• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Доклад Евгения Штейнера в РГГУ

17 апреля в японистическом семинаре при Институте Восточных культур и античности (ИВКА) в РГГУ состоялся доклад Профессора Школы востоковедения Е.С.Штейнера о японской поэзии: «Совместность и контекстуальность как формообразующие характеристики японской классической поэзии».

В докладе шла речь о двух основных (с точки зрения Е.Штейнера) модусах японской поэзии: коллективности (или совместности) творческого процесса и контекстуальности, как необходимом условии для текстопорождения и считывания мессиджа текста. Докладчик обратился к ряду важных аспектов социокультурного бытования поэзии, обычно остающихся вне поля зрения исследователей: условия возникновения стихотворений, их назначение и место в обществе. Перечисленные моменты являются экстра текстовыми к каждой конкретной миниатюре, но если подумать о возможности установления иных, более широких рамок текста, то бытующее представление о японской классической поэзии как поэзии лирической миниатюры может быть значительно скорректировано.

На всем протяжении средневековья (особенно в XII-XV вв.) стихотворчество оставалось в значительной степени социальным действом, в котором коммуникативные и регулятивно-моделирующие мотивы преобладали над чисто эстетическими. Сочинение танка (не говоря уже о рэнга) было часто коллективной молитвой и жертвоприношением богам. Ритуальное воспроизведение циклического миропорядка и человеческих взаимоотношений, включенных в природный континуум, восходит еще к "песенной плетенке" утагаки. Древнее назначение поэзии - связывать людей между собой, а также людей и богов - сохранялось и в развитом средневековом обществе.

Учет социокультурной функции стиха и осмысление поэзии как межличностного коммуникативного процесса, имеющего целью коллективное моделирование универсума, требует расширения понятия самодостаточного поэтического текста. Во многих случаях это не танка, а целостная композиция хякусю, рэнга или особого рода сложноорганизованный текст, построенный сообразно ритму дзимон-ута – т.е. антологии тёкусэн.