Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланова М. А., Хохлова Е. А., Ю Ч. Е.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Стрельникова И. А., Харина О. А., Набиев Х. Х.
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2024. № 2. С. 72-83.
In bk.: Pursuing Sustainable Urban Development in North Korea. Routledge, 2024. Ch. 16. P. 207-213.
social sciences & humanities. SAGE advance, 2022
После перехода Китая к политике реформ и открытости в 1978 г. страна вступила в период быстрого экономического развития. Если в 1978 г. доля Китая в мировом ВВП составляла лишь 2%, то в 2012 г. она достигла 12%. Экономисты как Китая, так и всего мира ломают голову над причинами «китайского чуда». Свое объяснение предложил и директор Чжан.
Для этого он прежде всего обратился к теории Адама Смита. Смит считал, что экономический рост является следствием целой цепочки причин и следствий. Увеличение масштабов рынка приводит к возникновению разделения труда и специализации, что, в свою очередь, повышает производительность труда. Рост же производительности труда является катализатором экономического роста.
Директор Чжан показал, что политика реформ и открытости была направлена именно на увеличение масштабов рынка. Открытость подразумевала выход за рубеж китайских товаров, наращивание экспорта и одновременно привлечение в страну иностранных инвестиций для создания экспортоориентированных производств. Результаты данной политики были впечатляющи: если в 1978 г. объем внешней торговли Китая составлял порядка миллиарда долларов, то сейчас он увеличился до 3 трлн. долларов. Таким образом, политика открытости стимулировала увеличение масштабов внешнего рынка.
В свою очередь, политика реформ увеличила масштабы внутреннего рынка. Это было достигнуто за счет нескольких групп мер. Во-первых, вовлечение в рыночные отношения все большего числа субъектов. Если до 1978 г. выход на рынок для производителей был запрещен, то с началом политики реформ – в первую очередь крестьянам – разрешили самостоятельно реализовывать сверхплановую продукцию. Кроме того, частным предпринимателям дали добро на создание собственных фирм.
Во-вторых, в торговый оборот вовлекалось все большее число товаров. Сейчас в Китае развиваются рынки земли, жилья, акций – многого того, чем раньше торговать было нельзя. В-третьих, монетизация рынка означала, что деньги становятся мерилом при обмене всех товаров, а рост ликвидности в экономике соответствует росту товарной массы. В-четвертых, переход на рыночные рельсы способствовал росту доходов населения, его покупательной способности, что также расширяло масштабы рынка.
Однако директор Чжан обратил внимание на то, что для успешного функционирования причинно-следственных связей в цепочке Адама Смита должно выполняться одно дополнительное условие. Разделение труда и специализация невозможны без свободы заключения сделок и осуществления обмена между производителями различной продукции. Эта свобода будет иметь место при соблюдении трех условий, сформулированных американским экономистом Мансуром Олсоном: защита имущественных прав, выполнение договоров и эффективное использование политической власти, которая сама не должна попирать имущественные права и нарушать договоры. Именно эти условия были выполнены в ходе реформ и открытости в Китае.
С 1978 г. доля государственных предприятий в экономике Китая сократилась с 80% до 30%, тогда как доля частных предприятий и совместных предприятий с иностранными инвесторами достигла 70% по выпуску и 80% по занятости.
В настоящее время для обеспечения долгосрочного стабильного роста правительство Китая прилагает усилия по следующим направлениям:
1. стимулирует инновационную деятельность, чтобы перейти от стадии роста за счет инвестиций к росту за счет инноваций;
2. использует налоговую политику для того, чтобы если не сократить, то замедлить рост разрыва в доходах между богатыми и бедными;
3. ведет законодательную деятельность для усиления правового регулирования;
4. на фоне снижения мирового спроса на продукцию Китая, начавшегося в 2008 г., стимулирует изменение способа экономического роста, стараясь сделать его основной движущей силой внутренний спрос.
Ещё одним вопросом, который директор Чжан не мог не упомянуть в связи с перспективами экономического роста Китая, стала проблема загрязнения окружающей среды. Раньше правительства всех уровней в Китае заботились исключительно о показателях экономического роста. Однако теперь в китайском обществе сложился новый консенсус: если экономический рост не будет экологически чистым, то Китаю такой рост не нужен.
Лекция директора Чжана вызвала живой интерес аудитории. Слушатели ставили актуальные и порой весьма острые вопросы, ответы на которые оказались познавательными и позволили нам заглянуть на несколько лет вперед в развитие экономики Китая.
Обзор доклада подготовлен преподавателем кафедры восточной филологии Отделения востоквоедения Марией Лепневой.