Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланова М. А., Хохлова Е. А., Ю Ч. Е.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Koreanology. 2024. No. 2(7). P. 40-54.
В кн.: Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX — середина XX века). М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2024. С. 80-102.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
В этом году поход в музей был более масштабным, так как в музей пошли почти все первокурсники. В организации и проведении экскурсий Анне Алексеевне Рогожиной помогли учебные ассистенты Татьяна Гудач и Анна Федичина. Ниже приводятся (с незначительными сокращениями) отрывки из лучших работ, написанных первокурсниками по итогам изучения коллекций древнего Ближнего Востока.
Поход в музей всегда был для меня необычным приключением, возможностью на мгновение погрузиться в свои мысли, вырваться из повседневной суеты и просто насладиться искусством. Идти в музей ради праздного любопытства, совсем не зная периода, по сути “вслепую”, на мой взгляд, довольно бессмысленная вещь. Предварительно ознакомиться с историей, культурой, сравнивать реальность с тем, о чем было прочитано — вот, что значит посетить музей. Так как я не из Москвы, мне не приходилось до этого бывать в ГМИИ им. Пушкина. В данном музее очень много оригинальных находок, и осознавать, что на расстоянии вытянутой руки находится глиняная табличка, на которой кто-то несколько тысяч лет назад решил изложить свои мысли — невероятно. В музее всегда возникает множество вопросов: о чем думали люди того времени? Во что верили? Могли ли они представить себе, что через столько столетий обыденные для них вещи станут самыми ценными музейными экспонатами?
Бог Тот изображался в виде ибиса, иногда — в виде павиана, который наряду с ибисом считался его воплощением. На моей фотографии представлена группа статуэток, посвящённых этому богу. Он представлен в нескольких ипостасях: в виде ибиса и в виде павиана. Тот был одним из важнейших богов в религии Древнего Египта. По мнению древних египтян, Тот изобрёл числа и дроби, и, как следствие, создал искусство письма, покровительствовал писцам, грамотным людям[1] (например, в сказке «Два брата», истинность книги подтверждает бог Тот: «если же кто станет оспаривать истинность её, да будет бог Тот ему врагом»[2]). Более того, египтяне верили, что Тот ведёт летописи, записывает дни рождения и смерти людей, потому египтяне часто изображали его держащим стило, табличку и пальмовую ветвь. Кроме того, Тот выполнял ещё одну важную функцию: он защищал долины Нила от вторжения азиатов (азиатами египтяне называли народы, которые говорили на семитских языках, которых египтяне называли «бедуинами»[3]).
На переднем плане бог Тот изображён в облике ибиса. Стоит высказать предположение, по какой причине священным животным лунного бога стала птица ибис. Как говорилось выше, Тот почитался и как бог счёта, а шаг птицы ибис равнялся кубиту - мере длины, которая употреблялась исключительно при строительстве священных сооружений. Между двумя статуэтками ибиса стоит фигурка его жены Маат, богини истины и порядка, которая покровительствовала судьям[4]. Страусиное перо, венчающее голову статуэтки этой богини, является её символом и именуется страусиное Перо Истины, так как термин «маат» означал слова «перо» и «правда»[5]. Богиня Маат участвовала в отправлении правосудия над умершим, именно она решала судьбу покойного. Так, в 125 главе «Книги мёртвых» умерший пытается оправдаться перед Маат: «О Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печёный хлеб![6]».
На заднем плане представлен барельеф со сценой поклонения Тоту. В религии египтян заместителем Ра в ночной период являлся Тот, чтобы вместо солнца светить луной, из-за этого часто его голову венчает диск луны. На стеле Тот, скорее всего, изображён в виде павиана с характерным лунным диском, украшающим его голову. Свидетельством того, что перед нами образ бога Тота, является табличка в правой руке. Стоит отметить, что египетские художники старались изображать части тела с лучших его сторон. Так, корпус тела повёрнут к зрителям в положении анфас, а ноги, руки и голова представлены в профиль, однако глаз отображён так, будто мы смотрим на лицо в положении анфас. В верхней части стелы расположен один из образов бога Тота — ибис. Справа от стелы помещена статуэтка бога Тота в образе павиана. Часть головы статуэтки стёрта. Это даёт нам повод высказать предположение, что ранее павиан имел головной убор — лунный диск[7].
