• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Хохлова Елена Анатольевна
Помощник руководителя по учебно-методической работе Бакланова Мария Алексеевна
Статья
Евразийская дуга нестабильности и новые вызовы для россии

Маслов А. А., Колотов В. Н.

Международная жизнь. 2021. Т. 2. № 2. С. 136-141.

Глава в книге
Когнитивная модель предикативного ядра в японском предложении: особенности представления на начальном и среднем этапах обучения

Стрижак У. П.

В кн.: Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Сборник материалов III Межвузовской научно-практической конференции. М.: МГИМО-Университет, 2020. С. 63-68.

Выставка «Чистота». Экспонат №6. Косметический сосуд в форме белого лотоса с двумя бутонами. Египет. Ок. XVI-XI вв. до н.э.

Участники выставки поздравляют всех с наступлением весны и дарят вам чудесные цветы лотоса – символ возрождения и обновления! Описание прекрасного объекта, напоминающего о безупречно чистой красоте природы, подготовила Анна Изъюрова.

В представленном косметическом сосуде воплотилась живая и чувственная чистота природы. Для искусства Египта периода Нового царства характерны утончённые мотивы. Это нашло отражение во многих предметах искусства. Если для предыдущего периода — Среднего царства — были свойственны геометрически правильные формы и строгая каноничность, то в период Нового царства искусство стало более свободным. Мастера стремились воплотить в своих работах эстетику форм, реально существующих в природе. Особое внимание уделялось мелким деталям, отображающим разнообразные и уникальные природные формы, а не каноничные сюжеты. Как следствие, техника мастеров совершенствовалась, ведь необходимо было не просто воспроизвести в предметах искусства привычные многовековые традиции, а вдохнуть жизнь в застывшие сюжеты. Скульптурные элементы значительно усложнились: мастера стремились создавать предметы с изящными плавными изгибами.

Мы можем видеть это не только в таких миниатюрных предметах, как представленный косметический сосуд, но и во всем сохранившемся наследии Нового царства. Так, стены дворцов расписывались изображениями летящих птиц, изгибающихся веток деревьев, цветочных лепестков. Косметические блюда, ложечки, сосуды часто были выполнены в форме различных животных и растений.В графическом искусстве нашла отражение и другая часть природы — сам человек. Стремление к реализму не могло обойти стороной этот главенствующий образ, поэтому изображения людей тоже изменились. Канонические черты в технике изображения человека были сохранены, однако, например, в период Амарны в сюжетах появились темы любви, согласия, душевной близости. Тематика рисунков обращалась к житейской мудрости.

Природа — самый древний источник вдохновения. Поэтому желание выразить в предметах искусства максимальную подлинность чувств неизбежно возвращало мастеров к простейшим природным образам — цветам и деревьям. Однако воссоздание их в предметах искусства представляло из себя нелегкую задачу. Изделия в форме лотосов и лилий были максимально приближены к реальному виду этих цветов. Мастерам удалось превратить грубые каменные материалы в тонкие плавные лепестки.

Представленный косметический сосуд выполнен в форме лотоса. Символ конкретно этого растения таил в себе для египтян более глубокий смысл, чем просто элемент природного мира. У лотоса есть уникальные особенности: считалось, что на закате это растение закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а утром, на рассвете, оно поднимается к лучам солнца и раскрывается. Будто каждый день с наступлением темноты этот цветок умирает, а с восходом солнца для него начинается новая жизнь, поэтому этот символ ассоциировался с возрождением. Возрождение означает избавление от оков прошлого и возможность вернуться в то безупречно чистое обличье, в котором все приходят в этот мир. В Книге мертвых есть заклинание, посвященное лотосу: умерший мог превратиться в это растение и путешествовать по загробному миру. Часто боги изображались с цветками лотоса: например, корона божества Нефертум состояла из бутонов этого цветка.

Символ лотоса носил в себе особый духовный смысл. Его образ в предметах искусства стал связующим звеном между древними традициями и новыми тенденциями.

Фотография: ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель: О. Васильева, фотограф: Ю.Семенюк.

Описание: Изъюрова Анна.

Библиография

  1. Искусство Нового царства // Египтопедия https://egyptopedia.info/i/1593-iskusstvo-novogo-tsarstva .
  2. Кормышева Э. Е. Великие музеи мира. Том 4. Египетский музей (Каир). М.: Комсомольская правда, 2011. 96 с.
  3. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. 2 изд. М.: Дет. лит., 1989. 207 с.
  4. William C. Hayes The Scepter of Egypt: A Background for the Study of the Egyptian Antiquities in The Metropolitan Museum of Art. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1959.
  5. Watts, Edith W. The Art of Ancient Egypt: A Resource for Educators. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1998.