Лекция «Искусство икэбаны» в Центре восточных культур НИУ ВШЭ
16 апреля в Центре восточных культур НИУ ВШЭ при поддержке Научно-образовательной секции исследований Японии состоялась лекция Ураны Куулар, посвященная искусству икэбаны.
Икэбана — традиционное японское искусство создания композиций из срезанных цветов, побегов и веток в специальных сосудах.
Хотя многие исследователи полагают, что икэбана начала развиваться вместе с буддизмом, пришедшим в Японию в VI веке, существует мнение, что составление цветочных композиций связанно с исконно японским синтоизмом: люди делали подношения из цветов богам и духам природы.
Икэбана действительно изначально была долго время тесно связана с религией — композиции составляли к различным праздникам, причём часто это делали монахи. Однако постепенно «Путь цветов» становится всё более светским: формируются композиционные правила и различные стилистические направления. В эпоху Эдо (1603–1868) икэбана достигает пика своей популярности: искусству учатся уже не только мужчины, но и женщины; икэбана становится доступной широким слоям городского населения, а также превращается в часть обязательного обучения гейш и куртизанок.
На рубеже XIX и XX веков, когда Япония переживала эпоху бурной модернизации по западному образцу, искусство икэбаны приходит в упадок, поскольку всё традиционно японское отрицалось и считалось пережитком феодального прошлого. Однако после Второй мировой войны происходит рост интереса к традиционным видам искусства, в том числе и к икэбане.
В настоящее время существуют две наиболее известные школы икэбаны: сохраняющая традиции Икэнобо и авангардная Согэцу. Филиалы обеих школ есть во многих странах мира, в том числе и в России.
Урана Куулар, мастер школы Согэцу, сопроводила лекцию составлением шести цветочных композиций из сезонных цветов, прошлогодних веток и молодых трав, дополнив их яркими и необычными украшениями. Приверженцы Согэцу в своих композициях активно используют не только цветы и растения, но и разнообразные предметы.
Красота икэбаны мимолётна. А потому тем больше начинаешь ценить момент, пока цветы стоят в вазе словно живые.
«Почему икэбане уделяют столько внимания? Она позволяет раскрыть сущность одного цветка».