Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланова М. А., Хохлова Е. А., Ю Ч. Е.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Коротаев А. В., Мусиева Дж. М., Жданов А. И.
Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Т. 27. № 3. С. 106-145.
В кн.: Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX — середина XX века). М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2024. С. 81-102.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной (коридор 3 этажа, корпус Б).
Ритуальное блюдо с носиком, согласно «Текстам пирамид», могло служить для возлияния богам, а также для ритуального очищения при погребении. Над умершим читались специальные заклинания, чтобы благоприятствовать его духу – ка: «Произнеси: N. чист, его ка чист (683a). Да сядет твой ка, чтобы он мог есть с тобой хлеб и пиво, не переставая во веки веков» (1357b).
Описываемый объект датируется 3100–2900 гг. до н. э., что соответствует Раннединастическому периоду в Египте. В 1919 году в Каире блюдо было приобретено Музеем искусства «Метрополитен» (The Metropolitan Museum of Art) у коллекционера и торговца египетскими древностями Мориса Нахмана и на сегодняшний день находится в постоянной экспозиции музея. Сосуд выполнен из граувакки (осадочная темноокрашенная горная порода, разновидность песчаника, характеризующаяся большой твердостью и наличием в составе зерен кварца и полевого шпата). Размер объекта – 14,5х17,6 см, глубина – 3,5 см.
Верхний край объекта сделан в виде двух вытянутых рук, расположенных параллельно друг другу. Рельефные руки, соединенные линией, обрамляют сосуд с трех сторон и представляют собой иероглифический знак «ка», что означает «дух». Каявляется сосредоточением жизненной силы богов и людей, определяющим их судьбу и черты характера. После смерти человека ка продолжает жить в скульптурном изображении усопшего и питаться подношениями.
Нижний край блюда имеет форму креста с петлей и интерпретируется как египетский иероглиф «анх»(«жизнь»). Знак «анх»(также известный как «бант жизни» или «ключ жизни») выступает в качестве символа вечной жизни, являясь важным божественным и царским атрибутом. Изображения данного иероглифа украшают амулеты, предметы быта, а также стены храмов и гробниц, воспроизводя сцены, в которых боги вручают анх царям и царицам Египта, держа его у носа правителей, что символизирует «дыхание жизни». «Бант жизни» служит носиком для сосуда, через который при ритуальном очищении изливается жидкость (все узловые элементы знака «анх» также снабжены отверстиями и заполняются водой).
Таким образом, рельефная часть блюда, представленная в виде сочетания двух скульптурных иероглифических знаков «анх»(«жизнь») и «ка»(«дух»), может быть интерпретирована как магическая формула «жизнь твоему духу». Существует и другая версия трактовки данной фразы, высказанная Уильямом К. Хейсом, в соответствии с которой символы на блюде обозначают имя чиновника Анх-ка, известного ученым по печатям на винных сосудах в эпоху правления фараона Первой династии Дена.
Тонкая пластика, соблюдение пропорций, изящность формы блюда и монолитность (стыки у выступа, через который поступает жидкость, имеют прочные незаметные крепления) сочетаются с твердостью, внешней простотой и монохромностью материала объекта, представляя объект ритуального назначения, очищенного от сложных деталей.
Фото: The Metropolitan Museum of Art (Rogers Fund, 1919), New York.
Описание: Чернявская С. Н.