Какие ассоциации приходят в голову, когда мы слышим о Древнем Египте? Разливающийся Нил и огромные пирамиды, темные гробницы и божественные фараоны. А когда речь идет о Вавилоне? Тогда на ум сразу приходят клинописные таблички и Вавилонская башня. В случае же с Ассирией первые мысли связаны с завоеваниями, горами трупов и реками крови. Будучи первой в мире империей[8], Новоассирийское царство привнесло в этот мир множество новых систем и практических идей, необходимых для построения крупного государства, объединяющего многие народы и культуры. В первую очередь для этого необходима война – и в ней ассирийцы до какого-то момента не знали себе равных. Связано это было с тем, что они для построения своей военной машины использовали несколько «ноу-хау», которые я рассмотрю на примере барельефов конца 9 века до н.э., а точнее, их слепков. Оригиналы этих барельефов были найдены недалеко от нынешнего Мосула. Это были одни из последних находок, сделанных на месте бывшего Нимруда, так как стараниями боевиков ИГИЛ этот археологический памятник был разрушен.
В правление Тиглатпаласара Третьего (745-727) произошли коренные реформы в армии[9]. Одной из них было формирование отдельных кавалерийских, саперных и инженерных частей, как бы мы сейчас их назвали. … На барельефе «Осада войсками Ашшурциранапала Второго» детально показан момент штурма города. Стены города расположены слева, осаждающие справа. Снизу слева, уже под стенами два ассирийских солдата-сапера ломают стену. Какой-либо камень в Месопотамии был в дефиците[10], поэтому городские стены делались из кирпича, а потому процесс их разрушения не требовал больших стараний. Возможно, на этом фрагменте изображена попытка подкопа под стены города, но из-за мастерства скульптора, сложно сказать наверняка. Возможно, подкоп делают и саперы, представленные чуть правее, из-за чего автор изобразил вокруг них пустое пространство.
Пелена была создана во второй половине II века, что относится к Птолемеевскому периоду. Ткань, из которой сделана пелена, — лён, портрет выполнен темперой. В центре мы можем видеть молодого человека —умершего, для которого была создана данная пелена. Слева от него — Осирис, справа —Анубис.[11] Сильное впечатление производит сочетание греческого и египетского. В эллинистическую эпоху объединяются многие важные черты этих двух культур. Так, изменяется и египетский пантеон богов. Анубис начинает играть всё большую роль как божество света и тьмы, а в Греции появляется Германубис - смесь Анубиса и Гермеса.[12] Божество смерти и погребения начинают изображать по-другому: в катакомбах Александрии он изображён облачённым в доспехи[13], а на данной пелене мы видим «нимб» за головой бога. Осирис, царь подземного царства, изображён не в профиль, а в анфас, что необычно для египетского искусства.
В это период также происходит расцвет искусства декорирования мумий: голова мумии оборачивалась маской, богато украшенный картонаж очень плотно прилегал к телу, а льняная ткань была отличного качества.[14] Однако изображения на обёртке уже просто копировались художниками без понимания надписей и деталей[15], что и видно на представленном экспонате: иероглифы, находящиеся сверху, справа и слева от головы юноши не проработаны детально, как и интерьер, и боги.
Этот археологический памятник представляет собой довольно длинный папирус с задачами, написанный иератическим письмом. Он восходит к 19 веку до н.э. (составлен около 1850г. до н.э.), к временам эпохи Среднего царства, когда в Египте правила 13 династия. Однако американский египтолог Маршалл Клагетт в своей книге утверждает, что содержание папируса базируется на более ранних материалах, которые восходят к 12 династии[16], а значит, перед нами один из древнейших известных современности математических текстов. По содержанию Московский папирус схож с более поздним памятником – папирусом Ахмеса (Папирусом Ринда)[17], который на данный момент хранится в Британском музее. Папирус Ахмеса составлен на триста лет позже, и включает большее количество задач[18].
Московский математический папирус делится на восемь фрагментов, общая длина которых достигает 5,44 м, в то время как ширина составляет от 4 до 7 см. Он, очевидно, носил учебный характер, что является свидетельством широких познаний египтян в геометрии и стремления передать эти знания потомкам. Однако таких источников, к сожалению, сохранилось немного. Данный папирус был транскрибирован великим русский востоковедом Б.А. Тураевым[19]. Последующим изучением занялся его ученик – основатель марксистской школы исследования Ближнего Востока, советский востоковед В.В. Струве, который разделил этот папирус на 25 задач, к каждой из которых египтолог привел решения. Результат работ Тураева (1917г.) и Струве (1927г.) был полностью издан на немецком языке в 1930 году[20].
