем курсе у наших студентов начинается какой-нибудь психоз на тему: «О, Боже, где я буду работать, а что делают востоковеды, а куда нам идти»
- На первом курсе.
- А, уже на первом курсе, то есть помолодел психоз. На первом и втором курсе у нас обычно ребята еще, так сказать, получают удовольствие от того, чем они занимаются, а сейчас видите уже молодое поколение уже психоз молодит. Поэтому здесь, конечно, тоже вы имейте в виду, что не надо друг друга заводить, то есть понятное дело. Что сейчас у нас просто еще и время укоряется, и мы живем в такую эпоху, во времени такого колоссального информационного поля, огромного, что наши с вами возможности, они ограничены, поэтому, кончено, время не стоит на месте, скорость у нас возрастает, но это все таки не означает, что жизнь вообще скоро станет невозможной. Нет, конечно, возможной и, конечно, возможностей больше становится, и для будущей работы и так далее, поэтому я бы еще хотела добавить в заключение, что востоковедение – это наверно один из таких эээ, я сама преподаватель японского языка, чем мне самой нравится востоковедение, если совсем философски на это посмотреть, то, конечно, это уникальный инструмент для постижения мира, себя и своей культуры прежде всего, потому что мы с вами живем в нашем культурно-языковом поле и очень многие вещи не осознаем, когда мы начинаем сталкиваться с культурами, которые достаточно сильно отличаются от нашей и это я говорю не про техническое совершенство, я имею в виду более глубокие морально-нравственные установки, какие-то принципы повседневной жизни в том числе взгляды на семью, себя, мир, общество и так далее, то благодаря этому мы сами себя лучше познаем. И честно сказать, если отвлечься от, совсем высоко подняться, то окажется, что востоковедение и вообще восточная культура – одна из лучших возможностей самопознания, то есть вы познаете другую культуру и глубже начинаете осознавать себя, поэтому конечно можно наверно сказать, что к востоковедению больше расположены люди такие чуть-чуть интроверты, думающие, мыслящие, пытающиеся отгадать какие-то загадки мира, хотя мне вот кажется все наши ребята очень живые и целеустремленные, в общем сильно философией не заморачивающиеся. Может еще вопросы? У наших ребят, которые онлайн, есть какие-то вопросы? Ну тогда, во-первых, приходите 24 числа. Спасибо большое, что вы сегодня пришли, мы еще с вами не прощаемся, у нас еще 2 блока лекций, кроме того, у нас еще практические занятия, возможность написать реферат и почувствовать себя чуть-чуть, совсем чуть-чуть, студентом, ну и поскольку речь сегодня шла об Oriental CrazyDay, который мы уже совсем скоро начнем. 19 мая у нас будет очередной наш праздник, но до этого мы вам еще 10 раз напомним, так что спасибо большое, что вы сегодня пришли.
Текст подготовила Татьяна Витальевна Великая