Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Книга приурочена к 100-летней годовщине Коммунистической партии Китая. Она основана на уникальных материалах из архивов России, США и Тайваня, в том числе личных дел и досье китайских революционеров. Каждая из статей сборника посвящена выявлению роли личности в истории и определению места исследуемых исторических деятелей – первых коммунистов Китая – в процессе формирования и развития китайского коммунистического движения. В сборник также включены переводы воспоминаний Мао Цзэдуна и Лю Жэньцзина.
С 1997 г. в Южной Корее ежегодно проходят церемонии памяти жертв восстания в Кванджу, охватившее город 18 - 27 мая 1980 г. Начавшись с мирных демонстраций против введения чрезвычайного положения по всей стране военным режимом Чон Ду Хвана, противостояние с властями переросло в вооруженное столкновение гражданского населения с регулярной армией. Хотя восстание в Кванджу было подавлено правительством, оно оказало огромное влияние на дальнейшее развитие движения за демократизацию в Южной Корее, в результате которого в 1987 г. состоялся мирный переход от военно-авторитарного режима к демократическому. Поддержание памяти о народном восстании считается сегодня важной государственной задачей, неразрывно связанной с формированием в корейском обществе институтов гражданского общества. При этом до сих пор не существует однозначного отношения к восстанию между разными политическими силами. Споры консерваторов и либерально-прогрессивных групп вокруг организации церемониала памяти свидетельствуют о различном восприятии ими недавнего прошлого и раскрывают, как поддержание в должной форме памяти об этом прошлом может повлиять на формирование национальной идентичности. Если политическая карьера современных либерально-прогрессивных политиков началась с участия в движении за демократизацию в 1970-1980=е годы, то консерваторы больше связаны с теми партиями и политическими силами, которые стояли у власти в Южной Корее в период военного авторитаризма. Раскрытие правды о нарушениях гражданских прав и свобод предшествующих администраций расценивается консерваторами как удар по их репутации, который может привести к ослаблению их политических позиций.
В конце июля 1921 года, собравшись на свой первый съезд, тринадцать китайских сторонников большевизма провозгласили образование Коммунистической партии Китая. Они представляли семь китайских коммунистических ячеек, действовавших в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, Ухани, Чанше, Цзинани и Токио, а также наиболее авторитетного вождя китайского коммунистического движения Чэнь Дусю (1879-1940), не сумевшего приехать на съезд и пославшего вместо себя заместителя. В то время в рядах вновь образованной партии насчитывалось 58 человек. И среди них – всего две женщины, в том числе двадцатидвухлетняя студентка Пекинского высшего женского педагогического института Мяо Боин (1899-1929), первой из женщин Китая, присоединившихся к коммунистическому движению еще в начале ноября 1920 года. Активный пропагандист большевистских идей и одна из наиболее талантливых организаторов женского и рабочего революционного движения Китая, она прожила короткую, но насыщенную событиями жизнь, отдав все силы делу освобождению Китая. Близящийся юбилей КПК – достойная дата, чтобы отдать дань ее памяти.
В статье исследуются фетвы ряда исламских правовых институтов в арабском мире и странах Западной Европы. Резкие изменения в образе жизни людей, которые повлек за собой коронавирус (социальное дистанцирование, ограничение контактов, нарушение привычного образа жизни и пр.), неизбежно должны были найти отражение в такого рода источниках. Основной исследовательский вопрос связан с тем, как различаются (если различаются) позиции ключевых исламских правовых институтов относительно ситуации с коронавирусом и существует ли зависимость позиций этих институтов от их местонахождения. В настоящем материале произведен обзор части источников, а в отношении другой части источников применялся ручной контент-анализ. Мы хотели выяснить также, какие темы больше всего волновали мусульманских ученых, а также в каком ключе – религиозном или светском – они чаще всего освещали свои позиции относительно всего, что связано с коронавирусом. В ходе исследования был проведен также и лексический анализ источников: нам было интересно посмотреть, насколько часто в анализируемых нами источниках встречалась специфическая правовая лексика – часто признак того, что передаваемый с ее использованием текст построен на методологии фикха и с определенной долей вероятности будет обладать высоким правовым авторитетом среди мусульман.
