• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Роль сирийских офицеров в судьбе Объединённой Арабской Республики

Орлов И. А.

В кн.: Армия и военные традиции на Ближнем Востоке. Сборник материалов 1-й Всероссийской научной конференции молодых ближневосточников. СПб.: Арт-Экспресс, 2024. С. 61-76.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат №2: алебастровая ваза из храмового комплекса в Эане, около 3300 г. до н. э., Урук, Ирак

Студенческую выставку «Чистота» продолжает один из наиболее древних памятников – храмовый сосуд, которому более пяти тысяч лет! Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной после 22 февраля.

«Урукская ваза» представляет собой разделенный на регистры сосуд с повествовательным рельефом. Сюжет кольцеобразной композиции отражает жизненный цикл и ритуал плодородия, посвященный покровительнице Урука, богине любви и урожая – Инанне (Иштар).

Описываемый объект относится к позднему Урукскому периоду в Месопотамии и датируется около 3300 г. до н. э. Ваза была обнаружена при раскопках храмового комплекса Эана («Храм небес») в Уруке и на сегодняшний день находится в коллекции Национального музея Ирака. Упоминание данного храма встречается в одном из древнейших дошедших до нас литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше»: «Светлый амбар Эаны священной…», «И вступи в Эану, жилище Иштар…». Сосуд выполнен из алебастра и украшен тонкой резьбой. Высота объекта – 100 см.

Повествование на Урукской вазе ведется снизу вверх. Нижний ярус алебастрового сосуда последовательно отражает экономический базис государства. На регистре, у основания объекта, волнистыми линиями передано изображение воды, над которой возвышается растительность – ряды ячменных колосьев и тростника, далее следует скот – стадо баранов и овец.

На среднем регистре высечена процессия из обнаженных мужчин (возможно, их нагота выступает как залог чистоты, или, напротив, призвана изобразить их как рабов?), которые несут в руках кувшины, плетеные корзины и миски с подношениями. Изображенные фигуры не имеют художественных различий и представлены в фас: головы и туловища повернуты в левую сторону, ноги выставлены вперед, создавая впечатление, что они «замерли» в шаге. Строение тела передано с относительной анатомической точностью, однако черты лица носят отпечаток месопотамской традиции: глаза мужчин намеренно преувеличены и подчеркнуты, имеют удлиненную миндалевидную форму.

В верхнем регистре центральным персонажем является богиня Инанна, облаченная в длинные одежды с высоким венцом на голове. Позади богини высечены два высоких тростниковых шеста с петлевидными вершинами (один из символов Инанны и одновременно с этим логограмма ее имени), разграничивающие вход в храмовое хозяйство. Внутренняя часть храма представляет собой хранилище с подношениями: продуктами, живым скотом, статуями в виде животных и людей на пьедесталах, а также двумя сосудами, копирующими форму «урукской вазы». Перед Инанной стоит обнаженная мужская фигура, которая преподносит богине дар – чашу с фруктами и зерном. Далее следует фигура правителя в церемониальном одеянии со шлейфом, конец которого придерживает длинноволосый служитель. Однако стоит отметить, что четкая идентификация изображения из-за скола объекта затруднена и что существуют другие интерпретации персонажей верхнего яруса: женская фигура является верховной жрицей богини, а мужчина в дорогой одежде – божественным возлюбленным Инанны Думузи. Подобная двойственность в трактовке образов объясняется характерным для месопотамского искусства стиранием границ между сакральным царством богов и миром людей.

Рельеф на сосуде имеет четкую форму и пропорции, демонстрирует сюжет с ритуальным подношения даров. Кольцеобразные ярусы на «урукской вазе» складываются в единую композицию и отражают последовательное развитие действий. 

Библиография

Дьяконов И. М.  Эпос о Гильгамеше: («О всё видавшем») (Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961), С. 214.

Bahrani Zainab Mesopotamia: Ancient Art and Architecture (Thames & Hudson, 2017), С. 376.

Meador Betty De Shong Inanna, Lady of Largest Heart: Poems of the Sumerian High Priestess (University of Texas Press, 2001), С. 225.

Урук // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4701801.

 

Фото: Warka Vase, Iraq Museum, 2019 by Osama Shukir Muhammed Amin FRCP (Glasg) URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Warka_Vase,_Iraq_Museum.jpg.

Описание: Чернявская С.Н., БВВ196-2019