• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция «Ким Ки Дук. Оставленное за кадром» в Центре восточных культур НИУ ВШЭ

16 января в Центре восточных культур НИУ ВШЭ при поддержке Научно-образовательной секции исследований Кореи Школы востоковедения прошла лекция Марины Марии Мельник «Ким Ки Дук. Оставленное за кадром». С приветственным словом выступили руководитель секции, профессор Школы востоковедения П.С. Лешаков, а также директор Корейского культурного центра Пак Чжун Гон.

Марина Мария Мельник — режиссёр-документалист, сценарист, режиссёр монтажа, лауреат премий в области кино и вдова Ким Ки Дука. 

Ким Ки Дук (1960-2020) — южнокорейский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, обладатель множества номинаций и наград в области кино, включая «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля и «Золотого льва» Венецианского международного кинофестиваля.

История Ким Ки Дука началась в 1960 году в небольшом посёлке на юго-востоке страны. Четверо детей в семье, жестоко бьющий отец, нехватка денег. 

Жить в бедности было тяжело, но заниматься откровенным воровством у других было стыдно. Ким Ки Дук рассказывал, как откручивал работающую лампочку в сарае, заменяя её на перегоревшую. Отец, заметив неполадку, давал сыну деньги на покупку новой. Тот, в свою очередь, вставлял обратно работающую лампочку, а деньги оставлял себе. 

В подростковом возрасте Ким Ки Дук отправился работать на завод — образы скрежещущего металла, шестерёнок и массивных механизмов впоследствии ещё не раз будут появляться в работах режиссёра. 

Желание вырваться из бедности было очень велико. Оно подтолкнуло его поступить на службу в морскую пехоту, а спустя несколько лет, стремясь стать художником, Ким Ки Дук отправляется во Францию изучать изобразительное искусство.

В Париже Ким Ки Дук работает уличным художником, за гроши делая рисунки для туристов.

Поворотным моментом для будущего режиссёра становится просмотр «Молчания ягнят» в одном из французских кинотеатров: молодой человек, мечтавший стать художником, понимает, что есть нечто большее — есть кино и есть движение, способное оживлять. 

Желание снимать становится очень сильным, однако Ким Ки Дук не знает, с чего начать. Не играет на руку и то, что в карманах пусто. В попытках сэкономить деньги на ночлеге, он спит в ночных электричках; начинает писать сценарии, поскольку это не требует особых вложений и может принести хотя бы какие-то деньги. Он пишет каждый день, пишет много, параллельно изучая художников и литературу. В какой-то момент Ким Ки Дук находит людей, которые поддерживают его идеи: так выходит первая кинолента режиссёра «Крокодил» (1996).

Англоязычная афиша к фильму «Крокодил» (1996)

Картина поражает неоднозначностью поднятых в ней тем любви и насилия, но вместе с тем открывает Ким Ки Дуку путь в режиссуру.

Далее в свет выходят ещё несколько фильмов, также будоражащих южнокорейскую публику. Тем не менее, за пределами Южной Кореи режиссёр становится известен благодаря киноленте «Остров» (2000), полной символов и аллегорий, шокирующе гротескной, тошнотворной, и вместе с тем до боли искренней. Картину плохо воспринимают на родине, однако «Остров» стал одним из первых южнокорейских фильмов, участвовавших в конкурсе на Венецианском кинофестивале.

Последующие картины «Плохой парень» (2001), «Береговая охрана» (2002) «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003), «Пустой дом» (2004), «Натянутая тетива» (2005), «Время» (2006), «Вздох» (2007) и «Мечта» (2008) также прохладно встречаются южнокорейскими зрителями, однако приковывают внимание западных кинокритиков и получают множество номинаций и наград на различных международных кинофестивалях, включая Венецианский, Берлинский и Московский. В каждой из кинолент поднимаются темы болезненного одиночества, любви, ненависти, жестокости и искупления, а образы воды, немногословных персонажей и персонажей, ищущих любви, становятся знаковыми для его работ. Сам Ким Ки Дук не раз отмечал, что в свои картины он вплетает образы, частично перенятые им из реальной жизни.

В 2008 году Ким Ки Дук, стабильно выпускавший по фильму в год, неожиданно пропадает из поля зрения: в карьере режиссёра наступает трёхлетнее молчание, прерванное выходом единственным в его творчестве документальным фильмом «Ариран» (2011). Ким Ки Дук снимает его, находясь в затворничестве после инцидента на съёмках «Мечты», чуть не повлёкшего смерть актрисы. Происшествие настолько глубоко шокирует Ким Ки Дука, что он начинает вести почти монашеский образ жизни, отдалившись от суеты в горах.