В антологии предлагается широкий спектр жанр и форм классического японского стиха, значительно обогащающий познания читателя в данной области. Если отечественные переводчики ХХ в. ранее ограничивались в основном классической лирикой вакаи хайкус добавлением текстов поэтических драм, то в антологии А. Долина широко представлены народные песни, миниатюры в жанре «малых рэнга», сложенные коллективом авторов «сцепленные строфы», и, наконец, канси- чрезвычайно распространенный в Средние века вид поэтического творчества, подразумевающий созданные японскими стихотворцами стихи на китайском.
Структура книги позволяет проследить эволюцию жанров и форм в творчестве многих поколений блестящих мастеров. Переводы, неизменно сохраняющие близость к оригиналу, выполнены на высоком художественном уровне, с соблюдением принципа унификации поэтической твердой формы.
Вводная статья, комментарий и прочие атрибуты научного аппарата дают возможность использовать антологию не только как отличный образец художественной литературы, но и как полноценное учебное пособие.
Аффилиация ВШЭ; рекомендована к печати Ученым советом факультета МЭиМП НИУ ВШЭ
Народное восстание в г. Кванджу 1980 г. является одним из наиболее трагичных событий в истории Южной Кореи. Начавшись с мирных демонстраций против введения военным режимом Чон Ду Хвана чрезвычайного положения по всей стране 17 мая, применение огнестрельного оружия к протестующим привело к эскалации конфликта. В статье на основе анализа коммеморативных практик и современного корейского кинематографа и литературы 1980-х гг. показано, какие образы восстания в Кванджу транслируются посредством кино и литературных произведений и как это соотносится с политикой памяти сегодня.
This paper proposes a methodological approach to analyzing the evolution of the stability of socioeconomic systems and to assessing the risk of their possible destabilization based on the use of mathematical modeling methods. In this paper, a basic model is presented allowing us to describe the joint dynamics of processes in the economic, organizational, and sociopsychological areas of society. The model shows at what parameters of the socioeconomic system its steady functioning is possible, and at which it is impossible. It is shown that the transition from its steady state to an unsteady one is not smooth but occurs as a leap. This methodology is applied to the analysis of stability and change in the Egyptian socioeconomic system after 2010.
Автор выясняет культурно-мировоззренческие мотивы, обусловившие появление на рубеже XX века русского перевода даосского классического текста «Дао дэ цзин», показывает особенности этого перевода, выполненного японским последователем толстовства Кониси Масутаро при участии Л.Н. Толстого, отмечает ошибки и тенденциозные искажения оригинала, сопоставляет разные версии данного перевода, комментарии к нему. Показано, как интерпретация китайской классики становилась в то время способом манифестации собственного духовного поиска для представителя восточноазиатской культуры, усматривавшего новый духовный компас сначала в христианстве, потом в идеях Толстого, для самого русского классика, видевшего в китайской философии союзника в борьбе с христианской доктриной, и для тех русских интеллектуалов, которым было важно определить место собственной духовной культуры в ряду других традиций.
В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в кодексе 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые принято принимать как одно из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности – толком не известно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, о сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика – «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.
Глава книги о позднеантичных сирийских источниках о готских войсках в Эдессе и о связи с легендами о эдесских мучениках.
Сборник, подготовленный Домом наук о человеке Аквитании (Бордо), включает статьи современных французских и российских востоковедов – индологов, японистов и китаистов, представляющие различные точки зрения на историю и исследование восточных философских и религиозных традиций. Авторы рассматривают общеметодологические проблемы их изучения (вводный раздел, статьи Т. Оке и М. Шагинян), вклад российских исследователей в буддологию (разд. «Индия», В. Эльцингер), особенности дискурса в японской мысли (разд. «Япония», А. Роше, С. Эберсол и М. Дализье), специфику религии и философии в Китае, осмысления китайской философии в России (В. Гузар, А. Кобзев, А. Юркевич, Н. Шёткина-Роше, Ж.-К. Пастор).
