Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024.
Корееведение. 2024. № 2(7). С. 5-13.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Чистота помыслов и поступков.
Фрагмент папируса «Книги мертвых», найденный в гробнице Нани в Фивах, относится к 1050 году до н.э. и описывает сцену взвешивания сердца на суде Осириса. Нани была ритуальной певицей бога Амона-Ра. Согласно представлениям жителей Древнего Египта, суд над умершим проводился для того, чтобы узнать, какой была земная жизнь человека и соответствует ли умерший требованиям Маат, богини справедливости и истины.
На данном фрагменте папируса «Книги мертвых» изображена сцена взвешивания сердца Нани. Нани стоит в зале суда, возле весов, в руке она держит свои глаза и рот. На одной чаше лежит ее сердце, а на другой — статуэтка Маат. Справа сидит Осирис — главный бог, выносящий приговор, по центру, между плечами весов, — Анубис, отвечающий за погребальные ритуалы бог с головой шакала следит за процессом взвешивания сердца. Бог мудрости и письма Тот документирует результаты. Рядом с Нани стоит жена Осириса, Исида.
Согласно наиболее распространенным описаниям сцены взвешивания, в зале Двух Истин сердце умершего клали на одну чашу весов, а перо Маат — на другую (в данном фрагменте вместо пера представлена статуэтка самой богини). Человек должен был доказать, что он вел праведный образ жизни на земле и не совершал грехов. Чтобы подтвердить это, он произносил речь перед Маат и другими богами, сохранившуюся в 125 главе «Книги мертвых»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины....
Я чист, я чист, я чист, я чист!»
(здесь и далее перевод с древнеегипетского М. А. Коростовцева)
Затем умерший обращался к каждому из 42 богов-судей, доказывая, что его тело и душа чисты:
«О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
О Хепет-седожет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
О Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
О Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!»
Следящий за весами Анубис, видя, что они уравновесились, говорит Осирису: «Ее сердце точный свидетель». Осирис отвечает: «Дай ей ее глаза и ее рот, поскольку ее сердце — точный свидетель».
Если сердце было чистым, не наполненным злостью, алчностью и завистью, то вес его был либо равен, либо был легче пера Маат, и человек получал право войти в загробное царство и продолжить свое существование в вечности.
Маргарита Андреева, БВВ196-2019
1. Rogers Fund, The Metropolitan Museum of Art Guide. New York: Metropolitan Museum of Art, 1994.
2. E. A. Wallis Budge. The Egyptian Book of the Dead. Penguin Classics, 2008.
3. Поэзия и проза Древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. Москва: Художественная литература, 1973.
Фото: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/548344
The Metropolitan Museum of Art, Rogers Fund, 1930. New York.