• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Щербаков Денис Аркадьевич
Заместитель руководителя Хохлова Елена Анатольевна
Помощник руководителя по учебно-методической работе Бакланова Мария Алексеевна
Книга
Российско-китайский диалог: модель 2020

Лузянин С. Г., Карнеев А. Н., Данилин И. В. и др.

РСМД, Фуданьский университет, 2020.

Глава в книге
Сравнительный анализ изданий «Аль-Китаб» (الكتاب, «Книга») Сибавейхи (по материалам «Предисловия» к каирскому изданию 1988 года)

Чупрыгина Л. А., Бутурлин И. С., Рабинович И. В. и др.

В кн.: Труды Института востоковедения РАН (вып. 27). Проблемы общей и востоковедной лингвистики. Языки Азии и Африки. Вып. 27. М.: Институт востоковедения РАН, 2020. С. 256-264.

Лекционный курс «Ливия вчера, сегодня, завтра. Эволюция социально-политических институтов»

Лекционный курс «Ливия вчера, сегодня, завтра. Эволюция социально-политических институтов» школы востоковедения состоялся онлайн в период с 20 мая по 10 июня

Лекционный курс «Ливия вчера, сегодня, завтра. Эволюция социально-политических институтов»

Курс подготовлен старшим преподавателем школы востоковедения Андреем Чупрыгиным и преподавателем школы востоковедения Валерием Матросовым при организационном содействии студента 3 курса ОП «Востоковедение» Вадима Шалупкина.

Проект поддержан грантом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

В 1951 г. усилиями Лондона и Парижа на территории Северной Африки, на тех землях, где с древнейших времён отсутствовал опыт государственности, появилась новая страна – Ливия. На протяжении шестидесяти лет эта страна достаточно стабильно и динамично развивалась, причём революция 1969 г., в результате которой к власти пришёл Муаммар Каддафи, стала важным фактором её эволюции. Тем не менее, гражданский конфликт, разразившись в 2011 г., в кратчайшие сроки привёл Ливию в фактическое состояние failed state, привёл к разрушению прежних политических и социальных институтов и к формированию на их месте новых – правда, уже не в масштабе государства, а на уровне отдельных городов, племён etc.

Темой курса из четырёх лекций стала эволюции социально-политических институтов Ливии.

20 мая состоялась первая лекция курса – «Племена и дервиши: Ливия короля Идриса (1951-1969)».

В ходе лекции (автор Валерий Матросов) были даны базовые теоретические основы устройства ливийского племенного общества и развития различных (городские и племенные) типов исламских институтов в стране. Была показана эволюция социально-политических институтов трёх регионов страны до обретения Ливией независимости, а также в первые годы её существования в качестве единого государства при монархическом режиме короля Идриса. Основной упор в изложении правления Идриса был сделан на роль его личности в эволюции социально-политических процессов в стране, а также на значимость внешнего фактора в формировании ливийской политической повестки в 1951-1969 гг.
Посмотреть на YouTube

27 мая состоялась вторая лекция – «Лейтенант – Полковник – Асабиййя: эпоха Муаммара Каддафи (1969-2011)». Автор – Андрей Чупрыгин.

В рамках лекции было продемонстрировано, как после революции 1969 г. сформировался и развился государственный институт «одной личности». Была дана ёмкая характеристика преобразований и политических шагов, в ходе которых Муаммар Каддафи реализовал свои основные ценности и жизненные установки – исламские, племенные, народовластнические; также был раскрыт международный контекст, в рамках которого режим и стиль правления Каддафи не получили понимания со стороны региональных и мировых игроков. Личность самого Полковника рассматривалась с необычного угла: как фактор «сдерживания» самостоятельного развития политических институтов страны в пост-независимый период.
Посмотреть на YouTube

4 июня состоялась третья встреча, посвящённая состоянию страны в контексте серии потрясений, начало которым положили события весны 2011 г. — лекция «Премьер, Парламент и Фельдмаршал».

В ходе рассказа о событиях 2011-2020 гг. А. В. Чупрыгин затронул вопросы, на которые никогда не посягала российская публицистика (и почти никогда – академическая среда): можно ли считать революцией события, приведшие в 2011 г. к свержению режима Муаммара Каддафи? Могли ли быть эффективны структуры и институты, заполнившие политический вакуум? Так ли велика поддержка в стране генерала Халифы Хафтара? Через призму ярких набросков, сюжетов, характеров была представлена пёстрая палитра ливийской политической оркестровой ямы, лишившейся дирижёра, где даже старший помощник младшего перкуссиониста, раз в неделю робко ударявший по треугольнику, посчитал себя единственным достойным встать за пульт и править бал.
Посмотреть на YouTube

Заключительную лекцию цикла «Игроки потенциальные и реальные. Воображение и реальность ливийской проблемы» Валерий Матросов прочитал 10 июня.

В рамках лекции Валерий Анатольевич рассказал о том, какие проблемы возникают при попытках изучения запутанного ливийского конфликта, охарактеризовал акторов современной ливийской политической палитры (в том числе и тех, кто не в такой степени «на слуху», как Х. Хафтар или Ф. ас-Саррадж, но также способен претендовать на «кусок пирога» при перераспределении властных и экономических ресурсов в Ливии) и их бэкграунд, проанализировал факторы формирования легитимности лидеров и руководящих структур племён, исламистских группировок, военных формирований, городских сообществ. Были обозначены проблемы, которые сегодня выходят на первый план. Эти проблемы, связанные с социально-политической повесткой, диктуют направление дальнейших исследований, направленных на изучение комплекса вероятностей в политической перспективе Ливии.
Посмотреть на YouTube

По итогам лекций состоялось обсуждение затронутых в них вопросов.

Видеозаписи лекций размещены на youtube канале Школы востоковедения.

Работа в рамках исследовательского проекта "Ливия вчера, сегодня, завтра" будет продолжена. Нас ожидают открытые семинары, круглые столы и публичные лекции.