• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.А. Рогожиной на конференции «Сакральная география Ближнего и Среднего Востока сквозь века и поколения»

30 июня и 1 июля 2023 г. в стенах Института стран Азии и Африки МГУ прошла научная конференция III Ацамбовские чтения, посвященная теме «Сакральная география Ближнего и Среднего Востока сквозь века и поколения», в работе которой приняла участие доцент Школы востоковедения А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока).

Доклад А. А. Рогожиной «Святой Город в коптской агиографии: как выстроить образ святыни в противовес идеологическим противникам» был посвящен образу Антиохии в коптской агиографической литературе и сопоставлению Антиохии с Иерусалимом.

Копты произвели огромный корпус агиографической литературы, посвященной мученикам. Исследователи этого корпуса часто обращают внимание на то, что в этих текстах, и прежде всего в тех, которые описывают так называемое Великое или Диклетианово гонение, город Антиохия занимает особое место. В коптской традиции резиденция Диоклетиана находится в Антиохии, а не в Никомидии, где она на самом деле находилась; само гонение начинается также в Антиохии, а не в Никомидии, где оно в реальности началось с поджога только что построенного городского собора в феврале 303 года. Судебные процессы над мучениками в этих текстах почти всегда проходят в театре Антиохии, так же, как и связанные с ними чудеса и казни. Таким образом, можно сказать, что авторы коптских мартирологов, богослужебных песнопений или энкомиев в честь мучеников используют Антиохию как устоявшийся топос в своих работах. Частые упоминания некоторых зданий Антиохии или топографических координат, меток в житиях самых разных святых вызывают вопросы: действительно ли эти места существовали или это всего лишь агиографические топосы? Для чего они инкорпорированы в нарратив и какова их литературная функция? И самое главное – почему именно Антиохия? Ответу на эти вопросы и был посвящен доклад А.А. Рогожиной.