• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Роль сирийских офицеров в судьбе Объединённой Арабской Республики

Орлов И. А.

В кн.: Армия и военные традиции на Ближнем Востоке. Сборник материалов 1-й Всероссийской научной конференции молодых ближневосточников. СПб.: Арт-Экспресс, 2024. С. 61-76.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат № 16. Ханукальный светильник (Менорат Ханука). Йемен. 1930-ые гг.

Объект, вызывающий множество вопросов при первом взгляде («что это такое?», неизменно спрашивали первые посетители выставки «Чистота»), стал предметом обсуждения в эссе Ники Умнягиной.

Менорат Ханука. Йемен. 1930-ые гг.

Ритуальное очищение святого места

Ханукия из Йемена представляет собой «чистый» объект как с ритуальной и религиозной точки зрения, так и в плане своего внешнего вида и истории появления такого вида светильников.  

Ханукия (или менорат ханука) — это светильник, используемый во время Хануки — восьмидневного праздника, который ассоциируется со светом, благодарением и ритуальной чистотой. Этот праздник сначала символизировал победу Маккавеев над греками в 164 г. до н.э. и освобождение Иерусалимского Храма, но со временем Ханука стала ассоциироваться с чудом и победой меньшинства над большинством, «чистых» над «нечистыми». По легенде, распространившейся в иудейской среде уже после правления Хасмонеев, нужно было зажечь менору, но не осквернённого язычниками масла могло хватить только на один день вместо восьми положенных. Чудесным образом масла хватило на весь период. На основе этого и появилась ханукия — восьмисвечник, у которого чаще всего есть девятое отделение, предназначенное для шамаша, которым зажигают остальные свечи. Зажигание ханукальных свечей является мицвой (предписанием).

Представленная на выставке ханукия использовалась йеменской еврейской общиной. Из-за своей изолированности и сосуществования с арабским населением, она и сохранила многие древние традиции, и подверглась большому культурному и политическому влиянию арабской части Йемена. Традиционно йеменские евреи занимались ювелирным делом, особенно часто они работали с серебром. Несмотря на утончённость ювелирных изделий, ритуальные объекты, используемые и производимые самой еврейской общиной, имели более чем скромный вид. Представленная ханукия выполнена не из металла, который чаще всего использовался в других общинах, а из мыльного камня (талькохлорита), вместо отдельных подсвечников в ней есть ниши для масла. Также здесь есть отдельная ячейка для использованных фитилей. В большинстве йеменских ханукийот отдельного места для шамаша нет, но в данной присутствует девятая ячейка той же формы, что и главные восемь.

Есть несколько объяснений подобного внешнего вида. Считается, что камень «невосприимчив к ритуальной нечистоте». Некоторые исследователи предполагают, что ранние ханукийот выглядели примерно так, поэтому йеменские евреи, возможно, сохраняли эту традицию неизменной. Чаще всего скромность ритуальных объектов объясняется тесным соседством арабов и евреев и наличием законов, ущемляющих права еврейской общины. Ритуальные объекты не должны были бросаться в глаза, чтобы не спровоцировать мусульманскую часть населения. Здесь видна и общая для региона тенденция изготовления религиозно значимых объектов в умеренном и иногда даже аскетичном виде. 

Фото: Israel Museum, Jerusalem, by David Harris.

Автор: Умнягина Ника.

Библиография:

  1. Ханука // Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. URL: https://eleven.co.il/judaism/sabbath-and-holidays/14446/.
  2. Eric M. Mayers. Jewish Culture of Greco-Roman Palestine // David Biale, Cultures of the Jews. New York: Shocken Books, 2002. С. 135-181.
  3. Ester Muchawsky-Schnapper. Synagogues in Yemen and Their Objects // Arabian Routes in the Asian Context. СПб: МАЭ РАН, 2016. С. 296-336. Режим доступа: https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-323-1/978-5-88431-323-1_12.pdf
  4. Ester Muchawsky-Schnapper. The Yemenites: Two Thousand Years of Jewish Culture. Jerusalem: Israel Museum, 2000. 183 с.