• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Книга
История и культура Японии

Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Глава в книге
Внутри- и внешнеполитический контекст создания Корейского посольства в Токио, 1887 г.
В печати

Гришина Д. Е.

В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.

Доклад Евгения Штейнера в РГГУ

17 апреля в японистическом семинаре при Институте Восточных культур и античности (ИВКА) в РГГУ состоялся доклад Профессора Школы востоковедения Е.С.Штейнера о японской поэзии: «Совместность и контекстуальность как формообразующие характеристики японской классической поэзии».

В докладе шла речь о двух основных (с точки зрения Е.Штейнера) модусах японской поэзии: коллективности (или совместности) творческого процесса и контекстуальности, как необходимом условии для текстопорождения и считывания мессиджа текста. Докладчик обратился к ряду важных аспектов социокультурного бытования поэзии, обычно остающихся вне поля зрения исследователей: условия возникновения стихотворений, их назначение и место в обществе. Перечисленные моменты являются экстра текстовыми к каждой конкретной миниатюре, но если подумать о возможности установления иных, более широких рамок текста, то бытующее представление о японской классической поэзии как поэзии лирической миниатюры может быть значительно скорректировано.

На всем протяжении средневековья (особенно в XII-XV вв.) стихотворчество оставалось в значительной степени социальным действом, в котором коммуникативные и регулятивно-моделирующие мотивы преобладали над чисто эстетическими. Сочинение танка (не говоря уже о рэнга) было часто коллективной молитвой и жертвоприношением богам. Ритуальное воспроизведение циклического миропорядка и человеческих взаимоотношений, включенных в природный континуум, восходит еще к "песенной плетенке" утагаки. Древнее назначение поэзии - связывать людей между собой, а также людей и богов - сохранялось и в развитом средневековом обществе.

Учет социокультурной функции стиха и осмысление поэзии как межличностного коммуникативного процесса, имеющего целью коллективное моделирование универсума, требует расширения понятия самодостаточного поэтического текста. Во многих случаях это не танка, а целостная композиция хякусю, рэнга или особого рода сложноорганизованный текст, построенный сообразно ритму дзимон-ута – т.е. антологии тёкусэн.