• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна

Наши партнеры

Статья
City Profile of Pyongyang 3.0: Inside Out

Pavel P. Em, Ward P., Prokopljevic J. et al.

North Korean Review. 2021. Vol. 17. No. 1. P. 30-56.

Глава в книге
Шамс Табризи как историческая личность и как суфии по данным ̆ Макалат-и Шамс-и Табризи

Аверьянов Ю. А.

В кн.: Труды Института востоковедения РАН. Т. 4. Вып. 30: Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. М.: Институт востоковедения РАН, 2021. С. 17-40.

Выставка «Чистота». Экспонат №9. Пенал писца с изображением мученика Филофея Антиохийского. Египет, VI-VII в.

Выставку «Чистота» продолжает еще один объект, связанный с ближневосточной христианской традицией. На кожаном пенале из позднеантичного города Антинополь изображен юный мученик Филофей, покровитель девственного и чистого образа жизни.

Пенал писца с изображением мученика Филофея Антиохийского (Антинополь, Египет, VI-VII в.)

Девство как высшая форма чистоты

На кожаном пенале писца, в котором до сих пор сохранились остатки каламов (заточенных для письма тростинок), выгравировано изображение малоизвестного христианского мученика Филофея из Антиохии. Юноша Филофей пострадал во время Великого гонения (в начале IV в.) и принял мученическую кончину от рук самого императора Диоклетиана. Суд над Филофеем и его кончина сопровождались множеством удивительных чудес: например, по приказу святого из языческого храма в театр Антиохии пришли 69 статуй языческих богов, свернули шеи своим собственным жрецам, а потом провалились в разверзшуюся посреди театра бездну.

Филофея почитали в разных странах христианского Востока – до нас дошли тексты на коптском, греческом, грузинском, сирийском, эфиопском и арабском языках. Особенным почитанием он пользовался в Египте, где ему было посвящено несколько церквей. В «Мученичестве» Филофея и посвященных ему церковных песнопениях особенно подчеркивается его девство и духовная чистота – он отказался вступить в брак с выбранной его родителями невестой и сохранил свою чистоту до смерти. Так, в одном из песнопений в честь Филофея Христос обещает ему отдельный венец за его чистоту. Это стало одной из причин того, что в дальнейшем Филофея стали воспринимать как защитника от сексуальных домогательств: в частично дошедшем до нас сборнике его посмертных чудес излагается история чудесного спасения некой знатной женщины, которую пытался изнасиловать слуга, сопровождавший её в путешествии по пустынной местности. Женщина обратилась с молитвой к святому Филофею и её обидчик внезапно исчез – невидимая рука подняла его в воздух, перенесла его в Антиохию, в церковь, посвященную этому мученику, и подвесила его под сводами церкви, где он провисел три дня. Сам же святой явился женщине и сопроводил её в Антиохию, где затем прилюдно казнил насильника, признавшегося в своём преступлении.

Пенал был найден при раскопках кладбища в городе Антинополь командой французских археологов в 1898 году, сейчас он хранится в Лувре. Изображение юноши Филофея в образе воина с копьем, поражающего демона (или Диоклетиана?) в виде змееобразной фигуры – один из самых ранних иконографических образов святого воина. В верхней части пенала написано по-гречески «Святой Филофей, помоги твоему рабу Памио». Интересная особенность этого пенала – начертанные под изображением святого voces magicae: бессмысленные сочетания слогов, которые, как считалось, имели магическую силу и должны были защищать владельца амулета от злых сил. Этот пенал показывает нам некоторые особенности раннего египетского христианства, в котором верующий мог одновременно обращаться к мученику с молитвой и наносить рядом с его изображением магические знаки для защиты от дурного глаза.

Описание: Рогожина А.А.

Фотография: Georges Poncet © 2008 Musée du Louvre, dist. RMN-Grand Palais

Библиография:

Anna Rogozhina. “And from his side came blood and milk”: The Martyrdom of St Philotheus of Antioch in Coptic Egypt and Beyond. Piscataway: Gorgias Press, 2019.

Рогожина А. А. Коптская и грузинская версии мученичества св. Филофея Антиохийского // В кн.: Культурное наследие Египта и Христианский Восток. Вып. 2. Институт востоковедения РАН, 2004. С. 151-168.