Восточно-западный диалог: культурное, религиозное и социальное измерения
«Восточно-западный диалог: культурное, религиозное и социальное измерения» - международный научно-исследовательский и публикационный проект, осуществляемый Школой востоковедения, совместно с рядом ведущих российских и зарубежных научных центров.
Среди партнёров проекта - Fu Jen Catholic University (Тайвань), Высший совет научных исследований (Испания), St Joseph University (Макао) и др.
Проект осуществляется в рамках приоритетных научных направлений Школы востоковедения.
Цель проекта
Исследование, введение в научный оборот и публикация исторических документов, отражающих коммуникативные стратегии и практики в системе международного взаимодействия Запада и Востока (страны Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока)
Особенности исследовательского проекта
Важной особенностью данного проекта является многоаспектность и комплексность подхода к изучению диалога Запада и Востока как феномена, конструкта, концепта и сферы международного и межкультурного взаимодействия.
Научные исследования проводятся в нескольких тематических областях:
- Теоретико-методологическое
- Лингвокультурологическое
- Историко-политическое
- Семиосоциокультурное
В рамках данных тематических областей начаты исследования по следующим направлениям:
- Западный человек на Востоке
- «Восток» как мифологема западной культуры
- Миссионеры на Востоке: коммуникативные стратегии Запада в Новое время
- Перцепция западной культуры в Азии
- «Другая Азия» - особенности восприятия азиатской культуры и политики представителями западной культуры в Новое и Новейшее время
- Китай как реальность и как мифологема в системе международных отношений
- Лао-цзы в России: восприятие философии и поэтики раннего даосизма в российской науке и культуре в XIX - начале XXI в.
- Православно-буддийские «недоразумения»: российские японофилы и Япония
- Ориентализм на Западе и «оксидентализм» на востоке
Одним из направлений исследований является анализ категориальных систем, характерных для культур Востока и Запада, их соответствий и принципиальных различий, эволюции подходов к осмыслению и интерпретации одной культуры в рамках категориального аппарата другой культуры, влияния этих интерпретаций на самосознание этносов и культур и становление национальных языков.
Открытый характер проекта
Участники проекта открыты для диалога и готовы включить в исследовательское поле проекта новые интересные предложения по расширению и развитию его проблематики.
Образовательная составляющая проекта
Проект органично включен в образовательный процесс НИУ ВШЭ и имеет важный научно-образовательный компонент:
- в рамках тематических направлений проекта студенты и аспиранты могут наиболее полно реализовать собственные исследовательские интересы и получить научные результаты, значимые для написания курсовых работ, ВКР, статей и диссертаций;
- в ходе работы по проблематике проекта аспиранты и студенты могут расширить свои знания по современной методологии изучения диалога Востока и Запада, освоить новые исследовательские методики и технологии и совершенствовать навыки работы с источниками;
- результаты научных исследователей профессоров и преподавателей, участвующих в проекте, апробируются в рамках учебных дисциплин в рамках образовательной программы «Востоковедение».
Участие аспирантов и студентов приветствуется. Это – прекрасный старт для научной карьеры в востоковедении и возможность работать под руководством ведущих специалистов.
Формы осуществления проекта
- Проведение научных семинаров и круглых столов.
- Организация и проведение конференции «Диалог Восток-Запад».
- Публикация результатов на профильном интернет-ресурсе и в виде сборников научных трудов.
Руководители проекта:
Доктор исторических наук, профессор, руководитель Школы востоковедения
доктор исторических наук, профессор, академический руководитель магистерской программы Школы востоковедения
Ученый секретарь проекта:
кандидат филологических наук, доцент