Аскеза растянулась на несколько лет: он наблюдает за природой, переосмысливает свои поступки и ошибки. Однако желание заниматься режиссурой остаётся с Ким Ки Дуком на протяжении всего того времени. В какой-то момент он приобретает дешёвую цифровую камеру и начинает снимать себя, не стесняясь появляться в кадре в состоянии алкогольного опьянения, исповедуясь, поя, плача, борясь с «собственной тенью». В конечном счёте герой фильма — сам Ким Ки Дук — приходит к выводу, что необходимо уничтожить «старого себя», порвать с тем, что тянет тебя вниз, и двигаться дальше. 

«Ариран» был отмечен наградой Международного Каннского кинофестиваля «Особый взгляд».

Корейская афиша к фильму «Ариран» (2011). Иллюстрация Ким Ки Дука

В 2012 году Ким Ки Дук получает «Золотого льва» — главную награду Венецианского международного кинофестиваля — за картину «Пьета». Ключевой темой фильма становится «наказание через милосердие». В киноленте, начиная с её названия, присутствует большое количество образов, отсылающих к христианству. 

Последующие несколько лет в свет выходят фильмы, не получившие широкого признания как южнокорейских, так и западных зрителей. Съёмки «Мёбиуса» (2013), как и сам фильм, вызывают большой скандал на родине режиссёра, в дальнейшем повлёкшим за собой его «отмену» на волне движения MeToo.

Картина «Сеть» (2016) вызвала очередную волну недовольства в Южной Корее и была проигнорирована зрителями. Фильм повествует о северокорейском рыбаке, оказавшемся по воле случая в южнокорейских водах. Герой знакомится с жизнью в Южной Корее, благополучный фасад которой скрывает бессмысленную бюрократию и безмерную жестокость. 

Последние несколько лет жизни режиссёра и его творчества становятся тесно связаны с Россией. 

«Когда я приезжаю в Россию, я чувствую, как меня здесь любят. Зрители не просто смотрят кино, но по-настоящему сопереживают. Я чувствую живость людей и то, что они могут тонко чувствовать. Это заложено в российской культуре». 

Оказавшись в Москве, Ким Ки Дук внимательно наблюдал, чем живёт и дышит город. Он посещает музеи, православные храмы, гуляет по улицам, знакомится с культурой и бытом столицы. 

Ким Ки Дук в зале Итальянского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Из личного архива М.Мельник

В какой-то момент ему даже захотелось снять документальный фильм о буднях курьеров-мигрантов, работающих в службах доставки еды.

«Для большинства, для общей массы курьер — это просто проезжающий мимо человек на велосипеде. Он доставляет дискомфорт всем: для прохожих он едет слишком быстро, а ждущим заказ кажется, что он ползёт, как черепаха. Весь день для него — сплошной стресс».

Ким Ки Дук участвует в российских региональных и международных кинофестивалях, а в 2019 году выступает в качестве председателя Московского международного кинофестиваля.

Киноплёнка «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Из личного архива М.Мельник

В октябре 2020 года у Ким Ки Дука и Марины Марии рождается дочь Александра – счастье, которое Ким Ки Дук ждал и о котором каждый день молился. Режиссёр приобретает дом в Латвии, куда можно было бы ездить с семьёй на каникулы. В начале декабря 2020 года Ким Ки Дук выезжает из России для оформления документов, однако во время нахождения в Риге он заболевает тяжелой формой COVID-19 и уходит из жизни из-за осложнений, вызванных болезнью.

Последними работами Ким Ки Дука стали русскоязычные картины «Растворяться» (2019) и «Призыв Божий» (2022). Последняя была завершена коллегами режиссёра уже после его смерти и показана на 79-м Венецианском международном кинофестивале.

Невозможно отрицать, что своим творчеством Ким Ки Дук оставил яркий след в истории мирового кинематографа: его картины отличаются сочетанием несочетаемого: обилием иносказаний и прямолинейностью, стремлением обнажить тёмные стороны человеческой души и вместе с тем показать, что даже самые тёмные души способны на светлую любовь. Возможно, Ким Ки Дуку удалось по-настоящему понять устройство нашего мира, полного парадоксов и взаимоисключений.

Текст: М.Лесман