• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместителя руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Выставка «Чистота». Экспонат №10. Страница из рукописи Корана. Каллиграф Ибн аль-Бавваб. 1022/1031 гг.

Предыдущим экспонатом выставки «Чистота» был пенал писца, а следующий экспонат – образец творчества средневекового каллиграфа, отражающий чистоту и точность этого вида искусства. Описание объекта подготовила Ирина Долгова.

Рукопись Корана. Абу-ль-Хасан Али ибн Хиляль (Ибн аль-Бавваб). 1022/1031 гг.

Чистота и точность каллиграфического искусства.

Арабская каллиграфия довольно необычна как вид искусства – она представляет собой пропорциональное, четко выверенное мастерство графической передачи текста. Первым графическим стилем каллиграфии стало куфическое письмо, которое, вероятно, было разработано в городе Куфа для религиозных и административных целей в 638 году. Куфийский почерк в XI веке сменился стилем насх, который стал наиболее популярным каллиграфическим письмом в арабском мире. Именно в почерке насх проявился принцип пропорционального письма. Расположение букв и черт теперь определялось с помощью системы графических точек нукт.

Автор данной рукописи – каллиграф Аббасидской эпохи Абу-ль-Хасан Али ибн Хилал (X в. -1022/1031 гг.), известный больше как Ибн аль-Бавваб, был продолжателем дела другого важного арабского каллиграфа Ибн Муклы (886-940), благодаря которому, как считается, в арабской каллиграфии появился первый скорописный стиль – насх. Это новое исполнение арабской графики заменило собой угловатые формы куфического письма и заменило их более округлыми и изогнутыми чертами, которыми сейчас известен арабский язык. Ибн аль-Бавваб усовершенствовал стили насх и тавки, кроме того, именно он, вероятно, является основателем стилей райхан и мухаккак.

Считается, что руке аль-Бавваба принадлежит 64 рукописных копии Корана. Основным местом работы мастера был Багдад, однако иногда он посещал библиотеку в Ширазе. Там он переписал один из джузов Священного Корана, который по каким-то неопределенным причинам отсутствовал в Коране его учителя – Ибн Муклы. Работа была настолько удачной, что почерк мастеров был неотличим друг от друга, что, возможно и принесло Ибн аль-Баввабу такую большую известность среди современников. В действительности во время жизни аль-Бавваба умение копировать текст другого каллиграфа было скорее обязательным, нежели экстраординарным качеством писца. Будущие мастера каллиграфии учились по уже готовым работам во время продолжительного кропотливого переписывания оригинального текста. В результате подмастерье мог с легкостью работать «рукой мастера». Кроме того, чтобы придать подлинность своей работе и сделать ее похожей на недостающий фрагмент Корана Ибн Муклы, Ибн аль-Бавваб специально использовал старую бумагу в обветшалом переплете для создания “налета старины” на своей копии.

Представленная рукопись является уже другой копией Корана Ибн аль-Бавваба. Это единственная работа каллиграфа, сохранившаяся до наших дней. Она выполнена сочетанием заголовков в каллиграфическом стиле тулут и основного текста в стиле насх. Интервалы между строками и словами тщательно выверены. Они воплощают собой чистый смысл коранического слова без излишних украшений, а также удлинений, свойственных предшествующей каллиграфической технике. На странице выведена первая сура Корана, Аль-Фатиха, а также начало суры «Корова» (Аль-Бакара). Особо важная черта данной рукописи – наличие огласовок (специальные значки над буквами, указывающие на гласные звуки), которые помогают передать текст Священного Корана в самом точном виде: чистый от возможных разночтений и самовольных трактовок неогласованного текста.

Описание: Долгова Ирина.

Фото: Chester Beatty’s Digital Collections, Islamic Collection.

Библиография:

  1. Beeston, A..The Unique Ibn al-Bawwab Manuscript in the Chester Beatty Library. By DrD. S. Rice. Fol., 36 pp. xvi plates. Dublin: Emery Walker, Ltd., 1955. Journal of the Royal Asiatic Society, 89(1-2), 118-118.
  2. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. "Ibn al-Bawwāb". Encyclopedia Britannica, 1 Jan. 2021, https://www.britannica.com/biography/Ibn-al-Bawwab
  3. Rathbone, R.. The Cambridge illustrated history of the Islamic world. Edited by Francis Robinson. pp. xxiii, 328, 120 col. illus., 80 bl. and wh. illus., 16 maps. Cambridge etc., Cambridge University Press, 1996.
  4. Roxburgh, D..On the Transmission and Reconstruction of Arabic Calligraphy: Ibn al-Bawwab and History. Studia Islamica No. 96, Écriture, Calligraphie et Peinture (2003), pp. 39-53., Brill, 2004. https://www.jstor.org/stable/1596241