Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Голикова В. В., Муковнин С. К., Казун А. П. и др.
Вопросы экономики. 2025. № 2. С. 39-65.
In bk.: BRICS Development in the Context of World Dynamics: Challanges and Perspectives. M.: Moscow University Press, 2024. P. 50-59.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
В представленном косметическом сосуде воплотилась живая и чувственная чистота природы. Для искусства Египта периода Нового царства характерны утончённые мотивы. Это нашло отражение во многих предметах искусства. Если для предыдущего периода — Среднего царства — были свойственны геометрически правильные формы и строгая каноничность, то в период Нового царства искусство стало более свободным. Мастера стремились воплотить в своих работах эстетику форм, реально существующих в природе. Особое внимание уделялось мелким деталям, отображающим разнообразные и уникальные природные формы, а не каноничные сюжеты. Как следствие, техника мастеров совершенствовалась, ведь необходимо было не просто воспроизвести в предметах искусства привычные многовековые традиции, а вдохнуть жизнь в застывшие сюжеты. Скульптурные элементы значительно усложнились: мастера стремились создавать предметы с изящными плавными изгибами.
Мы можем видеть это не только в таких миниатюрных предметах, как представленный косметический сосуд, но и во всем сохранившемся наследии Нового царства. Так, стены дворцов расписывались изображениями летящих птиц, изгибающихся веток деревьев, цветочных лепестков. Косметические блюда, ложечки, сосуды часто были выполнены в форме различных животных и растений.В графическом искусстве нашла отражение и другая часть природы — сам человек. Стремление к реализму не могло обойти стороной этот главенствующий образ, поэтому изображения людей тоже изменились. Канонические черты в технике изображения человека были сохранены, однако, например, в период Амарны в сюжетах появились темы любви, согласия, душевной близости. Тематика рисунков обращалась к житейской мудрости.
Природа — самый древний источник вдохновения. Поэтому желание выразить в предметах искусства максимальную подлинность чувств неизбежно возвращало мастеров к простейшим природным образам — цветам и деревьям. Однако воссоздание их в предметах искусства представляло из себя нелегкую задачу. Изделия в форме лотосов и лилий были максимально приближены к реальному виду этих цветов. Мастерам удалось превратить грубые каменные материалы в тонкие плавные лепестки.
Представленный косметический сосуд выполнен в форме лотоса. Символ конкретно этого растения таил в себе для египтян более глубокий смысл, чем просто элемент природного мира. У лотоса есть уникальные особенности: считалось, что на закате это растение закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а утром, на рассвете, оно поднимается к лучам солнца и раскрывается. Будто каждый день с наступлением темноты этот цветок умирает, а с восходом солнца для него начинается новая жизнь, поэтому этот символ ассоциировался с возрождением. Возрождение означает избавление от оков прошлого и возможность вернуться в то безупречно чистое обличье, в котором все приходят в этот мир. В Книге мертвых есть заклинание, посвященное лотосу: умерший мог превратиться в это растение и путешествовать по загробному миру. Часто боги изображались с цветками лотоса: например, корона божества Нефертум состояла из бутонов этого цветка.
Символ лотоса носил в себе особый духовный смысл. Его образ в предметах искусства стал связующим звеном между древними традициями и новыми тенденциями.
Фотография: ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель: О. Васильева, фотограф: Ю.Семенюк.
Описание: Изъюрова Анна.