Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Голикова В. В., Муковнин С. К., Казун А. П. и др.
Вопросы экономики. 2025. № 2. С. 39-65.
In bk.: BRICS Development in the Context of World Dynamics: Challanges and Perspectives. M.: Moscow University Press, 2024. P. 50-59.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
С докладами выступили 25 ведущих ученых и исследователей не только из российских образовательных учреждений и научных сообществ, но и приглашенные специалисты из других стран, в том числе Армянской, Грузинской и Турецкой Республик. Благодаря участникам из зарубежных стран конференция приобрела статус международной.
Доцент Школы востоковедения А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока) представила на подсекции «Закавказье и христианский Восток: контакты и конфликты» доклад на тему «Радуйтесь, Церкви стражи надёжные»: образы воинов-мучеников в кондаках Романа Сладкопевца и армянских шараканах». В докладе были рассмотрены кондаки Романа Сладкопевца Севастийским мученикам I и II, его же кондак всем мученикам и шараканы армянских гимнографов: кацурд Комитаса I Ахцеци в честь св. Рипсиме и её спутниц (VIII в), Хосровидухт Гохтнеци «Шаракан Ваану Гохтнеци» (VIII в.), Петроса Гетадараца «Вардану и его сподвижникам» (XI в.), Сисианоса Вардапета «Канон Севастийским мученикам» (XI в.), Нерсеса Шнорали «Вардану Мамиконяну и его сподвижникам» (XII в.). Целью сопоставления гимнов воинам–мученикам в двух разных, но тесно связанных общим наследием традициях, было выявление общей системы образов и сходства риторических форм, а также выделение характерных только для одной традиции черт и определение контекстов (культурного и историко-политического), обусловивших возникновение этих характерных черт. В докладе была показана стилистическая сопоставимость кондаков Романа и кацурда Комитаса Ахцеци и основные отличительные черты более поздних армянских шараканов.
На подсекции «Библия в Закавказье» А.А. Рогожина представила доклад «Библейские тексты в армянских магических сборниках». Кратко описав основные типы магических сборников, бытующих в армянской письменной культуре, докладчица сосредоточилась на использовании библейских текстов в сборниках типа hmayil (свитки). Были описаны различные стратегии использования библейских текстов: использование библейских текстов – прежде всего, отрывков из Евангелий – без изменений текста (перед отрывком размещается образ соответствующего Евангелиста); инкорпорирование библейских персонажей в молитвы (заговоры?), т.е. библейские истории выступают как historiolae; использование библейского текста как визуального элемента в структуре свитка. Для более полного понимания стратегий авторов текстов и переписчиков автор намеревается обратиться к сравнительному анализу и других типов сборников.