• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Выставка «Чистота». Экспонат №13. Страницы из сборника «Свидетельства добрых дел». Тунис (?), 1629

Этот экспонат выставки «Чистота» – несколько страниц сборника «Даляиль-аль-Хэйрат» – знакомит нас с суфийскими аскетическими практиками, направленными на достижение чистоты души. Описание подготовил Антон Клюев.

«Даляиль-аль-Хэйрат».Каллиграф Мухаммад ар-Рияхи, 1629.

Представления суфизма о чистоте души, приближающей человека к Богу.

Представленная на выставке рукопись – одна из самых ранних датированных иллюстрированных копий «Даляиль-аль-Хэйрат» («Свидетельства добрых дел»), собрания молитв за Пророка Мухаммада. Этот сборник составлен в Марокко в середине XV века суфийским автором Мухаммадом б. Сулейманом аль-Джазули. Данный сборник пользуется особым спросом в среде самих суфиев, многие из которых в обязательном читают его на утренней и вечерней молитве. Суфии – исламские мистики, посвящающие жизнь достижению духовной чистоты. Есть две основных версии происхождения слова «суфий». Первая, она же общепринятая, согласно которой оно происходит от арабского «суф», то есть «шерсть», потому что суфии носили грубую шерстяную одежду. Вторая версия, менее известная: «суфий» происходит от арабского «сафв», что переводится как «духовная чистота». Так или иначе, обе версии довольно красноречиво говорят о концепции суфизма.

Суфизм не существует как единое течение, он состоит из огромного количества суфийских орденов, по-арабски тарикатов. Одним из таких орденов является аш-Шазили, к которому и принадлежал автор сборника «Даляиль-аль-Хэйрат». Все суфийские ордена используют практически один и тот же набор практик и предписаний, но у каждого из них есть свои идеи, правила и прочие особенности. Например, тарикат аш-Щазили известен своим зикром – они просто повторяют имя Аллаха, не добавляя ничего от себя. Также суфии этого ордена считают, что в человеческом сердце не должно быть ничего, кроме Аллаха. Человек должен отказаться от всего мирского, потому что оно отдаляет его от Аллаха. Человеческие души делятся на несколько уровней по степени «чистоты». Члены этого ордена изучают деяния мусульманских «святых» и извлекают «чистые истины». Они считают это способом поклонения Аллаху и приближения к нему.

«Даляиль-аль-Хэйрат» начал обретать популярность в XVI веке и в итоге распространился по всему исламскому миру вплоть до западных границ Китая. Как наставление преданности Пророку, текст стал вторым текстом по распространенности после Корана среди мусульман-суннитов. Считается, что за ношение текста с собой и чтение молитв, написанных в нем, Бог может даровать человеку благословение, бараку, дающую удачу и защиту. По всему исламскому миру разошлось множество версий как самого текста, так и его оформления. Данный манускрипт создан в североафриканской традиции: текст написан магрибинским шрифтом, на каждой странице по 10 строк, важные слова выделены золотыми или красными чернилами. На цветных иллюстрациях различные изображения Мекки, а также геометрические орнаменты. 

Описание: Клюев Антон. 

Фото: The Metropolitan Museum of Art . 

Библиография:

1. Определение суфизма через кадиритский тарикат аш-Шазили, Фатхуллах Джами // Сайт Тариката аш-Шазили URL: http://shazly.com (дата обращения: 14.01.2020).

2. Тарикат аш-Шазили, Амер ан-Наджжар, Шади Ахмад 

3. Даляиль-аль-Хэйрат // The Metropolitan Museum URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/752280?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=tunisia&offset=20&rpp=20&pos=38  (дата обращения: 14.01.2020).

4. Тарикат аш-Шазили // Первый информационный религиозный портал URL: https://dawa.center/religion/55 (дата обращения: 14.01.2020).