Большинство задач были посвящены практическим проблемам, связанным с применением геометрии. Особенно выделяется задача на вычисление объема усеченной пирамиды[21]. Она привлекала наибольшее внимание египтологов и математиков, так как само её существование указывает на довольно высокий уровень развития математики (к примеру, умение древних египтян находить объёмы не только тетраэдра, но и более сложных фигур).
Эта профессия считалась престижной, поскольку писцы работали в различных отраслях, начиная хозяйственно-административной, заканчивая сферой образования. Они записывали указы правителя, трудились в библиотеках и архивах, украшали здания иероглифами. В целом, в Египте писцом называли не только того, кто работал на этой должности, но и каждого, кого можно было посчитать грамотным человеком[22]. О писцах складывались целые прославления:[23]
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их, вечна.
Стань писцом, заключи это в своем сердце,
Чтобы имя твое стало таким же.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Неудивительно, что в стране, где так высоко ценилась грамотность, появились одни из первых шедевров древней литературы.
Статуэтка представлена группой из трех худощавых мужчин, но от одного из них, к сожалению, до наших дней дошли только ступни. Их внешний облик напоминает гребцов: те же черные короткие стрижки, те же белые короткие опоясания. У каждого писца в руках свитки папируса, кроме того, можно заметить пенал, в котором они хранили краски для письма. Улыбчивые лица писцов выражают доброту и готовность выполнять работу. Скорее всего, такую статуэтку могли положить к усопшему вельможе, как символ сопровождения его слугами в загробный мир.
Погребальные конусы – это конусы, изготовленные из необожжённой глины, на которых написано либо имя усопшего, для которого они предназначены (древнеегипетские погребальные конусы)[25], либо текст-заклятие против вскрытия могилы (древнемесопотамские конусы). Текст, выдолбленный на рассматриваемом нами конусе: «Вовеки, до заката дней, на вечное время, на дни грядущие, (тот, кто) эту могилу увидит, пусть не уничтожит (ее), пусть восстановит ее! Тот человек, который эту (могилу) увидит и не пренебрежет ею, (и) скажет так: «эту могилу я да восстановлю!», – благодеяние, которое он совершит, ему да окупится! В горнем мире пусть слава о нем будет благой! В подземном мире духи его (близких) чистую воду пусть пьют» (использован перевод, представленный на сайте ГМИИ имени Пушкина[26]).
Может создаться впечатление, что этот экземпляр является погребальным конусом, однако последовательный анализ Б. Р. Фостера показал, что это, скорее всего, не так[27]. Это объясняется, прежде всего, тем, что данный экземпляр – одна из копий одного и того же более древнего текста. Это дает нам возможность интерпретировать эти объекты как «результаты заданий, выполненных в рамках древней системы образования писцами или их учениками»[28]. Возможно, существовала определенная писцовая школа.
Сосуд имеет яйцевидную форму (форму овоида)[29]. Такая форма получила распространение уже у сосудов культуры Нагада I[30], в связи с чем сохранение этой формы у сосудов культуры Нагада II может вызывать предположения о наличии некоей преемственности между керамикой двух периодов; в защиту этой точки зрения выступает Беатриса Мидан-Рейн, которая называет переход от Нагады I к Нагаде II «скорее, эволюцией, чем внезапным разрывом»[31]. Эта «эволюция», однако, проходила под сильным влиянием других культур; вероятно, культуры периода Джемдет-Наср или культур, распространённых на тот момент в Восточном Средиземноморье[32]. Сосуды аналогичной формы обычно изготавливались из красно-оранжевой глины со значительным добавлением извести[33]. Большинство сосудов из этого материала обнаружено в захоронениях погребального комплекса Адайма[34], на основании чего можно предположить, что данный сосуд был найден там же. Если это действительно так, то это свидетельствует об умышленном изготовлении данного сосуда как погребального.
Ручки сосуда - маленькие, вероятно, созданные не для использования пальцами (удержать сосуд такой величины в пальцах было бы очень сложно). Скорее всего, ручки предназначались для подвешивания сосуда[35]. Также в период Нагада II начинается масштабное изготовление сосудов с ручками, что нехарактерно ни для культуры Нагада I, ни для Бадарской культуры; это свидетельствует об усложнении культуры быта при Нагаде II. Некоторые из нанесённых на сосуд рисунков (в частности, изображения гор/холмов, фламинго, воды) иллюстрируют преемственность по отношению к элементам керамической росписи Нагады I.
