• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Грань между наукой и жизнью. Дискуссия по итогам экспедиции в Республику Башкортостан

23 июня состоялось обсуждение предварительных итогов экспедиции Школы востоковедения «Центры паломничества мусульман в Республике Башкортостан», которая состоялась 10-20 мая 2022 г. Во встрече приняли участие специалисты с опытом полевой работы в мусульманских регионах России и зарубежья

В ходе обсуждения доклада руководителей экспедиции – канд. ист. наук, доцента и руководителя научно-образовательной секции исследований Ближнего Востока Школы востоковедения ФМЭиМП И.А. Царегородцевой и старшего преподавателя Школы востоковедения В.А. Матросова – были подняты вопросы применимости современной терминологии к описанию местных мусульманских групп и организаций, а также методологии изучения форм так называемого «традиционного» и «народного ислама», возрождающегося в мусульманских регионах постсоветской России.

Участниками дискуссии выступили:

  • Аверьянов Юрий Анатольевич – канд. ист. наук, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Отдела истории Востока Института востоковедения РАН;
  • Опарин Дмитрий Анатольевич – канд. ист. наук, научный сотрудник Института социальной политики Высшей школы экономики;
  • Саитбатталов Искандер Расулевич – канд. филол. наук, доцент кафедры истории Республики Башкоротостан, археологии и этнологии БашГУ;
  • Сарсембаев Николай Владимирович – аспирант Института востоковедения РАН, главный специалист государственного учреждения «Управление по делам религий Карагандинской области» (Республика Казахстан);
  • Цибенко Вероника Витальевна – канд. ист. наук, директор Института междисциплинарных гуманитарных исследований, доцент Кафедры регионалистики и евразийских исследований ЮФУ;
  • Ярлыкапов Ахмет Аминович – канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Исследователи сошлись во мнении, что термин «традиционный ислам», который нередко употребляют и ученые, изучающие ислам, и сами мусульмане, во многом является историческим и исследовательским конструктом. Вместе с тем, он настолько прочно вошел в академический и общественно-религиозный дискурс, что ученым приходится с ним так или иначе работать.

Что касается вопроса методологии работы с информантами и в особенности отношения исследователей к рассказам о переживаемых информантами чудесах, то участники встречи предложили сразу несколько подходов.

Согласно одному из подходов, исследователь-полевик выступает в роли не столько интерпретатора, сколько транслятора идей и мыслей информанта, и его главная цель – объяснить, что значит для людей их вера в чудеса, переводя этот рассказ с языка одной культуры на язык другой.

Согласно другому подходу, ученому следует руководствоваться, прежде всего, инструментарием науки и рационального познания мира и искать, где проходит зыбкая грань между жизнью и наукой. Кроме того, исследователю стоит по возможности уклоняться от влияния на него той среды, которую он изучает – для сохранения независимой академической позиции.

Прозвучал и еще один подход, согласно которому, современным ученым, мировоззрение которых сформировалось под влиянием древнегреческой логики, бывает непросто работать с материалом, проникнутым духом мистицизма, и чтобы лучше понять суфиев, следует идти не «от ума», а «от сердца», как это делали, в частности, многие средневековые мусульманские ученые.

Во встрече также приняли участие и студенты ОП «Востоковедение», «Политология», «Социология» и «Мусульманские миры России» - участники прошедших и предстоящих экспедиций Школы востоковедения в мусульманские регионы России.

Руководители экспедиции выразили надежду на продолжение формата экспедиционной работы, которая позволяет решать не только исследовательские, но и педагогические задачи. Поездки в мусульманские регионы России дают студентам-ближневосточникам ценную возможность сравнительного изучения регионов исламской культуры.