• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат №4: Ардашир и Ахура-Мазда, рисунок с рельефа, Лютф Али-Хан, 1860

Четвертый экспонат студенческой выставки «Чистота» рассматривает чистоту совести как необходимое условие для инвеституры царя в государстве Сасанидов. Описание объекта подготовил Клюев Антон. Фотографию можно увидеть в корпусе Б на Старой Басманной (коридор 3 этажа, корпус Б).

Представленный рисунок скопирован с сасанидского рельефа из Накши-Рустем. Он отображает богоизбранность нового персидского царя и чистоту его совести. На рельефе изображен процесс «инвеституры» Ардашира Первого, основателя Сасанидского государства, верховным богом зороастрийцев Ахура-Маздой. Они изображены в виде двух всадников, слева – Ардашир, справа – Ахура-Мазда. В нижней части рельефа изображены двое погибших: со стороны Ардашира – последний парфянский царь, со стороны Ахура-Мазды – «злой бог» зороастрийцев, Ангро-Маньо. Суть «инвеституры» заключается в том, что Ахура-Мазда передает Ардаширу хварну, изображенную в виде диска в его руке.

Идея хварны появилась еще во времена до зороастризма, после чего закрепилась в этой религии и продолжала существовать после исламизации Ирана. Хварна – это даруемая человеку за правильную жизнь и чистую совесть, божественная благодать, наличие которой означало, что человеку будут сопутствовать удача и достаток. Если же человек сходил с праведного пути, он её лишался. Когда хварной наделялся правитель, это подтверждало его богоизбранность и давало право на царствование. Когда правитель терял хварну, он терял и власть. Это хорошо видно на примере Джамшида – одного из правителей, фигурирующих в известной персидской поэме «Шахнаме».  В начале своего царствования он получает хварну от Ахура-Мазды и правит страной, заботясь о её процветании. Считается, что благодаря Джамшиду Иран переживает «золотой век»: нет ни болезней, ни старости, ни смерти. Постепенно он начинает забывать, что он обязан Ахура-Мазде всем, что имеет. Окончательно возгордившийся, он теряет хварну, а вместе с ней и поддержку народа. В итоге Джамшид проигрывает в войне собственному вассалу и подвергается казни через распиливание.

Создание рельефа относится ко временам, когда династия Сасанидов только начинала править Ираном после победы над Аршакидами (сер. III в. н.э.). Она возводила свою родословную к Ахеменидам, правление которых закончилось в результате походов Александра Македонского. Эта преемственность лежала в основе Сасанидской идеологии. Например, в Накши-Рустем, в месте захоронения ахеменидских царей, осталось несколько наскальных рельефов, изображающих сасанидских царей в различные моменты их жизни. 

При Ахеменидах хварну изображали в виде огненного диска, так как в зороастрийской традиции огонь играет очень важную роль, будучи непосредственно связанным с ритуальной чистотой. При Сасанидах хварна стала изображаться в виде нимба над царем, но на рельефе Ардашира она изображена в Ахеменидской традиции, поскольку Ардашир стремился подчеркнуть свое родство с Ахеменидами. 

Поскольку Ардашир был первым представителем своей династии, а его приход к власти был связан с предательством сюзерена, что бросало тень на его репутацию, вопрос легитимности его власти стоял ребром. Но эту проблему можно было решить, заявив, что все, что он сделал, было с позволения Ахура-Мазды, признавшего в Ардашире праведного человека, который будет справедливо управлять страной. Таким образом и появился этот рельеф. 

Библиография:

1.  Никитенко Е. Л., Иванов К. С. Нарратив святости в рассказе о жизни политического деятеля: мемуары шаха Тахмаспа I Сефевида //Шаги/Steps. – 2016. – Т. 2. – №. 2-3.

2.  Drawing of Sasanian rock relief: Ardashir I (r. A.D. 224-241) and the Zoroastrian divinity Ahura Mazda at Naqsh-i Rustam, southern Iran // The Metropolitan museum (дата обращения: 10.01.2021 ).

3. Васильев Л.С. История религий Востока . 2 изд.  М.: "Высшая школа", 1988.

4. Olbtycht M. J. The Sacral Kingship of the Early Arsacids. Fire Cult and Kingly Glory //Anabasis. – 2016. – Т. 7. – С. 91-106.

5.   Tanabe K. A study of the investiture of Narseh at Naqsh-I Rustam //Orient. – 1986. – Т. 22. – С. 105-127.

6. "Шах-Наме" / С. Липкин, В. Державин. Под ред. Ю. Розенблюм. 1 изд. М.: "Художественная литература", 1972. 

 

Изображение рисунка Лютф Али-Хана взято с:

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/327535?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=zoroastrian&offset=0&rpp=20&pos=1

Фото рельефа: Автор: Fabienkhan - собственная работа, CC BY-SA 2.5.