• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Доклады доцента Рогожиной А.А. на секциях «Ломоносовских чтений – 2025»

27 марта 2025 года в рамках секции Востоковедение и Африканистика Общеуниверситетской научной конференции «Ломоносовские чтения» состоялись заседания подсекций: «Закавказье и христианский Восток: контакты и конфликты» и «Библия в Закавказье».

С докладами выступили 25 ведущих ученых и исследователей не только из российских образовательных учреждений и научных сообществ, но и приглашенные специалисты из других стран, в том числе Армянской, Грузинской и Турецкой Республик. Благодаря участникам из зарубежных стран конференция приобрела статус международной.

Доцент Школы востоковедения А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока) представила на подсекции «Закавказье и христианский Восток: контакты и конфликты» доклад на тему «Радуйтесь, Церкви стражи надёжные»: образы воинов-мучеников в кондаках Романа Сладкопевца и армянских шараканах». В докладе были рассмотрены кондаки Романа Сладкопевца Севастийским мученикам I и II, его же кондак всем мученикам и шараканы армянских гимнографов: кацурд Комитаса I Ахцеци в честь св. Рипсиме и её спутниц (VIII в), Хосровидухт Гохтнеци «Шаракан Ваану Гохтнеци» (VIII в.), Петроса Гетадараца «Вардану и его сподвижникам» (XI в.), Сисианоса Вардапета «Канон Севастийским мученикам» (XI в.), Нерсеса Шнорали «Вардану Мамиконяну и его сподвижникам» (XII в.). Целью сопоставления гимнов воинам–мученикам в двух разных, но тесно связанных общим наследием традициях, было выявление общей системы образов и сходства риторических форм, а также выделение характерных только для одной традиции черт и определение контекстов (культурного и историко-политического), обусловивших возникновение этих характерных черт. В докладе была показана стилистическая сопоставимость кондаков Романа и кацурда Комитаса Ахцеци и основные отличительные черты более поздних армянских шараканов.

На подсекции «Библия в Закавказье» А.А. Рогожина представила доклад «Библейские тексты в армянских магических сборниках». Кратко описав основные типы магических сборников, бытующих в армянской письменной культуре, докладчица сосредоточилась на использовании библейских текстов в сборниках типа hmayil (свитки). Были описаны различные стратегии использования библейских текстов: использование библейских текстов – прежде всего, отрывков из Евангелий –  без изменений текста (перед отрывком размещается образ соответствующего Евангелиста); инкорпорирование библейских персонажей в молитвы (заговоры?), т.е. библейские истории выступают как historiolae; использование библейского текста как визуального элемента в структуре свитка. Для более полного понимания стратегий авторов текстов и переписчиков автор намеревается обратиться к сравнительному анализу и других типов сборников.