• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат №11. Мечеть Купол Скалы

Студенческую выставку «Чистота» продолжает объект, с которым связано множество легенд и споров – как искусствоведческих, так и историко-политических. Алексей Шишаев рассматривает одну из архитектурных доминант Иерусалима.

Мечеть Купол Скалы, 687 г., Иерусалим

Чистота геометрических форм.

Мечеть Купол Скалы – один из древнейших памятников исламской архитектуры, спроектированный и построенный архитекторами Раджой ибн Хайвой и Язидом ибн Салямом по заказу омейядского халифа Абд аль-Малика на территории Иерусалима в 687-691 гг.

Мечеть получила название «Купол скалы» не случайно – именно внутри этого здания находится так называемый Краеугольный Камень. По легенде, с этого камня началось сотворение мира, затем он был частью Иерусалимского Храма. Для мусульман он тоже является священным: там находятся три волоска бороды Посланника и отпечаток его ноги. Считается, что оттуда начался мирадж Мухаммада (путешествие пророка к Богу). Пророк Мухаммад спал возле Каабы в Мекке, к нему спустился Джибраиль и перенёс его в Масджид аль-Акса (самую дальнюю мечеть) в Иерусалиме. Со скалы Мухаммад вознесся на небо, где встретил пророков-предшественников (Мусу/Моисея, Йусуфа/Иосифа и Ису/Иисуса), стал свидетелем рая и ада, увидел Бога, восседающего на троне в окружении ангелов. Арабский историк аль-Якуби (Ахмад б. Аби Йа‘куб б. Джа‘фар б. Вахб б. Вадих ал-Катиб ал-‘Аббаси) называет этот факт причиной создания мечети «Купол скалы». Халиф Абд аль-Малик, по мнению историка, хотел создать в Иерусалиме альтернативу мекканской Каабы, поэтому Купол скалы имеет круглую площадку вокруг камня для совершения тавафа (ритуального обхода Каабы). Но эту теорию редко можно обнаружить в сочинениях других историков.

Особое внимание стоит уделить архитектуре и отдельным элементам декора мечети. Ее отличают строгие геометрические формы и отсутствие лишних деталей, что позволяет называть ее «чистой», с точки зрения архитектуры. Архитектура мечети представляет собой математически выверенный план: все элементы аркады внутри здания кратны четырём, а общие параметры строения пропорциональны друг другу. Главная тонкость заключается в планировке площадки, которая находится в самом центре здания и спроектирована так, что возвышается на высоте около двух метров от пола, как бы паря в воздухе.

Нельзя оставить без внимания орнамент и мозаику памятника. Каждая из восьми граней (мечеть имеет форму правильного восьмиугольника, что придает ее архитектурному облику некую упорядоченность) украшена разноцветной мозаикой и орнаментом со сложными геометрическими узорами. Пространство под куполом мечети, на контрасте с другим декором, украшено мозаиками в виде различных драгоценностей (корон, треугольных диадем и т.д.). По одной из версий они были предназначены окружать святое место, к которому обращены. Еще одной особенностью Купола Скалы является отсутствие минарета, что довольно нетипично для мечетей.

Памятник нельзя назвать образцом классической исламской архитектуры. Наоборот, причины его создания, форма и внутреннее убранство являются предметом споров среди искусствоведов и историков, поэтому не существует очевидных трактовок декоративного и архитектурного оформления.

Фото: The Rahnuma Daily.

Описание: Шишаев Алексей.

Библиография:

  1. Robert Hillebrand. Islamic Art and Architecture, chp. 1. London: Thames and Hudson, 1999.
  2. Richard Ettinghausen and Oleg Grabar. The Art and Architecture of Islam 650-1250, 28-34. New Haven and London: Yale University Press, 1987.
  3. О.А. Грабар, «Формирование исламского искусства».
  4. Т. Х. Стародуб-Еникеева Сокровища исламской архитектуры. — М.: Белый город, 2005.
  5. Аль-Йа‘куби. Книга стран (Китаб ал-булдан) / Вступ. ст., пер., комментарии и указатели Л. А. Семёновой; 2011.