• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Статья
Роль России в формирующемся геополитическом ландшафте водородной энергетики

Шуранова А. А., Чистиков М. Н.

Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2024. № 2 (230). С. 50-57.

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат №3: Блюдо для возлияния с изображением рук «ка» и знака «анх». Египет, ок. 3100-2900 гг. до н. э.

Студенческую выставку «Чистота» продолжает ещё один древнейший памятник прикладного искусства – блюдо, в очертания которого скульптор вписал два сакральных знака (а вы можете их увидеть?)

Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной (коридор 3 этажа, корпус Б). 

Ритуальное блюдо с носиком, согласно «Текстам пирамид», могло служить для возлияния богам, а также для ритуального очищения при погребении. Над умершим читались специальные заклинания, чтобы благоприятствовать его духу – ка: «Произнеси: N. чист, его ка чист (683a). Да сядет твой ка, чтобы он мог есть с тобой хлеб и пиво, не переставая во веки веков» (1357b).

Описываемый объект датируется 3100–2900 гг. до н. э., что соответствует Раннединастическому периоду в Египте.  В 1919 году в Каире блюдо было приобретено Музеем искусства «Метрополитен» (The Metropolitan Museum of Art) у коллекционера и торговца египетскими древностями Мориса Нахмана и на сегодняшний день находится в постоянной экспозиции музея.  Сосуд выполнен из граувакки (осадочная темноокрашенная горная порода, разновидность песчаника, характеризующаяся большой твердостью и наличием в составе зерен кварца и полевого шпата). Размер объекта – 14,5х17,6 см, глубина – 3,5 см. 

Верхний край объекта сделан в виде двух вытянутых рук, расположенных параллельно друг другу. Рельефные руки, соединенные линией, обрамляют сосуд с трех сторон и представляют собой иероглифический знак «ка», что означает «дух». Каявляется сосредоточением жизненной силы богов и людей, определяющим их судьбу и черты характера. После смерти человека ка продолжает жить в скульптурном изображении усопшего и питаться подношениями.

Нижний край блюда имеет форму креста с петлей и интерпретируется как египетский иероглиф «анх»(«жизнь»). Знак «анх»(также известный как «бант жизни» или «ключ жизни») выступает в качестве символа вечной жизни, являясь важным божественным и царским атрибутом. Изображения данного иероглифа украшают амулеты, предметы быта, а также стены храмов и гробниц, воспроизводя сцены, в которых боги вручают анх царям и царицам Египта, держа его у носа правителей, что символизирует «дыхание жизни». «Бант жизни» служит носиком для сосуда, через который при ритуальном очищении изливается жидкость (все узловые элементы знака «анх» также снабжены отверстиями и заполняются водой).

Таким образом, рельефная часть блюда, представленная в виде сочетания двух скульптурных иероглифических знаков «анх»(«жизнь») и «ка»(«дух»), может быть интерпретирована как магическая формула «жизнь твоему духу». Существует и другая версия трактовки данной фразы, высказанная Уильямом К. Хейсом, в соответствии с которой символы на блюде обозначают имя чиновника Анх-ка, известного ученым по печатям на винных сосудах в эпоху правления фараона Первой династии Дена.

Тонкая пластика, соблюдение пропорций, изящность формы блюда и монолитность (стыки у выступа, через который поступает жидкость, имеют прочные незаметные крепления) сочетаются с твердостью, внешней простотой и монохромностью материала объекта, представляя объект ритуального назначения, очищенного от сложных деталей. 

Библиография

  1. Граувакка // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/geology/text/2376520.
  2. Манфред Луркер Египетский символизм. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой Век», 1998. С. 184.
  3. Свешников И. К. О символике вещей михалковских кладов // Советская археология. М.: Изд-во Академии наук СССР, выпуск 1, 1968. С. 328.
  4. Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. М.: Центрполиграф, 2008, С. 377.
  5. Fischer Henry G. 1972. Some Emblematic Uses of Hieroglyphs with Particular Reference to an Archaic Ritual Vessel. New York: Metropolitan Museum Journal, v. 5, 1972. pp. 5–15.
  6. The Pyramid Texts // Translation by Samuel A. B. Mercer. URL: https://www.sacred-texts.com/egy/pyt/pyt20.htm.

 

Фото: The Metropolitan Museum of Art (Rogers Fund, 1919), New York.

Описание: Чернявская С. Н.