Значительное место в изобразительном искусстве Нагады II получает изображение лодки. Оно получает очень широкое распространение в связи с ростом важности использования лодки как средства коммуникации между городами (с одной стороны, это отражает распространение культуры Нагады II в северном и южном направлениях; с другой стороны - говорит о развитии торговых отношений в Верхнем Египте)[36]. Более того, в данный период изображение лодки стало символизировать переход человека из земной жизни в загробную; изображения лодок в период культуры Нагада II чаще всего наносились как раз на погребальные сосуды[37]. Это подкрепляет нашу гипотезу об изготовлении данного сосуда как погребального и вместе с тем свидетельствует о возникновении развитых религиозных представлений среди жителей Верхнего Египта: уже в додинастический период у египтян существовало представление о наличии загробной жизни и о необходимости подготовки к ней (что выражается в создании сосудов для захоронений). Более того, объекты прямоугольной формы, размещённые в лодке, вероятнее всего, являются схематическими изображениями святилищ, посвящённых некоему богу[38]; само же изображение божества, скорее всего, помещено на носу лодки. Это - изображение коровы; культ коровы как воплощения богини плодородия существовал среди жителей Верхнего Египта ещё в период Нагада I (об этом свидетельствует большое количество амулетов в виде бычьих голов, относящихся к данному периоду[39]). Таким образом, можно сделать вывод, что в период культуры Нагада II среди жителей Верхнего Египта продолжался процесс формирования представлений о существовании божеств и об их роли в повседневной жизни египтян.
Описываемый артефакт был найден во время раскопок поселения Ярым – Тепе в Северном Ираке, на территории древней Месопотамии. Сосуд принадлежит Халафской культуре – неолитической культуре, существовавшей 5 тысяч лет назад. Керамика является одной из отличительной черт Халафской культуры. Археологи отмечают невероятную точность, тонкость посуды, называют Халафские сосуды едва ли не «наиболее совершенными[40]» образцами глиняных изделий древности.
Рассмотрев конкретный артефакт, можно попытаться выделить его отличительные черты. Основа сосуда, похожего на тарелку или миску, выполнена из глины и имеет кремовый, розоватый цвет. Поверх основы нанесены узоры и орнаменты: с наружной стороны мы можем видеть широкие, вытянутые полосы, прямоугольники коричневого цвета. Узор с наружной стороны стерт во многих местах, поэтому довольно затруднительно восстановить изображение, однако наиболее вероятно, что коричневая краска была нанесена в виде двух «обручей», обвивающих сосуд. Во внутренней части миски изображен загадочный узор: между тонкими «обручами» коричневой краски мы можем увидеть круги со скоплениями точек внутри. Можно лишь догадываться о том, что означают эти узоры. Однако, поскольку жители Халафской культуры активно занимались земледелием, о чем говорят находки моделей серпов в поселениях[41], можно предположить, что скопление точек – это своеобразное изображение поля.
Из описания данного артефакта и опираясь на источник, мы можем определить, к какому периоду Халафской культуры относится сосуд. Такие отличительные черты, как «кремовая обмазка и заострённый венчик[42]», а также «геометрические композиции»[43], напоминающие сетки из изогнутых линий, говорят о принадлежности сосуда к Средней Халафской керамике.
Крайне важно отметить историческую роль Халафской керамики. Благодаря ее невероятному качеству, вместе с посудой до нас дошли рисунки на ней. Помимо «поля», изображенного на описываемом артефакте, на глиняной посуде Халафа были обнаружены изображения рогатого скота, собак, шерстяных тканей. Дж. Мелларт даже отмечает, что представления о скотоводстве основаны на керамике «больше, чем на костном материале»[44]. Все это говорит о феноменальной ценности Халафской керамики в качестве археологического артефакта и исторического наследия как Ближнего Востока, так и человечества в целом.
Фотографии предоставили Снежана Чернявская, Илья Логвин, Кирилл Долгополов. Отчеты о походах 2017 и 2018 года можно прочесть на сайте Школы востоковедения:
https://www.hse.ru/ba/oriental/news/237780696.html
https://www.hse.ru/ba/oriental/news/213310979.html
[1] Брагинский И. С. Поэзия и проза древнего Востока. – Худож. лит-ра, 1973. – Т. 1.- С. 30
[2] Там же. С. 62.
