Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланова М. А., Хохлова Е. А., Ю Ч. Е.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Современная мировая экономика. 2024. Т. 2. № 2. С. 92-117.
В кн.: Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX — середина XX века). М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2024. С. 80-102.
Андрей Ясинский (2 курс, ИКВИА) и Давид Николаишин-Шищук (2 курс, Школа востоковедения) подготовили доклад на основе недавно опубликованной работы Николая Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах», а также статьи Александра Мещерякова «Послевоенная Япония: Этнологическое уничтожение истории». В докладе были обозначены ключевые проблемы, которых касались вышеуказанные авторы по вопросам исторической памяти о Второй мировой войне в Японии. В частности, говорилось о том, что атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала главным фактором того, почему в поствоенный период выбор был сделан в пользу репрезентации Японии как «жертвы», а не «агрессора» Второй мировой войны; дилемме вокруг статуса храма Ясукуни; проблеме признания японцами корейских жертв атомных бомбардировок и «женщин для утешения» (вианбу).
Дмитрий Панасюк (2 курс, Школа востоковедения) подготовил доклад на основе работы Джонатана Фенби «Генералиссимус Чан Кайши и Китай, который он потерял». В своём выступлении Дмитрий подчеркнул, что историческую память в Китае сложно воспринимать как нечто единое, отчасти из-за того, что в период Второй мировой войны Китай сам был разделён между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая. Также он рассказал о личности Чан Кайши и его отношении к войне, к японцам во время и после окончания Второй мировой войны. Помимо прочего, Дмитрий затронул вопрос отношения к японцам на Тайване сегодня.
Кристина Коваленко (4 курс, Школа востоковедения) подготовила доклад о том, какие существуют объекты памяти Нанкинской резни в КНР, и какие есть работы в российской историографии, посвященные данному событию. Кристина упомянула статьи Касимовой Е. Н. «Нанкинская резня 1937 года в книге Айрис Чжан «Изнасилование Нанкина. Забытый холокост Второй мировой войны», «Минни Вотрин - богиня милосердия Нанкина» и статью Хубрикова Б. О. «Историческая политика в эпоху Си Цзиньпина». Также Кристина рассказала о мемориальных залах, посвящённых Нанкинской резне, и памяти иностранных граждан – очевидцев резни. Так, в 2006 году был открыт «Мемориальный зал Йона Рабе и Нанкинской зоны безопасности», а летом 2019 года Нанкин подарил Дании статую Бернарда Синдберга, датчанина, который спас около 20 тысяч людей на цементной фабрике во время резни. 13 декабря является Днем памяти жертв Нанкинской резни в КНР.
Захар Лешаков (4 курс, Школа востоковедения) подготовил краткий экскурс в историю трудовой мобилизации корейцев в годы Второй мировой войны, рассказывал о создании в Республике Корея в 2000-е гг. Комитета по установлению и расследованию фактов принудительной мобилизации в период японской оккупации и Фонда поддержки корейским жертвам трудовой мобилизации. В РК был принят Специальный закон о расследовании ущерба, причинённого принудительной мобилизацией во время японской оккупации. В докладе были рассмотрены цели, проекты и текущие итоги деятельности данных организаций. Так, 11 августа 2016 года был открыт памятник жертвам трудовой мобилизации в мемориальном парке в Пусане, 6 сентября 2017 года – в Мьянме, 21 сентября 2018 года – в Австралии.
Работа проектной группы направлена на изучение не только исторической памяти применительно к региону Дальний Восток, но также и теоретических аспектов исторической памяти и политики памяти. В течение года запланировано проведение двух тематических фотовыставок.
Руководитель исследовательской группы – к.ист.н., доцент Школы востоковедения Н. Н. Ким. Участники проекта: Боброва Нонна (4 курс), Коваленко Кристина (4 курс), Лешаков Захар (4 курс), Николаишин-Шищук Давид (2 курс), Панасюк Дмитрий (2 курс), Ясинский Андрей (2 курс, координатор группы).