• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспедиция «Сакральные нарративы постсоветского Табасарана»

11-22 сентября 2024 г. студенты образовательных программ «Востоковедение» и «Кавказ и Ближний Восток в системе региональных и международных связей» (ОП двух дипломов НИУ ВШЭ и ЮФУ) под руководством старшего преподавателя Школы востоковедения В.А. Матросова и выпускницы Восточного факультета ГАУГН Александры Ливады приняли участие в полевой экспедиции в Табасаранский и Хивский районы Республики Дагестан.

Целью поездки стала актуализация данных, касающихся приверженности населяющих эти два района табасаранцев к сакральным нарративам, включая сохранение и передачу легенд исторического характера, поддержание связи с предками путём совершения простых обрядов на кладбищах и обособленных могилах, почитание объектов природы.

Работа команды началась уже в Махачкале, где руководитель экспедиции встретился с директором Института археологии, истории и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Р.С. Абдулмажидовым. Рамазан Султанович ввёл в курс дела относительно степени разработанности заявленной проблематики, помог скорректировать задачи и дал ряд ценных советов. Наряду с этими советами, большую роль в экспедиции сыграли коррективы, которые внёс в график экспедиции краевед и экскурсовод из с. Ругуж, Руслан Раджабович Магомедов, позволив выдержать баланс между количеством населённых пунктов и качеством их «проработки». 

С 13 по 20 сентября участники находились непосредственно в Табасаране. Были посещены населённые пункты (частично – покинутые или почти покинутые) Хучни, Ругуж, Хустиль, Дарваг, Фурдаг, Яраг, Вертиль, Джули, Улуз, Атрик, Хурсатиль, Хив, Кандик, Ничрас, Верхний Ярак, Нижний Ярак, Яргиль, Куг, Зильдик, а также заброшенное кладбище на месте безымянного села, заброшенного несколько столетий назад. Объектами интереса стали почитаемые могилы, старинные мечети, священные деревья, святые пещеры, остатки стены Даг-бары, урочища, скалы, «мечети праздничной молитвы» – своеобразные сооружения, восходящие к древним солярным культам. Информантами выступали имамы мечетей и муаллимы медресе, работники сельских школ и краеведы, строители, скотоводы, детвора самого разного толка.

Результаты экспедиции кажутся неутешительными. Многие места, почитание которых зафиксировано ещё около 20 лет назад, сейчас фактически не посещаются. Легенды, связанные с теми или иными объектами, на первый взгляд имеют к этим объектам очень мало отношения (рассказ о «могиле девушки» привязан к надгробию, под которым, судя по надписи, похоронен пожилой мужчина, и т.д.). Тем не менее, удалось зафиксировать несколько легенд и нарративов, ранее не упоминавшихся в отечественной литературе, а также выделить с десяток почитаемых зийаратов, которые до сих пор пользуются очевидной популярностью среди местного населения.

Особый интерес представляет упомянутое выше кладбище заброшенного села. Судя по всему, это кладбище не было должным образом изучено и описано, и представляет собой наиболее перспективный объект для изучения. Связанная с ним легенда о том, что жители не хотели принимать ислам, и поэтому село было сожжено, вряд ли верна (обнаружены мусульманские надгробия), однако корни этой легенды – также важный объект для дальнейших изысканий. В большинстве случаев исчезновение населённых пунктов связывают с легендами о выпадении с неба змей, походами Надир-шаха или эпидемиями, и данный нарратив – единично зафиксированный в двух районах Дагестана.

Команда выражает искреннюю благодарность всем, кто поддерживал экспедицию материально и морально, снабжал её информацией и наводками. Табасаран, как представляется, – недостаточно изученный регион Дагестана, исследование которого только начинается.