• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат № 17. «Багдадийят». Джевад Салим. 1957

Предыдущий экспонат нашей выставки был связан с очищением турецкого языка от арабизмов. Тема очищения – на сей раз от иностранного влияния – продолжается работой иракского художника Джевада Салима, о которой написала Манцерева Сафия.

«Багдадийят». Джевад Салим. 1957

Очищение культуры от иностранного влияния 

Ведждан Али, иорданская художница и искусствовед, в своей работе, посвященной современному искусству Машрика, пишет: «Самым главным иракским художником был Джевад Салим… Возможно, он был первым арабским творцом, который занимался поиском своей идентичности и изложением её через современность».

Джевад Салим начал писать в те годы, когда художественная среда Ирака, недавно получившего независимость, была подвержена западному влиянию: это и стажировки иракских студентов в художественных вузах заграницей, и крайне распространённая практика обучения в рамках строгого академизма в Стамбуле, и возможная просветительская деятельность польских солдат (некоторые из которых были художниками), командированных в Ирак во время Второй мировой войны. Однако Джевад Салим искал путь создания чистого, свободного от европейских тенденций иракского искусства. Для этого он черпал вдохновение в традициях и обычаях своего народа. В творчестве художник придерживался концепции «Истильхам ат-турас» – поиск мотивов в культурном наследии. Его картины представляют собой сочетание прошлого и настоящего, традиций и современности, древних художественных техник и модернизма – и это позволило Салиму стать ведущим художником своего времени.

1950-е гг. – знаковые для творческой жизни мастера, тогда он создал большинство своих зрелых работ, в том числе и знаменитый монумент «Памятник свободы» (1959), расположенный на площади Тахрир в Багдаде. В 1950-х гг. Джевад Салим также написал серию из трех картин, объединённых общим названием «Багдадийят». Как пишет искусствовед Нада Шабут, такое название восходит корнями к одноименной Багдадской школе живописи при Аббасидах, а также относит зрителей к современным событиям – художественному возрождению в Ираке. В «Багдадийят» воплощается концепция современной интерпретации народных мотивов, поиск иракской идентичности, очищение от западного колониального влияния.

Из трех картин для выставки была выбрана «Багдадийят» 1957 года. Картина изображает двух иракских женщин: одна из них спит, а другая, находящаяся в центре работы, возможно, только проснулась. «Багдадийят» выполнена в стиле кубизма, благодаря которому полотно раскладывается на отдельные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, треугольники). Основные цвета работы – черный, желтый и бежевый, которые дополняются приглушенным розовым и серым. Особое внимание Джевад Салим уделил прорисовке женских глаз. Нарочито большие миндалевидные глаза отличали месопотамские скульптуры. Художник позаимствовал технику написания глаз у шумерских мастеров и придал ей современную обработку. Обе женщины также изображены покрытыми – традиция ношения покрывала на Ближнем Востоке восходит еще к доисламской эпохе.

Джевад Салим прожил чуть больше сорока лет, но за эти годы он успел стать символом современного искусства Ирака, своими работами он разбудил чувство национальной гордости у иракской публике. Он сумел отойти от написания картин по западным образцам к созданию чистого искусства Ирака. В картине «Багдадийят» отражен результат поиска национальной идентичности, успешного сочетания прошлого с настоящим: древних художественных техник с кубизмом, народных мотивов с современной обработкой.

Фото: Mathaf: Arab Museum of Modern Art, Qatar, MAT.2007.1.1638.

Описание: Манцерева С.А.

Библиография

  1. Shabout Nada Jewad Selim: On Abstraction and Symbolism // Mathaf Encyclopedia of Modern Art and the Arab World. Online: http://www.encyclopedia.mathaf.org.qa/en/essays/Pages/Jewad-Selim,-On-Abstraction-and-Symbolism.aspx (дата обращения 22.01.2021 09:46).
  2. Ali Wijdan Modern Painting in the Mashriq // Zuhur Sherifa Colors of Enchantment: Theater, Dance, Music, and the Visual Arts of the Middle East. Аmerican University in Cairo Press, 2001.
  3. Shabout Nada A Dream We Call Baghdad // Modernism and Iraq.  - New York: The Wallach Art Gallery, 2009.
  4. Shabout Nada Artists in Context // Mathaf Encyclopedia of Modern Art and the Arab World. Online: http://www.encyclopedia.mathaf.org.qa/en/essays/Pages/Artists-in-Context.aspx (дата обращения 23.01.2021 14:38).