• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Лекции директора Института мировой политики и экономики Академии общественных наук Китая Чжан Юйяня

21 июня на Отделении востоковедения при поддержке Китайского культурного центра прошла открытая лекция директора Института мировой политики и экономики Академии общественных наук Китая Чжан Юйяня. Лекция была посвящена долгосрочному развитию экономики Китая. 

После перехода Китая к политике реформ и открытости в 1978 г. страна вступила в период быстрого экономического развития. Если в 1978 г. доля Китая в мировом ВВП составляла лишь 2%, то в 2012 г. она достигла 12%. Экономисты как Китая, так и всего мира ломают голову над причинами «китайского чуда». Свое объяснение предложил и директор Чжан.

 

Для этого он прежде всего обратился к теории Адама Смита. Смит считал, что экономический рост является следствием целой цепочки причин и следствий. Увеличение масштабов рынка приводит к возникновению разделения труда и специализации, что, в свою очередь, повышает производительность труда. Рост же производительности труда является катализатором экономического роста.

 

Директор Чжан показал, что политика реформ и открытости была направлена именно на увеличение масштабов рынка. Открытость подразумевала выход за рубеж китайских товаров, наращивание экспорта и одновременно привлечение в страну иностранных инвестиций для создания экспортоориентированных производств. Результаты данной политики были впечатляющи: если в 1978 г. объем внешней торговли Китая составлял порядка миллиарда долларов, то сейчас он увеличился до 3 трлн. долларов. Таким образом, политика открытости стимулировала увеличение масштабов внешнего рынка.

В свою очередь, политика реформ увеличила масштабы внутреннего рынка. Это было достигнуто за счет нескольких групп мер. Во-первых, вовлечение в рыночные отношения все большего числа субъектов. Если до 1978 г. выход на рынок для производителей был запрещен, то с началом политики реформ – в первую очередь крестьянам – разрешили самостоятельно реализовывать сверхплановую продукцию. Кроме того, частным предпринимателям дали добро на создание собственных фирм.

 

Во-вторых, в торговый оборот вовлекалось все большее число товаров. Сейчас в Китае развиваются рынки земли, жилья, акций – многого того, чем раньше торговать было нельзя. В-третьих, монетизация рынка означала, что деньги становятся мерилом при обмене всех товаров, а рост ликвидности в экономике соответствует росту товарной массы. В-четвертых, переход на рыночные рельсы способствовал росту доходов населения, его покупательной способности, что также расширяло масштабы рынка.

 

Однако директор Чжан обратил внимание на то, что для успешного функционирования причинно-следственных связей в цепочке Адама Смита должно выполняться одно дополнительное условие. Разделение труда и специализация невозможны без свободы заключения сделок и осуществления обмена между производителями различной продукции. Эта свобода будет иметь место при соблюдении трех условий, сформулированных американским экономистом Мансуром Олсоном: защита имущественных прав, выполнение договоров и эффективное использование политической власти, которая сама не должна попирать имущественные права и нарушать договоры. Именно эти условия были выполнены в ходе реформ и открытости в Китае.

С 1978 г. доля государственных предприятий в экономике Китая сократилась с 80% до 30%, тогда как доля частных предприятий и совместных предприятий с иностранными инвесторами достигла 70% по выпуску и 80% по занятости.

 

В настоящее время для обеспечения долгосрочного стабильного роста правительство Китая прилагает усилия по следующим направлениям:

1. стимулирует инновационную деятельность, чтобы перейти от стадии роста за счет инвестиций к росту за счет инноваций;

2. использует налоговую политику для того, чтобы если не сократить, то замедлить рост разрыва в доходах между богатыми и бедными;

3. ведет законодательную деятельность для усиления правового регулирования;

4. на фоне снижения мирового спроса на продукцию Китая, начавшегося в 2008 г., стимулирует изменение способа экономического роста, стараясь сделать его основной движущей силой внутренний спрос.

 

Ещё одним вопросом, который директор Чжан не мог не упомянуть в связи с перспективами экономического роста Китая, стала проблема загрязнения окружающей среды. Раньше правительства всех уровней в Китае заботились исключительно о показателях экономического роста. Однако теперь в китайском обществе сложился новый консенсус: если экономический рост не будет экологически чистым, то Китаю такой рост не нужен.

 

Лекция директора Чжана вызвала живой интерес аудитории. Слушатели ставили актуальные и порой весьма острые вопросы, ответы на которые оказались познавательными и позволили нам заглянуть на несколько лет вперед в развитие экономики Китая.

 

Обзор доклада подготовлен преподавателем кафедры восточной филологии Отделения востоквоедения Марией Лепневой.