[3] Хрестоматия по истории древнего Востока //Под ред. М.А. Коростовцева, М. – 1980.– Т. 1. – С. 22
[4] Тураев Б. А. История древнего востока. – Рипол Классик, 2013. – Т. 1. - С. 195.
[5] Там же. С. 257.
[6] Брагинский. Поэзия и проза древнего Востока. С. 72.
[7]https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_4397/index.php?lang=ru
[8] А. О. Захаров, История Древнего Востока(издательство Института Востоковедения РАН, 2016.), стр. 127.
[9] Захаров, стр. 124.
[10] С. Кавтарадзе, Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле (Изд. дом Высшей Школы Экономики, 2018г.), стр. 216.
[11] Сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина, статья"Погребальная пелена молодого мужчины".
[12] George Hart, ‘A Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses’ (Routledge, London, 1986), стр. 24.
[13] Ibidem.
[14] E. A. Wallis Budge, The Mummy. Chapters on Egyptian funeral archaeology (Cambridge University Press, 1893), стр. 185.
[15] Ibidem, стр. 186.
[16] Clagett, Marshall. 1999. Ancient Egyptian Science: A Source Book. Volume 3: Ancient Egyptian Mathematics. Memoirs of the American Philosophical Society 232. Philadelphia: American Philosophical Society, p. 16.
[17] ПАПИРУСЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ // Большая российская энциклопедия. Том 25. Москва, 2014, стр. 255-256.
[18] Spalinger, Anthony (1990). "The Rhind Mathematical Papyrus as a Historical Document". Studien zur Altägyptischen Kultur. Helmut Buske Verlag. 17: p. 295–337.
[19] Б.А. Тураев, “Египтологические заметки. I–VII”, Известия Императорской Академии Наук. VI серия, 9:7 (1915), стр. 601–614.
[20] Struve, Vasilij Vasil'evič, and Boris Turaev. 1930. Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der Schönen Künste in Moskau. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik; Abteilung A: Quellen 1. Berlin: J. Springer.
[21] ПАПИРУСЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, стр. 255-256.
[22] Поэзия и проза Древнего Востока. Под ред. И. С. Брагинского. М. С. 30.
[23] Там же. С.102-103.
[24] Foster B. R. 69) The Babylonian Funerary Text Revisited // Nouvelles assyriologiques Brèves et Utilitaires. – 2007. – Т.4 – 82 с.
[25] Видеман А. Религия древних египтян. – Litres, 2017. – 266 с.
[26] Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: [Электронный ресурс]. –https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_2_b/1_2_b_1336/index.php?lang=ru.
[27] Foster B. R. Late Babylonian schooldays: an archaizing cylinder. – na, 2003.
[28] Niederreiter Z. The eleventh archaizing clay cone with a particular funerary text //Revue d'assyriologie et d'archeologie orientale. – 2015. – Т. 109. – №. 1. – 137 с.
[29] Wodzińska A. A Manual of Egyptian Pottery / Vol. 1: Fayum A–Lower Egyptian Culture. Boston: Ancient Egypt Research Associates, 2009. P. 115-118.
[30] Ibidem. P. 99.
[31] Midant-Reynes B. The Naqada Period (c. 4000-3200 BC) // The Oxford History of Ancient Egypt / ed. I. Shaw. Oxford; New York: Oxford University Press, 2003. P. 49.
[32] Finegan J. Archaeological History of the Ancient Middle East. Boulder: Westview Press, 1979. P. 168.
[33] Wodzińska A. Op. cit. P. 118.
[34] Buchez N. The study of a group of ceramics at the end of the Naqadaperiod and socio-economic considerations // Egypt at Its Origins: Studies in Memory of Barbara Adams: Proceedings of the International Conference «Origin of the State, Predynastic and Early Dynastic Egypt», Krakow, 28th August - 1st September 2002 / eds. S. Hendrickx, B. Adams. Leuven: Peeters, 2004. P. 670-672.
[35] Wodzińska A. Op. cit. P. 115.
[36] Midant-Reynes B. Op. Cit. P. 51.
[37] David A.R. Religion and magic in ancient Egypt. London; New York: Penguin Books, 2002. P. 49.
[38] Ibidem.
[39] Flores D.V. Funerary Sacrifice of Animals in the Egyptian Predynastic Period. Oxford: Archeopress, 2003. P. 61.
[40] Массон В.М. Первые цивилизации, стр. 82.
[41] Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока, 1982, стр. 115.
[42] Там же, стр. 114.
[43] Там же, стр. 114.
[44] Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока, 1982, стр. 115-116.