Выставка «Чистота». Экспонат №3: Блюдо для возлияния с изображением рук «ка» и знака «анх». Египет, ок. 3100-2900 гг. до н. э.
Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной (коридор 3 этажа, корпус Б).
Ритуальное блюдо с носиком, согласно «Текстам пирамид», могло служить для возлияния богам, а также для ритуального очищения при погребении. Над умершим читались специальные заклинания, чтобы благоприятствовать его духу – ка: «Произнеси: N. чист, его ка чист (683a). Да сядет твой ка, чтобы он мог есть с тобой хлеб и пиво, не переставая во веки веков» (1357b).
Описываемый объект датируется 3100–2900 гг. до н. э., что соответствует Раннединастическому периоду в Египте. В 1919 году в Каире блюдо было приобретено Музеем искусства «Метрополитен» (The Metropolitan Museum of Art) у коллекционера и торговца египетскими древностями Мориса Нахмана и на сегодняшний день находится в постоянной экспозиции музея. Сосуд выполнен из граувакки (осадочная темноокрашенная горная порода, разновидность песчаника, характеризующаяся большой твердостью и наличием в составе зерен кварца и полевого шпата). Размер объекта – 14,5х17,6 см, глубина – 3,5 см.
Верхний край объекта сделан в виде двух вытянутых рук, расположенных параллельно друг другу. Рельефные руки, соединенные линией, обрамляют сосуд с трех сторон и представляют собой иероглифический знак «ка», что означает «дух». Каявляется сосредоточением жизненной силы богов и людей, определяющим их судьбу и черты характера. После смерти человека ка продолжает жить в скульптурном изображении усопшего и питаться подношениями.
Нижний край блюда имеет форму креста с петлей и интерпретируется как египетский иероглиф «анх»(«жизнь»). Знак «анх»(также известный как «бант жизни» или «ключ жизни») выступает в качестве символа вечной жизни, являясь важным божественным и царским атрибутом. Изображения данного иероглифа украшают амулеты, предметы быта, а также стены храмов и гробниц, воспроизводя сцены, в которых боги вручают анх царям и царицам Египта, держа его у носа правителей, что символизирует «дыхание жизни». «Бант жизни» служит носиком для сосуда, через который при ритуальном очищении изливается жидкость (все узловые элементы знака «анх» также снабжены отверстиями и заполняются водой).
Таким образом, рельефная часть блюда, представленная в виде сочетания двух скульптурных иероглифических знаков «анх»(«жизнь») и «ка»(«дух»), может быть интерпретирована как магическая формула «жизнь твоему духу». Существует и другая версия трактовки данной фразы, высказанная Уильямом К. Хейсом, в соответствии с которой символы на блюде обозначают имя чиновника Анх-ка, известного ученым по печатям на винных сосудах в эпоху правления фараона Первой династии Дена.
Тонкая пластика, соблюдение пропорций, изящность формы блюда и монолитность (стыки у выступа, через который поступает жидкость, имеют прочные незаметные крепления) сочетаются с твердостью, внешней простотой и монохромностью материала объекта, представляя объект ритуального назначения, очищенного от сложных деталей.
Библиография
- Граувакка // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/geology/text/2376520.
- Манфред Луркер Египетский символизм. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой Век», 1998. С. 184.
- Свешников И. К. О символике вещей михалковских кладов // Советская археология. М.: Изд-во Академии наук СССР, выпуск 1, 1968. С. 328.
- Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. М.: Центрполиграф, 2008, С. 377.
- Fischer Henry G. 1972. Some Emblematic Uses of Hieroglyphs with Particular Reference to an Archaic Ritual Vessel. New York: Metropolitan Museum Journal, v. 5, 1972. pp. 5–15.
- The Pyramid Texts // Translation by Samuel A. B. Mercer. URL: https://www.sacred-texts.com/egy/pyt/pyt20.htm.
Фото: The Metropolitan Museum of Art (Rogers Fund, 1919), New York.
Описание: Чернявская С. Н.