• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Книга
История и культура Японии. Вып. 17

Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
К вопросу о роли Сибири в российско-китайских отношениях (XVII–XXI вв.)
В печати

Козылов И. С.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2025.

Глава в книге
О содержании сборника и влиянии трудов и идей В.М. Крюкова

Ульянов М. Ю., Ефименко М. В., Попова Г. С. и др.

В кн.: Древнекитайские эпиграфические памятники (XIII - III вв. до н.э.) : Сборник статей. Труды Межинститутского семинара "Синологическая среда". Вып. 1. М.: Наука, Восточная литература, 2024. С. 26-31.

Доклады доцента Рогожиной А.А. на секциях «Ломоносовских чтений – 2025»

27 марта 2025 года в рамках секции Востоковедение и Африканистика Общеуниверситетской научной конференции «Ломоносовские чтения» состоялись заседания подсекций: «Закавказье и христианский Восток: контакты и конфликты» и «Библия в Закавказье».

С докладами выступили 25 ведущих ученых и исследователей не только из российских образовательных учреждений и научных сообществ, но и приглашенные специалисты из других стран, в том числе Армянской, Грузинской и Турецкой Республик. Благодаря участникам из зарубежных стран конференция приобрела статус международной.

Доцент Школы востоковедения А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока) представила на подсекции «Закавказье и христианский Восток: контакты и конфликты» доклад на тему «Радуйтесь, Церкви стражи надёжные»: образы воинов-мучеников в кондаках Романа Сладкопевца и армянских шараканах». В докладе были рассмотрены кондаки Романа Сладкопевца Севастийским мученикам I и II, его же кондак всем мученикам и шараканы армянских гимнографов: кацурд Комитаса I Ахцеци в честь св. Рипсиме и её спутниц (VIII в), Хосровидухт Гохтнеци «Шаракан Ваану Гохтнеци» (VIII в.), Петроса Гетадараца «Вардану и его сподвижникам» (XI в.), Сисианоса Вардапета «Канон Севастийским мученикам» (XI в.), Нерсеса Шнорали «Вардану Мамиконяну и его сподвижникам» (XII в.). Целью сопоставления гимнов воинам–мученикам в двух разных, но тесно связанных общим наследием традициях, было выявление общей системы образов и сходства риторических форм, а также выделение характерных только для одной традиции черт и определение контекстов (культурного и историко-политического), обусловивших возникновение этих характерных черт. В докладе была показана стилистическая сопоставимость кондаков Романа и кацурда Комитаса Ахцеци и основные отличительные черты более поздних армянских шараканов.

На подсекции «Библия в Закавказье» А.А. Рогожина представила доклад «Библейские тексты в армянских магических сборниках». Кратко описав основные типы магических сборников, бытующих в армянской письменной культуре, докладчица сосредоточилась на использовании библейских текстов в сборниках типа hmayil (свитки). Были описаны различные стратегии использования библейских текстов: использование библейских текстов – прежде всего, отрывков из Евангелий –  без изменений текста (перед отрывком размещается образ соответствующего Евангелиста); инкорпорирование библейских персонажей в молитвы (заговоры?), т.е. библейские истории выступают как historiolae; использование библейского текста как визуального элемента в структуре свитка. Для более полного понимания стратегий авторов текстов и переписчиков автор намеревается обратиться к сравнительному анализу и других типов сборников.