Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Timur R. K., Andrey V. Korotayev.
South African Journal of International Affairs. 2024. Vol. 30. No. 4. P. 619-640.
Korotayev A., Issaev L., Anna I. et al.
In bk.: Terrorism and Political Contention. New Perspectives on North Africa and the Sahel Region. Springer, 2024. P. 169-194.
Экскурсию вел Марат Сафаров, кандидат педагогических наук, историк и исследователь ислама. Он рассказал ближневосточникам из Высшей школы экономики об истории мечети и мусульманской общины Москвы; о курьезах, связанных с посещением мечети арабскими лидерами ХХ века (в частности, Гамалем Абдель Насером и Муаммаром Каддафи); о том, как мусульманские традиции и практики продолжали и продолжают воспроизводиться в этом пространстве вопреки всему - революциям, войнам и пандемии, и о многом другом.
Гостей мечети также приветствовал руководитель международного департамента Совета муфтиев России, арабист Ильдар Галеев; вместе с Маратом Сафаровым он передал в дар библиотеке Школы востоковедения экземпляр книги «Мечети России», которая вышла в издательстве «Исламская книга» в 2019 г.
Для многих экскурсантов из Школы востоковедения это был первый опыт посещения мечети. Своими впечатлениями об этом поделились студенты образовательной программы «Востоковедение» и преподаватели Школы востоковедения.
Анна Владимировна Моисеева, преподаватель: «Во внутреннем и внешнем убранстве мечети определенно прослеживаются элементы турецкого декора – это картуши, стилизованный растительно-геометрический орнамент, а также красные и голубые цвета разных тонов. Впрочем, облик этого культового здания все же не воспринимается как чисто турецкий, как, например, в случае грозненской мечети Сердце Чечни, копии «большой османской мечети». Детали и декор Соборной мечети подобраны со вкусом и гармонично сочетаются друг с другом, что создает ощущение удобного и весьма изящного пространства».
Анна Нечаева, студентка 3 курса: «Спасибо Марату Сафарову за такой всеобъемлющий рассказ о мечети! Особенно интересно было посетить Музей ислама при мечети и увидеть такие редкие экспонаты, как серебряные листы Корана и даже фрагмент настоящей кисвы».
Ирина Долгова, студентка 2 курса: «Это был мой первый поход в мечеть, и здорово, что он символически совпал с первым днем мусульманского поста. Больше всего мне запомнился рассказ экскурсовода про «Коран Усмана», копия которого хранится сегодня в Соборной мечети Москвы, и историю пребывания этой уникальной рукописи в России. Также было интересно узнать, как живёт мечеть сейчас, и кто ее прихожане. Слушая экскурсовода, можно было одновременно любоваться внутренним убранством мечети».
Анна Изъюрова, студентка 2 курса: «Я тоже впервые была в мечети. Поразили роскошное внешнее и внутреннее убранство этого культового сооружения и особенная история местной мусульманской общины. Но самое глубокое впечатление на меня произвело непосредственное наблюдение за молитвой мусульман, во время которой мы будто окунулись в атмосферу сопричастности чему-то сокровенному».
Илья Саввин, студент 3 курса: «На меня незабываемое впечатление произвела коллективная молитва мусульман в первый день рамадана, а призыв к молитве – азан – пробрал до мурашек. Интересно, что в мечети целых три уровня молельного пространства».
Ирина Алексеевна Царегородцева, преподаватель: «Я уже не первый раз в Соборной мечети и на экскурсии Марата Сафарова. И снова убедилась, что восприятие рассказа о живой мусульманской традиции и наблюдение за ней с позиции исследователя могут длиться бесконечно. Ведь ислам – это не только то, о чем написано в книгах про ислам, но и то, что мы наблюдаем как ислам в конкретном времени и пространстве – в том числе, в пространстве мечети».
Фотографии: И.А. Царегородцева, А.В. Моисеева.