Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Т. 1. Вып. 1. НИУ ВШЭ, 2024.
Kanaev E., Dmitry F., Garaeva A. et al.
Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2024. No. 3. P. 38-51.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
«Урукская ваза» представляет собой разделенный на регистры сосуд с повествовательным рельефом. Сюжет кольцеобразной композиции отражает жизненный цикл и ритуал плодородия, посвященный покровительнице Урука, богине любви и урожая – Инанне (Иштар).
Описываемый объект относится к позднему Урукскому периоду в Месопотамии и датируется около 3300 г. до н. э. Ваза была обнаружена при раскопках храмового комплекса Эана («Храм небес») в Уруке и на сегодняшний день находится в коллекции Национального музея Ирака. Упоминание данного храма встречается в одном из древнейших дошедших до нас литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше»: «Светлый амбар Эаны священной…», «И вступи в Эану, жилище Иштар…». Сосуд выполнен из алебастра и украшен тонкой резьбой. Высота объекта – 100 см.
Повествование на Урукской вазе ведется снизу вверх. Нижний ярус алебастрового сосуда последовательно отражает экономический базис государства. На регистре, у основания объекта, волнистыми линиями передано изображение воды, над которой возвышается растительность – ряды ячменных колосьев и тростника, далее следует скот – стадо баранов и овец.
На среднем регистре высечена процессия из обнаженных мужчин (возможно, их нагота выступает как залог чистоты, или, напротив, призвана изобразить их как рабов?), которые несут в руках кувшины, плетеные корзины и миски с подношениями. Изображенные фигуры не имеют художественных различий и представлены в фас: головы и туловища повернуты в левую сторону, ноги выставлены вперед, создавая впечатление, что они «замерли» в шаге. Строение тела передано с относительной анатомической точностью, однако черты лица носят отпечаток месопотамской традиции: глаза мужчин намеренно преувеличены и подчеркнуты, имеют удлиненную миндалевидную форму.
В верхнем регистре центральным персонажем является богиня Инанна, облаченная в длинные одежды с высоким венцом на голове. Позади богини высечены два высоких тростниковых шеста с петлевидными вершинами (один из символов Инанны и одновременно с этим логограмма ее имени), разграничивающие вход в храмовое хозяйство. Внутренняя часть храма представляет собой хранилище с подношениями: продуктами, живым скотом, статуями в виде животных и людей на пьедесталах, а также двумя сосудами, копирующими форму «урукской вазы». Перед Инанной стоит обнаженная мужская фигура, которая преподносит богине дар – чашу с фруктами и зерном. Далее следует фигура правителя в церемониальном одеянии со шлейфом, конец которого придерживает длинноволосый служитель. Однако стоит отметить, что четкая идентификация изображения из-за скола объекта затруднена и что существуют другие интерпретации персонажей верхнего яруса: женская фигура является верховной жрицей богини, а мужчина в дорогой одежде – божественным возлюбленным Инанны Думузи. Подобная двойственность в трактовке образов объясняется характерным для месопотамского искусства стиранием границ между сакральным царством богов и миром людей.
Рельеф на сосуде имеет четкую форму и пропорции, демонстрирует сюжет с ритуальным подношения даров. Кольцеобразные ярусы на «урукской вазе» складываются в единую композицию и отражают последовательное развитие действий.
Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше: («О всё видавшем») (Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961), С. 214.
Bahrani Zainab Mesopotamia: Ancient Art and Architecture (Thames & Hudson, 2017), С. 376.
Meador Betty De Shong Inanna, Lady of Largest Heart: Poems of the Sumerian High Priestess (University of Texas Press, 2001), С. 225.
Урук // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4701801.
Фото: Warka Vase, Iraq Museum, 2019 by Osama Shukir Muhammed Amin FRCP (Glasg) URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Warka_Vase,_Iraq_Museum.jpg.
Описание: Чернявская С.Н., БВВ196-2019