• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Таинство искусства исламской каллиграфии

Несмотря на каникулы студентов и отпуска преподавателей, культурная жизнь в Школе востоковедения не остановилась. 9 и 10 июля мы принимали в гостях выдающегося мастера, владеющего искусством исламской каллиграфии, художника из Ирана Нассера Тавуси.

Мастер Тавуси – уникальный специалист, который владеет техникой сразу нескольких почерков в рамках искусства исламской каллиграфии. Всего таких почерков, по его словам, более 40. При этом благодаря Нассеру Тавуси были восстановлены техники ряда уже забытых почерков – например, «рук’а» и «рихан», которые при тщательной работе мастера были даже усовершенствованы. А среди своих любимых почерков он называет такие, как «насх», «насталик», «сульс» и «куфи».

Действо, которое разворачивалось в эти дни, иначе как таинством не назовешь. В первый день мастер Тавуси ввел слушателей в тему искусства исламской каллиграфии, рассказав о генезисе разных видов каллиграфических почерков, основанных на арабице, а также об их основных различиях. Вторая часть мероприятия была практической: около часа гости наблюдали, как мастер работает с разными почерками, выписывая «басмаллу» и фрагменты из Корана. Памятным и трогательным завершением вечера стали подарки Нассера Тавуси Школе востоковедения: руководитель ближневосточной секции Алексей Муравьев с благодарностью принял от мастера его работу – каллиграфический рисунок в форме кипариса (в иранской культуре кипарис – символ молодости); а его заместителю, Ирине Царегородцевой, мастер подарил полотно с образцами разных почерков и именным посвящением.

Но самое главное мастер Тавуси приберег для второго дня мероприятия. Там он уже более подробно рассказал о преемственности искусства исламской каллиграфии, основных его мастерах и своих учителях. В конце вечера гостей ждал настоящий сюрприз – Нассер Тавуси разыграл настоящий спектакль, в котором показал, как надо правильно выбирать и затачивать калам для каллиграфической работы. Оказывается, цвет калама не играет роли вообще, а материал для этого инструмента должен быть как можно более прочным, чтобы калам не размок от частого макания в краску или чернила. Мастер раскрыл и свой собственный секрет выбора высококачественной краски: оказывается, чем хуже пахнет краска, тем она лучше. Есть у каллиграфа и два вида специальных инструментов. Один, особый, похожий на перочинный нож, предназначен для затачивания калама. Другой скорее напоминает лезвие и используется для исправления ошибок; например, когда в конце работы мастера внезапно что-то отвлекло, и его рука дрогнула, мастер может подчистить лезвием лишнее на бумаге.

В этот день также не обошлось без подарков: памятный дар от Нассера Тавуси получил специальный гость мероприятия – начальник отдела историко-документального департамента МИД РФ Вячеслав Мошкало.

10 июля все разошлись поздно – мастера не хотели отпускать, ведь он, как благородный шейх, два дня делился с нами сокровенным знанием искусства исламской каллиграфии; искусства, которое, несмотря на свою элитарность и техническое совершенство, может быть доступно каждому, кто, по словам Нассера Тавуси, имеет щедрое сердце и чистые помыслы.

Мы благодарим факультет мировой экономики и мировой политики и Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ за помощь в организации встречи с Нассером Тавуси. Особая благодарность – Фонду исследований исламской культуры им. Ибн Сины, без которого это мероприятие бы не состоялось.

В скором времени здесь появится видеозапись второго дня мероприятия, а пока отдельные видео-фрагменты встречи можно найти на странице канала ЯТВ в Фейсбуке.

Фотографии любезно предоставлены Фондом исследований исламской культуры им. Ибн Сины.

Видеозапись (скачать / смотреть 1280x720)