Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Ю Ч. Е., Хохлова Е. А., Бакланова М. А.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
International Journal of Information and Education Technology. 2024. Vol. 14. No. 10. P. 1335-1343.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
«Бесконечные молитвы». Ю. З. Ками (Камран Юсефзаде). 2009 г.
Молитва и медитация как очищение сознания
Камран Юсефзаде (Y.Z. Kami) - иранский художник, сейчас проживающий в Нью-Йорке. Свои первые картины он начал писать в возрасте около пяти-шести лет. В детстве он много времени проводил в студии Али Мохаммада Гейдариана вместе с мамой, которая была художницей. Али Мохаммад Гейдариан был персидским художником, путешествующим по Европе для того, чтобы познакомиться с картинами старых европейских мастеров. Именно в студии вместе с мамой Ками писал свои первые картины. Дальнейшие свои художественные навыки он развил у ученика мастера девятнадцатого века Камал ол-Молка. Камрану Юсефзаде принадлежит серия картин «Бесконечные молитвы», выполненных в абстрактном стиле, где молитвы на арабском, персидском и иврите записаны в форме спирали и напоминают нам форму мандалы, у которой нет начала и конца. Вдохновением для работ была тема дихотомии внутреннего и внешнего.
Картина, написанная в 2009 году, выполнена из квадратных полос рисовой бумаги, которые расположены в спиральной форме. А надписи на них являются отрывками из стихов персидского поэта Джалал ад-Дина Руми. Круглая форма с множеством переплетений, не имеющая начала и конца, постоянно повторяющаяся, напоминает многократное чтение молитв, которые очищают разум от греховных мыслей и помогают выбрать правильный путь.
Джалал ад-Дин Руми был основателем одного из самых известных суфийских орденов – «Мевлеви», его произведения оказали большое влияние на развитие мистических суфийских традиций. Свою популярность орден получил благодаря ритуалу «сема», а именно танца, который назвали танцем «кружащихся дервишей». «Сема» в переводе с арабского языка означает «слушать, наслаждаться звуками». Данный ритуал включает в себя пение и танец, кружение вокруг своей оси, во время которого правая рука обращена к небу, а левая опущена к земле, таким образом, исполнители «разносят людям то, что они получают от Бога». Кружась, люди достигали состояния экстаза, приближались к Божественной Истине. Как и при медитации, дервиши освобождались от земной тяжести, а их разум становился пуст и чист. Ритуал помогал им сосредоточиться на своем внутреннем состоянии.
Молитва погружает в состояние, которое проще почувствовать, нежели описать или увидеть. Художник смог передать, то чувство внутренней чистоты, которое может быть достигнуто при выполнении ритуала, медитации или чтения молитвы, благодаря простой форме, непрерывному движению по кругу и сведению композиции к центру, к истине.
Описание: Андреева Маргарита.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, copyright: Y. Z. Kami. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/633539