• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна

Наши партнеры

Статья
Влияние «арабской весны» на «черную весну» в Буркина-Фасо

Исаев Л. М., Коротаев А. В., Бобарыкина Д. А.

Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2022. № 1. С. 98-109.

Глава в книге
Supply Chain and Digital Transformation in Japan
В печати

Veselova A., Shaposhnikov S.

In bk.: Increasing Supply Chain Performance in Digital Society. IGI Global Publishing, 2022.

Препринт
STUDENTS AND PROTESTS: A QUANTITATIVE ANALYSIS

Ustyuzhanin V., Korotayev A., Sawyer P.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2022

Доклад Евгения Штейнера в РГГУ

17 апреля в японистическом семинаре при Институте Восточных культур и античности (ИВКА) в РГГУ состоялся доклад Профессора Школы востоковедения Е.С.Штейнера о японской поэзии: «Совместность и контекстуальность как формообразующие характеристики японской классической поэзии».

В докладе шла речь о двух основных (с точки зрения Е.Штейнера) модусах японской поэзии: коллективности (или совместности) творческого процесса и контекстуальности, как необходимом условии для текстопорождения и считывания мессиджа текста. Докладчик обратился к ряду важных аспектов социокультурного бытования поэзии, обычно остающихся вне поля зрения исследователей: условия возникновения стихотворений, их назначение и место в обществе. Перечисленные моменты являются экстра текстовыми к каждой конкретной миниатюре, но если подумать о возможности установления иных, более широких рамок текста, то бытующее представление о японской классической поэзии как поэзии лирической миниатюры может быть значительно скорректировано.

На всем протяжении средневековья (особенно в XII-XV вв.) стихотворчество оставалось в значительной степени социальным действом, в котором коммуникативные и регулятивно-моделирующие мотивы преобладали над чисто эстетическими. Сочинение танка (не говоря уже о рэнга) было часто коллективной молитвой и жертвоприношением богам. Ритуальное воспроизведение циклического миропорядка и человеческих взаимоотношений, включенных в природный континуум, восходит еще к "песенной плетенке" утагаки. Древнее назначение поэзии - связывать людей между собой, а также людей и богов - сохранялось и в развитом средневековом обществе.

Учет социокультурной функции стиха и осмысление поэзии как межличностного коммуникативного процесса, имеющего целью коллективное моделирование универсума, требует расширения понятия самодостаточного поэтического текста. Во многих случаях это не танка, а целостная композиция хякусю, рэнга или особого рода сложноорганизованный текст, построенный сообразно ритму дзимон-ута – т.е. антологии тёкусэн.