Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Leonid Grinin et al.
Critical Sociology. 2024. P. 1-22.
Korotayev A., Issaev L., Anna I. et al.
In bk.: Terrorism and Political Contention. New Perspectives on North Africa and the Sahel Region. Springer, 2024. P. 169-194.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Музей кочевой культуры располагается на территории московской школы; пройти в него просто так, с улицы, нельзя, нужно заранее договариваться с сотрудниками музея.
Ближневосточникам из Школы востоковедения повезло, ведь одним из сотрудников Музея кочевой культуры является аспирант Института этнологии и антропологии РАН, антрополог и исламовед Эрик Сеитов, который уже несколько лет сотрудничает со Школой востоковедения. Два года назад он инструктировал студентов перед экспедицией в Башкортостан, а в 2020-2021 учебном году был одним из главных вдохновителей проекта «Полевое исламоведение» в ВШЭ, участники которого постигали особенности полевой работы с мусульманскими объектами и информантами.
Благодаря Эрику Сеитову и Станиславу Терешкову, тоже сотруднику музея и аспиранту Института этнологии и антропологии РАН, участники экскурсии посмотрели почти все павильоны в Музее кочевой культуры; каждый из павильонов-палаток отражает традиционный быт одного из кочевых народов.
Анна Владимировна Моисеева, искусствовед и приглашенный преподаватель Школы востоковедения: «Кочевые народы есть почти на всех континентах, но кочевая культура, к сожалению, все чаще преобразуется в оседлую в удобных городах. Вот почему этот музей так важен, и очень здорово, что он у нас есть. Приходите обязательно сюда и взрослые, и дети – каждый найдет для себя здесь что-то интересное. Огромная благодарность Эрику и Станиславу за экскурсию!»
Впечатлениями об экскурсии поделились и студенты ОП «Востоковедение».
«Музей представляет собой два десятка жилищ, привезенных из мест их непосредственного происхождения. Представлены «архитектурные» традиции самых разных кочевых народов: от чукчей и европейских цыган до туарегов и гауча и т.д. В каждом «доме» находится множество предметов материальной культуры, причем все или почти все – оригинальные. Обилие экспонатов помогает составить широкую картину быта людей, чей образ жизни до этого был тебе знаком только по стереотипам и бородатым анекдотам. Каждый предмет рассказывает о том, какие нестандартные решения кочевники придумывали для решения своих нестандартных проблем. Музей дает возможность узнать ответы на многие вопросы, которые до этого вообще никогда не приходили в голову. Например, вряд ли кто-то интересовался, как чукчи топят яранги (спойлер: никак) и почему каркас кыргызской юрты отличается от каркаса монгольской, хотя, казалось бы, эти народы живут рядом. Музей дает разнообразное понимание основных принципов жизни кочевников, в том числе и арабов-бедуинов, что мне, как арабисту, было особенно интересно»
«Экскурсия по Музею кочевой культуры оказалась подобной увлекательному путешествию по миру. Полная интерактивность создаёт ощущение, будто ты сам превращаешься в кочевника»
«Еще в школе я узнал о существовании в Москве необычного этнографического музея – Музея кочевой культуры. И вот, наконец, мне представилась возможность посетить его. Хотя обычно экскурсии проводятся по двум-трем павильонам экспозиции, нашей группе повезло, и за 5 часов мы ознакомились практически со всеми павильонами. С одной стороны, конечно, поражает многообразие форм культур, которые существуют на нашей планете. С другой, можно было заметить и влияние внешнего глобализирующегося мира на эти кочевые культуры, что удивляет не менее. Изюминка этого музея – его интерактивность. Возможность подержать предметы быта, поиграть на народных инструментах, примерить традиционную одежду – это то, ради чего стоит идти сюда людям любого возраста»
Фотографии: А.В. Моисеева, И.А. Царегородева.