• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Статья
Роль России в формирующемся геополитическом ландшафте водородной энергетики

Шуранова А. А., Чистиков М. Н.

Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2024. № 2 (230). С. 50-57.

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат №14. Храм огня. Баку, Азербайджан

Очищающая сила священного огня связала этот уникальный памятник с темой нашей выставки. В своем исследовании Николай Архипов рассматривает историю его создания и использования несколькими конфессиями.

Атешгях — храм огня для нескольких религий (Сураханы, Баку, Азербайджан, сер. XVIII в.) 

Чистота огня в зороастрийской и индуистской традициях 

На окраинах Баку, в местечке Сураханы, находится храм «Атешгях» — уникальный религиозный комплекс с точки зрения его принадлежности к разным культам. Будучи храмом огня, он служил религиозным центром одновременно для индусов, зороастрийцев и сикхов. И в индуизме, и в зороастризме огонь имеет важное значение: индусы почитают его как олицетворение богини Джваладжи и бога Агни и считают огонь одним из пяти базовых элементов, из которых сотворён весь мир. Огонь символизирует в индуизме чистоту, благочестие и «внутреннюю волю, стремящуюся к высшему познанию». В представлении же зороастрийцев огонь предстаёт как воплощение верховного божества, Ахура-Мазды, и традиционно ассоциируется с одним из «божественных даров», данных Заратуштре — с праведностью («аша»); считается, что уже первые последователи Заратуштры молились в присутствии огня, чтобы стяжать её. Огонь в зороастризме — это выражение абсолютной духовной чистоты и одновременно средство, способствующее её достижению.

Известия о существовании неподалёку от Баку «неугасимых огней» восходят к V в.; впервые их упоминание встречается в сочинениях византийского автора Приска Панийского. Начиная с IX в. Баку с окрестностями начинает фигурировать в арабских, персидских и турецких источниках как «город вечных огней», в котором живут огнепоклонники (зороастрийцы). После исламизации территории Азербайджана поклонение огню в Сураханы возобновляется лишь в XV в., когда в Баку появляется колония индийских купцов. Вскоре Сураханы становятся местом паломничества индусов, и в XVII-XIX в. на деньги астраханской и бакинской индийской общин осуществляется строительство религиозного комплекса: келий и храма (вероятно, даже нескольких), обнесённых крепкой стеной.

Стены храма содержат посвящения индуистской богине огня; в одной из надписей, относящейся к 1810 г., религиозный комплекс прямо называется «храмом для почитаемой Джваладжи». В надписях, относящихся к 1745-1746 гг., упоминаются боги Ганеша и Шива. Несмотря на наличие обширных эпиграфических свидетельств о принадлежности святилища индусам, ныне существующий храм часто принимается за зороастрийский: в отчётах путешественников, посещавших это место, периодически упоминались молившиеся в нём «последователи Заратуштры» и «парсы». Построенный храм действительно был местом паломничества зороастрийцев (об этом говорит надпись на персидском языке, найденная на территории святилища и датированная 1746 г.), но в первую очередь он был индуистским культовым местом. Это мнение поддерживают и некоторые из зороастрийцев: так, известный парсский священнослужитель XX в. Дживанджи Джамшеджи Моди доказывает в своей книге «Мои путешествия за пределами Бомбея», что храм — именно индуистский. Кроме того, на стенах храма сохранились надписи, в которых прославляется сборник сикхских религиозных гимнов Ади Грантх и упоминается основоположник сикхизма Гуру Нанак.

В настоящее время храм огня Атешгях — музей, однако в нём и сейчас горит священный огонь и периодически происходят молитвенные собрания зороастрийской общины.  

Описание: Архипов Николай. 

Фото: Urek Meniashvili. Wikimedia.

Библиография: 

  1. Ашурбейли С. История города Баку: период Средневековья. Баку: «Азернешр», 1992.
  2. Керимов Э., Аханчи П. Огнепоклонство в контексте зороастризма и индуизма. Баку: «Университет Хазар», 2014.
  3. Boyce M. On the Zoroastrian Temple Cult of Fire // Journal of the American Oriental Society. 1975. Vol. 95. №. 3. Pp. 454-465.
  4. Modi, J.J. My Travels Outside Bombay: Iran, Azerbaijan, Baku / transl. by Soli Dastur. 2004. Cit. with: http://www.avesta.org/modi/baku.htm (дата обращения: 30.01.21).