• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Внутри- и внешнеполитический контекст создания Корейского посольства в Токио, 1887 г.
В печати

Гришина Д. Е.

В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.

Выставка «Чистота». Экспонат №8. Мозаика «Адам в ризах». Сирия, IV-V вв (?)

В рамках выставки «Чистота» Архипов Николай представляет свое богословское исследование необычного изображения библейского Адама на раннехристианской мозаике из Сирии. Мы привыкли видеть Адама обнаженным, стоящим или гуляющим вместе с Евой среди деревьев райского сада, но как объяснить Адама, сидящего на троне в царственных облачениях?

Адам, облечённый в ризы. Мозаика

Первозданная чистота человека 

В Новом музее г. Хама, Сирия, хранится раннехристианская мозаика неизвестного происхождения. На этой мозаике изображён Адам — не обнажённый, но облечённый в тогу, сидящий на престоле и показывающий жест-двоеперстие. Чем можно объяснить такое отступление от привычного нам «канона» изображения Адама?

Одна из вероятных версий — в образе Адама аллегорически изображён Христос. В христианском богословии с апостольских времён существует представление о Христе как о «новом Адаме», пришедшем спасти человечество от власти греха и смерти. В послании к Римлянам апостол Павел говорит об Адаме как об «образе будущего» (Рим. 5:14), а в Первом послании к Коринфянам пишет: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий»; «первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1Кор. 15:45; 47). Учение о Христе как о новом Адаме получило развитие в трудах Отцов Церкви (в частности, у Иоанна Златоуста и Григория Богослова) и было всецело воспринято церковными писателями, оставаясь актуальным и сейчас.

Существует, однако, и другая версия, возникшая на почве сирийского богословия. Согласно ей, Адам, изображенный на этой мозаике, облечён в «божественные ризы». Тема божественных риз занимала важнейшее место в сочинениях христианских авторов «сирийского золотого века» (IV-VII вв.); именно в сирийской христианской традиции учение о ризах было раскрыто наиболее полно. С помощью «богословия риз» сирийские авторы описывали историю спасения человечества от пребывания Адама в Раю до пришествия Христа. Рассмотрим, как понимал эту историю в рамках «богословия риз» прославленный сирийский подвижник и известнейший писатель сирийской традиции, мар Афрем (преподобный Ефрем Сирин). Будучи в Раю, в «сияющих ризах» пребывали Адам и Ева: эти одежды — один из даров, данных Богом человеку наряду со «словом, разумом, ведением Божества», властью над Раем и всем, что лежит вне его. Адам и Ева не стыдились телесной наготы, потому что были облечены славой, но в результате грехопадения лишились этой славы, и змий «похитил их ризы». Оставшись без божественных одеяний, люди пытались прикрыть наготу листьями, а после облачились «в одежды кожаные» (Быт. 3:21). Но Бог не мог допустить, чтобы человек, склонившийся к совершению грехов, был вечно порабощен греху; не желал, чтобы наследник Его Царства ходил в рубище грехов вместо приготовленнных для него божественных риз — и пришёл в мир спасти человека. Бог, полный беспредельного величия, ради человека «отложил Славу Свою» и «сократил Свою Меру до вместимости» плотской одежды, чтобы исцелить человеческую природу, повреждённую грехом, чтобы искупить человека из власти греха Своей Смертью и, воскреснув из мертвых, дать человеку возможность быть причастником Своей Славы. Принимая Христа в таинстве Крещения, человек облекается в эти божественные ризы; что же до обитателей Рая, то они, говорит прп. Ефрем, «все облечены славой, в Господе нашли себе утраченную Адамом одежду». Божественные ризы, в которые человек облекается после пришествия Христа, значительно ярче первых риз Адама; согласно сирийскому богословию, христианин получает в виде риз брачные одежды, в которых он будет достоин вечерять с Богом, а также царские и священнические одежды, поскольку по своему званию христианин принадлежит к «роду царскому, избранному священству» (1 Пет. 2:9). 

Но не просто в «сияющие ризы» одевается христианин — он облекается в самого Христа. В послании к Галатам апостол Павел пишет: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Облекшийся в Христа, по словам Иоанна Златоуста, «приведён с Ним в одно родство и в один образ»; он уподобляется Богу и становится Ему сопричастником. Христос, по выражению прп. Ефрема Сирина, «невозмутимо чист. Весь Он всецело чист, и всё, что Его, подобно Ему». Следовательно, Адам и Ева, облечённые в божественные ризы, были абсолютно чисты, были «одеты» в Бога и имели Его в себе; такую же чистоту христианин воспринимает при Крещении, такой же чистотой он будет наслаждаться в Раю.

Итак, человек, облечённый «божественными ризами», не только облечён высшей Чистотой, но и сам становится чистым.  

Фото: Adam Mosaic, Hama Museum, 2010 by Sean Leatherbury/Manar al-Athar. 

Описание – Архипов Николай. 

Библиография:

1.    Иларион (Алфеев), митрополит. Таинство веры. Введение в православное богословие. М.: Эксмо, 2012.

2.    Святой Ефрем Сирин. Творения, том V. М.: Русский издательский центр имени Святого Василия Великого, 2014.

3.    Святой Ефрем Сирин. Творения, том VI. М.: Отчий Дом, 1995.

4.    Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина. М.: Даръ, 2008.

5.    Brock S. Clothing Metaphors as a Means of Theological Expression in Syriac Tradition // Typus, Symbol, Allegorie bei den Östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter / ed. by Margot Schmidt. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1982. Pp. 11-38.