Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Корееведение. 2024. № 2(7). С. 5-13.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Юля Гершинкова, группа А-32
В экспозиции представлено 99 памятников мусульманского искусства из частного собрания Фонда Марджани, охватывающих период длиною почти в тысячу лет - с конца IX до начала XX в. и собранных из самых разных регионов: Средней Азии и Ближнего Востока, Поволжья и Кавказа, Малой Азии и Северного Афганистана, Китая и Восточного Туркестана.
В первом разделе экспозиции представлены изделия из металла и керамики, украшенные каллиграфическими надписями, росписью люстром и эмалевыми красками, а также работы из двухслойного и резного стекла, выполненные арабскими, персидскими и тюркскими мастерами. Далее продемонстрированы артефакты из наследства монгольской империи: костюмы, головные уборы, текстиль, предметы быта - где также прослеживается влияние традиционного мусульманского искусства. Еще один раздел выставки посвящен письменным произведениям, среди которых рукописи, манускрипты, подписные листы с текстами, придворные миниатюры, выполненные известными восточными каллиграфами и художниками.
Фонд Марджани собрал большую и разнообразную коллекцию предметов мусульманского искусства, лучшие из которых были отобраны для выставки. Уникальная экспозиция явилась прекрасной и весьма своевременной иллюстрацией к курсу «Визуальное искусство изучаемого региона», который заканчивают изучать третьекурсники в 3 модуле и преамбулой к этому курсу для арабистов младших курсов. На всех участников экскурсии прекрасные образцы исламского искусства с комментариями старшего научного сотрудника Института востоковедения Академии наук РФ Гончарова Евгения Юрьевича и доцента кафедры цивилизационного развития отделения востоковедения ИНУ ВШЭ Муртазины Марата Фахрисламовича произвели неизгладимое впечатление.
Ибрагимов Ибрагим, группа А-21
Очень доволен остался выставкой, несмотря на то, что осмотрели всю экспозицию буквально за 2 часа.
Экспозиция готовилась два года и развернулась в шести залах музея. В каждом зале нас сопровождал замечательный экскурсовод, который очень интересно и подробно рассказывал о каждом экспонате. Сам смотр состоит из трех разделов, которые соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, времени Чингизидов, постмонгольскому периоду, вплоть до XIX века.
Выставка построена по хронологическому принципу, благодаря чему мы смогли проследить, как с течением веков под действием исторических событий менялся характер исламского искусства, как он развивался и какие факторы оказывали влияние на его развитие.
Выставка произвела положительное впечатление. Можно хоть часами стоять у каждого экспоната и любоваться творением рук человеческих.
Среди экспонатов выставки больше всего впечатлило и запомнилось — лист древнего Корана эпохи Аббасидов, выполненный в конце IX века, великолепная сирийская чаша IX века, молитвенный ковер середины XVI века, на котором вытканы 99 имен Всевышнего.
Матросов В., группа А-21
Что касается выставки — сразу скажу, что после бесчисленных музеев Сирии и Стамбула (не могу сказать, что всей Турции, мы пределы Стамбула почти не покидали) не могу соврать, будто бы всё, представленное на ней, было впечатляющим или новым. Чисто визуально, безусловно, понравились серьги из Волжской Булгарии, работа выполнена очень тонко, понравилось то самое "оглавление" Корана с названиями сур в золотых и серебряных пластинках, но миниатюры, ковры, образцы почерков хороши бывают либо в одиночном варианте, либо когда их много скопом и действительно можно сравнивать.
Особый интерес представляла собой информация, данная экскурсоводом. Два момента действительно поразили:
1. Никогда не думал, что блеска керамики можно достичь, покрывая её слоем металла. Глазурь в этом плане куда привычнее.
2. Интересно было послушать про символику, крупные хищные как символ солнца - что-то совсем неожиданное (хотя тельца как мрак и т.д. — можно было предположить исходя из символики митраизма).
В целом, спасибо большое Вам и тем, кто занимался организацией этого мероприятия!
Метонидзе София, группа А-31
Посещение выставки классического искусства исламского мира IX–XIX веков «Девяносто девять имен Всевышнего» в Государственном музее имени А.С. Пушкина никого не может оставить равнодушным. Фонд имени татарского просветителя и богослова XIX века Шихабуддина аль-Марджани сделал всем москвичам бесценный подарок, предоставив столичной публике возможность лицезреть шедевры классического исламского искусства.
Среди экспонатов можно было увидеть древние сосуды, восточные ковры и украшения, рукописи с текстами сур Корана, изысканные персидские миниатюры, халаты и женские головные уборы из золотого шелка.
На выставке были представлены произведения из различных областей исламского мира - Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии.
Особое место среди экспонатов занимают миниатюра из рукописи азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви «Спор философов», датируемая серединой XVI века, удивительной красоты курильница XI века из бронзы с тонкой резьбой и "жемчужина экспозиции" - сирийская чаша конца X-начала XI века из стекла и золотой фольги. Это одна из четырех сохранившихся до наших дней стеклянных чаш, изготовленных с применением уникальной технологией дамасских стеклодувов. На дне чаши между двумя слоями стекла нанесена надпись куфийским почерком «Власть принадлежит Богу».
Все экспонаты являются лучшими образцами технических достижений соответственных эпох: резное и двуслойное стекло, роспись люстром и эмалевыми красками по глазурованной керамике, инкрустации по металлу – все это было новаторством в те времена. Каждое изделие – плод высочайшего индивидуального творческого мастерства.
Следует отметить, что на выставке представлены экспонаты, найденные и собранные на территории России и стран бывшего СССР, такие как глиняная чаша X века из Ташкента или Височные серьги XIII века из Среднего Поволжья. Этот факт еще раз доказывает значение культурного наследия народов Поволжья, Урала, Кавказа и Средней Азии для исламского мира.
Дзукаева Нина, группа А-32
Поскольку экспонаты были выставлены в хронологическом порядке, мы имели возможность наблюдать за трансформацией художественных стилей и сюжетов арабо-мусульманского искусства, которая происходила как в результате эволюции местных традиций, так и под влиянием многочисленных контактов с сопредельными культурными мирами, в частности, с Китаем и Индией.
Из представленных на выставке экспонатов наиболее сильное впечатление на меня произвели изделия иранской керамики, в особенности, те из них, что были выполнены в уникальной технике полихромной надглазурной росписи – минаи. Данные чаши поражают воображение мельчайшей проработкой деталей и удивительно богатой цветовой палитрой, а также интересными сюжетами, зачастую с глубоким философским либо мистическим подтекстом.