Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Российское китаеведение. 2024. № 4. С. 1-15.
Kashin V., Yankova A., Kondakova K.
In bk.: The Oxford Handbook of Geoeconomics and Economic Statecraft. Oxford: Oxford University Press, 2024.
Рукопись Корана. Абу-ль-Хасан Али ибн Хиляль (Ибн аль-Бавваб). 1022/1031 гг.
Чистота и точность каллиграфического искусства.
Арабская каллиграфия довольно необычна как вид искусства – она представляет собой пропорциональное, четко выверенное мастерство графической передачи текста. Первым графическим стилем каллиграфии стало куфическое письмо, которое, вероятно, было разработано в городе Куфа для религиозных и административных целей в 638 году. Куфийский почерк в XI веке сменился стилем насх, который стал наиболее популярным каллиграфическим письмом в арабском мире. Именно в почерке насх проявился принцип пропорционального письма. Расположение букв и черт теперь определялось с помощью системы графических точек нукт.
Автор данной рукописи – каллиграф Аббасидской эпохи Абу-ль-Хасан Али ибн Хилал (X в. -1022/1031 гг.), известный больше как Ибн аль-Бавваб, был продолжателем дела другого важного арабского каллиграфа Ибн Муклы (886-940), благодаря которому, как считается, в арабской каллиграфии появился первый скорописный стиль – насх. Это новое исполнение арабской графики заменило собой угловатые формы куфического письма и заменило их более округлыми и изогнутыми чертами, которыми сейчас известен арабский язык. Ибн аль-Бавваб усовершенствовал стили насх и тавки, кроме того, именно он, вероятно, является основателем стилей райхан и мухаккак.
Считается, что руке аль-Бавваба принадлежит 64 рукописных копии Корана. Основным местом работы мастера был Багдад, однако иногда он посещал библиотеку в Ширазе. Там он переписал один из джузов Священного Корана, который по каким-то неопределенным причинам отсутствовал в Коране его учителя – Ибн Муклы. Работа была настолько удачной, что почерк мастеров был неотличим друг от друга, что, возможно и принесло Ибн аль-Баввабу такую большую известность среди современников. В действительности во время жизни аль-Бавваба умение копировать текст другого каллиграфа было скорее обязательным, нежели экстраординарным качеством писца. Будущие мастера каллиграфии учились по уже готовым работам во время продолжительного кропотливого переписывания оригинального текста. В результате подмастерье мог с легкостью работать «рукой мастера». Кроме того, чтобы придать подлинность своей работе и сделать ее похожей на недостающий фрагмент Корана Ибн Муклы, Ибн аль-Бавваб специально использовал старую бумагу в обветшалом переплете для создания “налета старины” на своей копии.
Представленная рукопись является уже другой копией Корана Ибн аль-Бавваба. Это единственная работа каллиграфа, сохранившаяся до наших дней. Она выполнена сочетанием заголовков в каллиграфическом стиле тулут и основного текста в стиле насх. Интервалы между строками и словами тщательно выверены. Они воплощают собой чистый смысл коранического слова без излишних украшений, а также удлинений, свойственных предшествующей каллиграфической технике. На странице выведена первая сура Корана, Аль-Фатиха, а также начало суры «Корова» (Аль-Бакара). Особо важная черта данной рукописи – наличие огласовок (специальные значки над буквами, указывающие на гласные звуки), которые помогают передать текст Священного Корана в самом точном виде: чистый от возможных разночтений и самовольных трактовок неогласованного текста.
Описание: Долгова Ирина.
Фото: Chester Beatty’s Digital Collections, Islamic Collection.