Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Корееведение. 2024. № 2(7). С. 5-13.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Атешгях — храм огня для нескольких религий (Сураханы, Баку, Азербайджан, сер. XVIII в.)
Чистота огня в зороастрийской и индуистской традициях
На окраинах Баку, в местечке Сураханы, находится храм «Атешгях» — уникальный религиозный комплекс с точки зрения его принадлежности к разным культам. Будучи храмом огня, он служил религиозным центром одновременно для индусов, зороастрийцев и сикхов. И в индуизме, и в зороастризме огонь имеет важное значение: индусы почитают его как олицетворение богини Джваладжи и бога Агни и считают огонь одним из пяти базовых элементов, из которых сотворён весь мир. Огонь символизирует в индуизме чистоту, благочестие и «внутреннюю волю, стремящуюся к высшему познанию». В представлении же зороастрийцев огонь предстаёт как воплощение верховного божества, Ахура-Мазды, и традиционно ассоциируется с одним из «божественных даров», данных Заратуштре — с праведностью («аша»); считается, что уже первые последователи Заратуштры молились в присутствии огня, чтобы стяжать её. Огонь в зороастризме — это выражение абсолютной духовной чистоты и одновременно средство, способствующее её достижению.
Известия о существовании неподалёку от Баку «неугасимых огней» восходят к V в.; впервые их упоминание встречается в сочинениях византийского автора Приска Панийского. Начиная с IX в. Баку с окрестностями начинает фигурировать в арабских, персидских и турецких источниках как «город вечных огней», в котором живут огнепоклонники (зороастрийцы). После исламизации территории Азербайджана поклонение огню в Сураханы возобновляется лишь в XV в., когда в Баку появляется колония индийских купцов. Вскоре Сураханы становятся местом паломничества индусов, и в XVII-XIX в. на деньги астраханской и бакинской индийской общин осуществляется строительство религиозного комплекса: келий и храма (вероятно, даже нескольких), обнесённых крепкой стеной.
Стены храма содержат посвящения индуистской богине огня; в одной из надписей, относящейся к 1810 г., религиозный комплекс прямо называется «храмом для почитаемой Джваладжи». В надписях, относящихся к 1745-1746 гг., упоминаются боги Ганеша и Шива. Несмотря на наличие обширных эпиграфических свидетельств о принадлежности святилища индусам, ныне существующий храм часто принимается за зороастрийский: в отчётах путешественников, посещавших это место, периодически упоминались молившиеся в нём «последователи Заратуштры» и «парсы». Построенный храм действительно был местом паломничества зороастрийцев (об этом говорит надпись на персидском языке, найденная на территории святилища и датированная 1746 г.), но в первую очередь он был индуистским культовым местом. Это мнение поддерживают и некоторые из зороастрийцев: так, известный парсский священнослужитель XX в. Дживанджи Джамшеджи Моди доказывает в своей книге «Мои путешествия за пределами Бомбея», что храм — именно индуистский. Кроме того, на стенах храма сохранились надписи, в которых прославляется сборник сикхских религиозных гимнов Ади Грантх и упоминается основоположник сикхизма Гуру Нанак.
В настоящее время храм огня Атешгях — музей, однако в нём и сейчас горит священный огонь и периодически происходят молитвенные собрания зороастрийской общины.
Описание: Архипов Николай.
Фото: Urek Meniashvili. Wikimedia.