Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Timur R. K., Andrey V. Korotayev.
South African Journal of International Affairs. 2024. Vol. 30. No. 4. P. 619-640.
Korotayev A., Issaev L., Anna I. et al.
In bk.: Terrorism and Political Contention. New Perspectives on North Africa and the Sahel Region. Springer, 2024. P. 169-194.
«Поэма из девяти строф»
Чистота как стремление к отображению сущности объекта.
Сальва Рауда Шукейр (1916-2017) — одна из главных фигур в истории современного искусства Ливана и Ближнего Востока в целом. Она была не просто художницей, но и теоретиком абстрактного искусства, и исследовательницей. Сальва Шукейр на протяжении всей своей художественной карьеры экспериментировала с материалами, форматами и способами экспозиции своих работ. Наряду с «привычными» для высокого искусства картинами и скульптурами собрание её произведений включает ювелирные изделия и предметы быта. Скульптуры же выполнялись художницей из множества материалов: от дерева до полиуретана. Она была новатором, чья деятельность вышла далеко за рамки искусства: Сальва Шукейр была критиком ориентализма, вела преподавательскую деятельность и выступала за сотрудничество сферы современного искусства с государством. Сегодня её работы можно увидеть в галереях Ливана, Катара, ОАЭ, Великобритании и США, а небольшая их часть, заказанная правительством Бейрута, стала частью ливанской столицы.
Работа Сальвы Рауды Шукейр «Поэма из девяти строф» связана с темой выставки благодаря нескольким аспектам. Во-первых, самим подходом художницы к искусству и её видением эстетики. В своём критическом письме «Как арабы поняли изобразительное искусство?» (1951 г.), обращённом к Мусе Сулейману, Сальва Шукейр, критикуя ориенталистский подход исследователя к анализу арабской литературы, утверждает, что в арабской культуре преобладает стремление к поиску сущности явлений, их очищения от «примесей» и возвращению к их первоначальной природе. Образы, которые могут казаться наигранными, далёкими от реальности, на самом деле отображают «дистиллированный» объект — его чистейшую суть. Эту тенденцию Шукейр видела в арабской литературе, науке, искусстве и идеях, лежащих в основе исламского учения. Постоянный поиск идеала приводит к абстракции или, в этом случае, нефигуративному искусству, с которым и работала Сальва Шукейр. В использовании геометрических форм и отказе от миметического искусства стоит видеть не только очищение от лишних деталей, но и путь к гармонии и бесконечности, сопоставляемый Шукейр с математическими уравнениями. Даже в своём письме она называет математические науки, открытия в которых прославили арабских учёных, дисциплинами, стремящимися найти абсолютную истину. По выражению самой Шукейр и искусствоведа Жака Асвада, её произведения — уравнения, переменная в которых может принимать бесконечное количество значений; при этом зрителю предлагается не найти один верный «ответ», а понять, в чём заключается соотношение двух частей, на чём оно базируется и куда позволяет увести изначальную идею. Каждая деталь проста, но, являясь частью гармоничного и целостного изображения, создаёт сложную ритмичную композицию. Такой подход позволил художнице отдалиться от экспрессивности и субъектности.
Само произведение и остальные работы из серии «Касаид» (ар. قصائد — поэмы) предполагает отсутствие лишних деталей, автоматизацию и универсальность. «Поэма из девяти строф» изображает традиционную арабскую касыду — поэму, состоящую из семи и более строк. Чистота здесь выражается в полном отсутствии слов и сведении касыды к её «нулевой» форме. Фигура состоит из девяти деталей, каждая из которых имеет ровный край справа и слева (садр и уджз, первая и вторая части строфы соответственно) и выступ посередине, символизирующий разделение между двумя частями бейта (строфы). При этом скульптура не монолитная — детали могут свободно переставляться, образуя такую же, не менее гармоничную и лаконичную, композицию. Работы этой серии предполагали интерактивность: зрители могли сами менять детали местами. Это выводило «математическую» составляющую на передний план — возможность изменения внутренней структуры, перестановки «слагаемых» без изменения конечного результата. Первоначально «Поэма из девяти строк» была выполнена из дерева, но затем была отлита художницей в алюминии. Новый материал придал скульптуре «промышленный блеск», этот производственный отголосок и простота материала опять напоминают нам об универсальности работы и её воспроизводимости.
Скульптура Сальвы Рауды Шукейр — это математически выверенная идеальная формула арабской касыды, очищенная от словесной составляющей. «Поэма из девяти строк» — яркий пример философии ливанской художницы. Восходящая к арабской культуре, скульптура отображает суть явления с помощью простой фигуры, но одновременно с этим передаёт ритм и главные особенности арабского стихотворения.
Фото: Saloua Raouda Choucair Foundation, Tate.
Описание: Умнягина Ника.