Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Голикова В. В., Муковнин С. К., Казун А. П. и др.
Вопросы экономики. 2025. № 2. С. 39-65.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
В 2025 г. летняя школа пройдет с 13 по 25 июля.
Для студентов вузов-партнеров обучение является бесплатным. Участники оплачивают самостоятельно дорогу, проживание и организационный взнос, включающий приветственный ужин для участников, а также культурную программу.
Принимающая сторона также оказывает помощь в подборе вариантов для размещения студентов-участников летней школы в центре Рабата. Это может быть проживание в марокканской семье, гостинице или съемной квартире.
По итогам обучения все слушатели получают сертификаты.
Летом 2024 г. участницей летней школы в Международном университете Рабата стала Далила Сабитова – студентка 5 курса ОП «Востоковедение». Учеба в Марокко оставила у нее яркие впечатления, а преподаватели арабского языка в НИУ ВШЭ отметили затем качественный прогресс в ее навыках арабского языка.
Вот что рассказала сама Далила о своем опыте.
«В течение двух недель мы со студентами из Испании, Великобритании, Франции, России и других стран проходили курсы, связанные с бизнесом, менеджментом, политикой и, конечно же, арабским языком, а также знакомились с особенностями марокканской культуры. Можно было выбрать максимум три предмета. Я решила взять два – это бизнес в арабских странах и арабский язык, чтобы не только учиться, но и успеть получше познакомиться с марокканской культурой.
Сам университет был расположен рядом с Технополисом, в отдалении от города на востоке. Кампус был очень большой и современный. Он включает в себя несколько специализированных корпусов для студентов бизнеса, инженерии, медицины, а также футбольное поле (как нам сказали самое дорогое в Рабате, так как трава не искусственная), спортивные залы, бассейн и много разных кафешек, где чаще всего проводят свое свободное время марокканские студенты. Интересно, что университет активно продвигает стратегию устойчивого развития, поэтому везде можно увидеть плакаты с основными целями ООН, а еще солнечные батареи повсюду.
Курс по бизнесу отличился тем, что он предназначался не только для международных студентов летней школы, но и для марокканских студентов, для которых этот курс стал заменой летней стажировки. Это была прекрасная возможность пообщаться с ними и даже немного поработать в команде. Занятия были больше похожи на лекции, при этом наш профессор Фиджа часто задавала вопросы в аудиторию, на которые мог ответить любой желающий, просто подняв руку. В рамках этого курса мы (нас было около 60 студентов, если не больше) изучили тонкости ведения бизнеса в восточных странах как с теоретической, так и с практической точки зрения, и сдали итоговый экзамен в виде теста.
Пары по арабскому языку вел прекрасный устаз Мухаммад, который учил нас местному диалекту – даридже. Она сильно отличается от литературного варианта языка (фусха), который мы учим в ВШЭ. По сути, это смесь арабского и французского. На занятиях устаза Мухаммада мы осваивали базовую лексику, которая могла пригодиться нам в общении с местными. И она действительно оказалась полезной (особенно во время активных торгов на рынке). Также мы хорошо сдружились с одной марокканской студенткой по имени Лина. Она в это время заканчивала бакалавриат, так что нам даже удалось побывать на защите ее диплома.
Что касается места моего пребывания в самом Рабате, я выбрала опцию проживания с марокканской семьей, так как хотела глубже погрузиться в культуру и практиковать арабский язык. Мне повезло, что мой «хост-отец» Рашид прекрасно владел фусхой и даже иногда поправлял меня. Эти две недели стали для меня настоящей языковой практикой. Недопонимание возникало редко. Чаще всего я могла свободно выражать свои мысли на арабском языке, что является явным показателем высокого уровня преподавания арабского языка на ОП «Востоковедение» в Вышке.
Помимо учебной программы в рамках школы для нас были организованы экскурсия по Рабату. Мы посетили медину (старая часть города), Мавзолей короля Мухаммада V, Минарет Хасана и много других достопримечательностей. В программу также входила поездка в древний город Фес, известный своей исторической архитектурой и культурным наследием. Однако нашей группе студентов из России этого оказалось недостаточно, и мы решили посетить и другие города Марокко. В результате мы побывали в Касабланке, Танжере и Шефшауэне, более известном как «голубой город». Особенно мне понравились Шефшауэн и Танжер. Первый удивил своей уникальной архитектурой и в целом красотой зданий, а второй — более современным стилем жизни в сравнении с Рабатом.
Безусловно стажировка произвела на меня глубокое впечатление. Две недели ощущались как месяц из-за насыщенности событий, но в то же время пролетели слишком быстро. Мне хотелось бы остаться подольше, поскольку атмосфера была потрясающей. Отдельно стоит отметить высокий уровень профессионализма организаторов школы, в первую очередь, ответственного за входящую мобильность в Рабатской школе бизнеса Бадрдина Булайда. Он всегда был на связи и поддерживал студентов в организационных вопросах. Все профессора были отзывчивыми, международные студенты — веселыми и открытыми, а местные жители оказались весьма гостеприимными и добродушными. Я бы порекомендовала эту школу не только студентам-ближневосточникам, но и всем ребятам, стремящимся получить уникальный опыт общения с людьми, новые знания и просто хорошо провести время летом».
Программа летней школы 2025
По вопросам участия в летней школе в Международном университете Рабата желающие могут обратиться к сотрудникам Центра развития международной деятельности (ЦРМД) факультета (cic_we@hse.ru), а также к доценту Школы востоковедения Ирине Алексеевне Лебедевой (ialebedeva@hse.ru).