• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспедиция «Возрождение исламских традиций (праздники, зийараты) в Дагестане»

В период с 27 июля по 12 августа группа студентов-востоковедов под руководством преподавателей Школы востоковедения НИУ ВШЭ находилась в экспедиции в республике Дагестан в рамках проекта «Возрождение исламских традиций (праздники, зийараты) в Дагестане». Главной целью поездки было выявление особенностей проведения мусульманских праздников, воспроизводства традиций и посещения зийаратов в регионе.

Перед началом экспедиции студенты образовательной программы «Востоковедение» под руководством Матросова Валерия Анатольевича и Царегородцевой Ирины Алексеевны занимались интенсивной подготовкой: провели серию семинаров, позволяющих глубже узнать историю, культуру и обычаи народов Дагестана, посетили лекции приглашённых специалистов по антропологии и этнографии. Кроме того, студенты познакомились с основными подходами к изучению мусульманских сообществ. Перед самой экспедицией был совершен подготовительный выезд в г. Касимов (22-25 июля) в ходе которого были отработаны навыки общения с информантами и расшифровки арабской эпиграфики.

27 июля группа прибыла в Грозный, начиная насыщенную экспедиционную программу, рассчитанную на 17 дней. Оттуда 29 числа они направились в республику Дагестан. Участники побывали в Хасавюртском, Дахадаевском, Табасаранском, Докузпаринском, Дербентском районах и в городе Махачкала; в каждом из них студенты искали местные зийараты, мечети, мусульманские кладбища и другие культурные памятники, представляющие интерес для арабистов. Также в каждой локации участники общались с местным населением, чтобы узнать больше о традициях дагестанских народов, связанных с исламом, и с представителями духовенства.

Основной экспедиционный этап начался 30 июля в городе Хасавюрт, где участники начали знакомиться с дагестанским исламом, посещая главные мечети города и опрашивая местных жителей о праздниках и жизни мусульманской общины. На 30 июля в этом году выпал мусульманский Новый год – 1-е число месяца мухаррам, и основная часть бесед посвящалась тому, как в Хасавюрте отмечается или не отмечается эта дата. Отчасти беседы затрагивали и историю. Вопрос исторической памяти поднимался и в соседнем селе Эндирей – некогда культурном центре района; там же впервые состоялось посещение захоронения местного почитаемого «святого» – мавзолея-зийарата. В тот же день экспедиция отправилась в Махачкалу, где 31 июля участники сходили на экскурсию в несколько национальных музеев и встретились с представительницей муфтията Дагестана. Несколько участников экспедиции совершили поездку в село Нижнее Казанище, где ознакомились с крупным зийаратом одного из видных представителей тариката Накшбандийя и узнали о местных погребальных традициях.

1 августа группа экспедиции отправилась в Дербент, где в это время у мусульман-шиитов началась Ашура – ежегодный десятидневный траур по имаму Хусейну, центральное событие шиитского годового цикла. Там преподаватели и студенты встретились с имамом джума-мечети Назимом Зейналовым, который провёл с ними беседу о шиитской общине Дагестана и экскурсию по джума-мечети. Кроме того, он ввёл группу в курс дела относительно дальнейшего распорядка проведения мероприятий Ашуры и дал несколько ценных контактов.

2 августа экспедиционная группа посещала культурно-исторические объекты в Табасаранском районе, и большую часть дня студенты провели в селе Чурдаф, пытаясь узнать о почитании меча Абу Муслима. В том, что касается общения с информантами, в основной массе своей не готовыми делиться всей информацией, это был наиболее незабываемый опыт поездки. На следующий день экспедиция, вновь вернувшись в Дербент, разделилась на несколько групп для посещения соседних поселений, кладбища Кырхляр, мечетей и других религиозных объектов Дербента. В частности, в горах над Дербентом некоторым ребятам посчастливилось не только прикоснуться к материальному наследию (раздобыть османскую монетку при осмотре древнего заброшенного кладбища), но и пообщаться с населением аула Джалган и даже посетить местную могилу св. Георгия Победоносца.

Не менее продуктивными стали два дня (4-5 августа), в которые студенты изучали эпиграфические памятники в Кубачи, Кала-Кореш и Амузги. Несмотря на специфику Кубачи и его окрестностей в том, что касается роли ислама в повседневной жизни, удалось добыть ценные сведения. В Кала-Кореш, помимо изучения памятников старины, был зафиксирован современный блокнот с магическими квадратами и фигурами, имеющими практическое магическое назначение. На руинах заброшенного Амузги выявлены несколько надписей, прежде не изученных и представляющих эпиграфический интерес.

Одним из самых сложных дней оказалось 7 августа, когда часть группы отправилась на восхождение на г. Шалбуздаг, где, несмотря на тяжкость подъёма (пеший подъём с набором высоты в 1,5 км), участники продолжили опрашивать местных мусульман и посещать места паломничества, места обитания духов и даже приняли участие в обрядовой стороне путём залезания в священную расщелину, измеряющую грешность человека.

Насыщенным для всех студентов был последний день в Дербентском районе и Южном Дагестане: участники успели зафиксировать эпиграфику трёх дербентских кладбищ (еврейского, армянского и мусульманского), захоронений на территории крепости Нарын-кала, а затем отправиться в сёла Кара-кюре и Мискинджа. В первом был посещён зийарат и завязаны контакты с местными знатоками истории и традиций и пограничниками. В последнем группа застала последние часы шиитского траурного праздника Ашуры и пообщалась с местными жителями, собравшимися на шествие, а также с смотрителями соборной мечети.

В последний день экспедиции её участники вернулись в Махачкалу, где посетили примыкающее к столице региона село Тарки и его мечети и зийараты. В силу специфики расположения объектов, это было бы невозможно без помощи жителей села и, особенно, имама мечети, который к тому же подробно рассказал об истории мечети и изучении арабского языка в Дагестане.

По итогам экспедиции будут расшифрованы эпиграфические памятники из всех посещенных населённых пунктов, а также опубликованы несколько статей о дагестанских зийаратах. Не менее важным представляется полученный опыт интервьюирования и сбора данных. Благодаря данной экспедиции студенты и преподаватели Школа Востоковедения открыли для себя широкое поле для исследований и установили полезнейшие контакты с дагестанским мусульманским духовенством.