This research examines the relationship of social capital with the acculturation attitudes and socioculturaladaptation of 122 migrants from Central Asian republics of the former Union of Soviet Socialist Republics(Uzbekistan, Tajikistan, Turkmenistan, Kyrgyzstan, and Kazakhstan) and 136 migrants from South Korea.The questionnaire included scales for assessing acculturation attitudes (integration, assimilation, andseparation), individual social capital (bridging and bonding), and sociocultural adaptation. Using parallelmediation analysis, we found that acculturation attitudes for migrants from Central Asia are secondary totheir social capital in relation to sociocultural adaptation. However, among migrants from South Korea,social capital is not linked to their acculturation attitudes, and in general, its role in sociocultural adaptationis lower as compared to the role of acculturation attitudes. As a whole, our research shows that althoughsociocultural adaptation for all ethnic groups is linked to acculturation attitudes and social capital,acculturation attitudes for certain ethnic groups can be dependent on social capital.
The current article investigates the relation between values and modernization applying some elements of the method proposed by Inglehart and Welzel (the authors of the Human Development Sequence Theory) to the data of Shalom Schwartz. The values survey by Schwartz specifies two main value axes, namely, conservation versus openness to change and self-transcendence versus self-enhancement. Our research has revealed that the correlation between these two value axes differs in its direction when estimated for “macro-Europe” (that includes Europe and former settlement colonies of North and South America and Oceania) and “Afroasia” (that includes Asia and Africa). In “macro-Europe,” we deal with a significant positive correlation between openness to change and self-transcendence, whereas in “Afroasia,” this correlation is strong, significant, and negative. We investigate the possible impact of modernization on this difference. To do this, we approximate modernization through such indicators as gross domestic product (GDP) per capita and the proportions of the labor force employed in various sectors of economy. We find that, in both megazones, modernization is accompanied by increasing openness to change values. As for the self-transcendence/self-enhancement axis, we propose two possible explanations of the different dynamics observed in Europe and in “the East” (Asia and North Africa), namely, (a) that Eastern and Western societies find themselves at different modernization stages and (b) that this difference is accounted for by different civilizational patterns. Further analysis suggests that the latter explanation might be more plausible.
За время пандемии китайско-американские отношения заметно ухудшились. Становится все более явной институционализация таких деструктивных практик, как ужесточение риторики в СМИ и санкции. Складывающаяся модель дисфункциональна по причине соответствующего целеполагания – пока стоит задача декаплинга, деградация китайско-американских отношений продолжится. Это неизбежно сказывается на настроениях в китайском обществе. В данной статье проанализированы мнения о внешней политике в китайском социуме в связи с обострением отношений КНР и США во время пандемии. Работа поделена на два блока: в первом дана оценка общих трендов в американо-китайских отношениях. Во второй части делается попытка проследить актуальные тенденции современной идейно-политической атмосферы в китайском обществе. В качестве кейс-стади выбран эпизод с поздравлением китайской общественности со стороны американской администрации по случаю 101 годовщины знаменитого «движения 4 мая 1919 г.». В ходе исследования было выявлено, что обозначенное событие получило неоднозначные и даже противоположные оценки: часть общества усматривала в нем попытку обвинить КНР в распространении коронавируса и навязывание западных ценностей. Другая часть акцентировала высокий уровень знания китайского языка американским чиновником М. Поттингером, а в самом факте поздравления с важным для КНР событием отметила положительный момент для двусторонних отношений. Среди формулировок встречались и компромиссные, сочетающие оба подхода. Рассмотренный кейс позволяет на практике оценить опасность начатого сторонами декаплинга. Напряженность между КНР и США дает повод расценивать намерения партнеров как заведомо враждебные даже при формально благоприятном поводе для диалога. Между тем, наличие позитивных интерпретаций также нельзя игнорировать. Хотя общественные суждения не могут быть однозначными и не всегда напрямую влияют на конкретные политические шаги, для объективного и комплексного анализа китайско-американских отношений важно учитывать полный спектр имеющихся позиций.
С использованием разработанной методики прогнозирования предкризисного развития социально-политических систем рассмотрена ситуация в Арабской Республике Египет. Выделены основные социальные группы, оказывающие влияние на политические процессы, а также конкурирующие группировки в элите (и в правящей, и в оппозиционной). Определено, какие социальные, политические и др. расколы существуют в обществе и какие из них наиболее значимы (опасны) с точки зрения возможной дестабилизации. Определено, какие расколы имеют тенденцию к снижению, а какие – к возрастанию в обозримой перспективе и почему; проведен анализ того, какие меры принимаются в обществе, чтобы уменьшить расколы. Проведен анализ возможных сценариев дальнейшего развития социально-политической ситуации.