Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Т. 1. Вып. 1. НИУ ВШЭ, 2024.
Kanaev E., Dmitry F., Garaeva A. et al.
Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2024. No. 3. P. 38-51.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Светлой памяти Самвела Геворговича Карапетяна,
специалиста по истории армянской архитектуры
Надписи Соборной церкви в монастыре Дадиванк.
Карвачарский район, Арцах (Нагорный Карабах), 1214 и 1224 гг.
Духовное очищение через созидание.
Дадиванк, или Хутаванк (арм. «монастырь на холме») – монастырский комплекс в Карвачарском районе Арцаха (Нагорного Карабаха), являющийся шедевром армянского средневекового зодчества. Согласно летописным источникам, самые ранние из которых упоминают место под названием Дадиванк в IX в., на месте могилы св. Дади, помощника ап. Фаддея, принесшего христианство в Армению в I в. На протяжении веков монастырь был центром армянской религиозной и светской жизни, а его владения охватывали обширные территории.
Начиная с 70-х гг. XII в. в Дадиванке восстанавливаются старые здания и возобновляется строительство новых культовых и светских сооружений, о чём свидетельствует большое количество сохранившихся настенных надписей. Армянские тексты, высеченные или же выполненные красной или белой краской на каменных стенах храмов в Дадиванке, содержат информацию о строительстве представителями родов Хаченского княжества различных построек монастыря и об имущественных дарах монастырю. Эти тексты свидетельствуют о стремлении представителей армянских княжеских родов XII-XIII вв. принести пользу обществу и Церкви, чтобы очиститься от грехов и получить воздаяние свыше.
Одна из известнейших надписей Дадиванка находится под рельефным изображением ктиторов, держащих модель храма, на южном фасаде Соборной церкви. Авторство текста принадлежит княжне Арзу Хатун, супруге государя Атерка и всего Верхнего Хачена Вахтанга. Она построила Соборную церковь на месте упокоения своих сыновей Асана и Григора: «…взяв обязательство, с великой надеждой и старанием построила сие место очищения от греховво спасение душ их и моей, и дочерей моих и всех родичей <…> И так утвердилось святое место очищения в году 663 (1214) армянского исчисления. Во славу Бога и во благоденствие святого монастыря, и установили [мы] в наследство для церкви сёла и хутора с их границами…».
Арзу Хатун в своей надписи дважды употребляет слово “քաւարան” [kʿawaran], которое в переводе с армянского означает “место очищения, покаяния”. Этим словом она называет построенный ею храм - место, где каждый может очиститься от своих грехов, поскольку княжна считала, что ранняя смерть сыновей – это наказание за её грехи.
Среди других надписей Дадиванка интересен следующий текст: «Волею Бога я, Мамкан, дочь ...Дадэ ...Отчизну <…> …подарила Святой Соборной [церкви] 1 чорецац (мера) земли, 20 крестьянских домов, 1 водяную мельницу, серебряный короб и отменную ризу <…> да будут благословенны Богом вершители сей надписи, и кто расстроит, да будет проклят чужими и ближними 319 владыками, да станет соучастником Каина и Иуды. Боже, помилуй Саргиса».
Материальное богатство в нашем обыденном понимании должно искушать человека. Казалось бы, средневековые армянские благотворители могли не отдавать имущество в дар, однако глубокая вера в Божий суд, на котором каждому воздастся по заслугам, приводит авторов надписей к пониманию важности земных деяний, сопровождаемых чистыми и благими помыслами.
Дадиванк, ценнейший памятник христианской цивилизации, к сожалению, оказался в центре политического противостояния. По итогам Второй арцахской войны 2020 года территория монастыря вошла в зону ответственности российской миротворческой миссии, благодаря чему монастырь удалось сохранить.
Сравнив содержание надписей Дадиванка с контекстом нынешних событий, можно выявить две противоположные стороны понимания чистоты: очищение человеческой души через созидание против культурной чистки путём разрушения и уничтожения. Акты вандализма и искажение истории обнажили проблему сохранения армянского культурного наследия Арцаха, которая стала одной из самых болезненных тем по итогам окончания активной фазы военных действий.
Эпиграфические материалы Дадиванка – это бесценные примеры особого понимания чистоты как созидательного начала человеческих мыслей и деяний.
Описание: Гаспарян Карен, БВВ196-2019
Фото: Электронное СМИ «Интересный мир», Игорь и Лариса Ширяевы.
1. Карапетян С. Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. – Ереван: Изд. «Гитутюн» НАН РА, 2000. – С. 80-122.
2. Григорян Г. М. Историографическое значение армянских лапидарных надписей Арцаха и Сюника // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. – №1. – 1990. – С. 3-11.
3. ՔԱՒԱՐԱՆ / Толковый словарь современного армянского языка. – Т.4 // Ереван: Изд. АН Армянской ССР, 1980. – С. 717.
4. Асратян М. М. Арцахская школа армянской архитектуры: факты и фальсификации // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. – № 9. – 1989. – С. 3-15.
5. Древний монастырь Дадиванк в Карабахе под защитой российских миротворцев // Российское агентство международной информации «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20201116/dadivank-1584879404.html
6. Метрополитен-музей призвал защитить армянское наследие Арцаха // Армянский музей Москвы и культуры наций. URL: https://www.armmuseum.ru/news-blog/artsakh-the-metropolitan-museum-of-art?fbclid=IwAR2PM5bdh0EsAvuve_KCVbflE-do9IDcOInPkNftaFDjgIXnB5zi3WZXF9g