Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Leonid Grinin et al.
Critical Sociology. 2024. P. 1-22.
Korotayev A., Issaev L., Anna I. et al.
In bk.: Terrorism and Political Contention. New Perspectives on North Africa and the Sahel Region. Springer, 2024. P. 169-194.
В докладе шла речь о двух основных (с точки зрения Е.Штейнера) модусах японской поэзии: коллективности (или совместности) творческого процесса и контекстуальности, как необходимом условии для текстопорождения и считывания мессиджа текста. Докладчик обратился к ряду важных аспектов социокультурного бытования поэзии, обычно остающихся вне поля зрения исследователей: условия возникновения стихотворений, их назначение и место в обществе. Перечисленные моменты являются экстра текстовыми к каждой конкретной миниатюре, но если подумать о возможности установления иных, более широких рамок текста, то бытующее представление о японской классической поэзии как поэзии лирической миниатюры может быть значительно скорректировано.
На всем протяжении средневековья (особенно в XII-XV вв.) стихотворчество оставалось в значительной степени социальным действом, в котором коммуникативные и регулятивно-моделирующие мотивы преобладали над чисто эстетическими. Сочинение танка (не говоря уже о рэнга) было часто коллективной молитвой и жертвоприношением богам. Ритуальное воспроизведение циклического миропорядка и человеческих взаимоотношений, включенных в природный континуум, восходит еще к "песенной плетенке" утагаки. Древнее назначение поэзии - связывать людей между собой, а также людей и богов - сохранялось и в развитом средневековом обществе.
Учет социокультурной функции стиха и осмысление поэзии как межличностного коммуникативного процесса, имеющего целью коллективное моделирование универсума, требует расширения понятия самодостаточного поэтического текста. Во многих случаях это не танка, а целостная композиция хякусю, рэнга или особого рода сложноорганизованный текст, построенный сообразно ритму дзимон-ута – т.е. антологии тёкусэн.