Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Timur R. K., Andrey V. Korotayev.
South African Journal of International Affairs. 2024. Vol. 30. No. 4. P. 619-640.
Korotayev A., Issaev L., Anna I. et al.
In bk.: Terrorism and Political Contention. New Perspectives on North Africa and the Sahel Region. Springer, 2024. P. 169-194.
«Багдадийят». Джевад Салим. 1957
Очищение культуры от иностранного влияния
Ведждан Али, иорданская художница и искусствовед, в своей работе, посвященной современному искусству Машрика, пишет: «Самым главным иракским художником был Джевад Салим… Возможно, он был первым арабским творцом, который занимался поиском своей идентичности и изложением её через современность».
Джевад Салим начал писать в те годы, когда художественная среда Ирака, недавно получившего независимость, была подвержена западному влиянию: это и стажировки иракских студентов в художественных вузах заграницей, и крайне распространённая практика обучения в рамках строгого академизма в Стамбуле, и возможная просветительская деятельность польских солдат (некоторые из которых были художниками), командированных в Ирак во время Второй мировой войны. Однако Джевад Салим искал путь создания чистого, свободного от европейских тенденций иракского искусства. Для этого он черпал вдохновение в традициях и обычаях своего народа. В творчестве художник придерживался концепции «Истильхам ат-турас» – поиск мотивов в культурном наследии. Его картины представляют собой сочетание прошлого и настоящего, традиций и современности, древних художественных техник и модернизма – и это позволило Салиму стать ведущим художником своего времени.
1950-е гг. – знаковые для творческой жизни мастера, тогда он создал большинство своих зрелых работ, в том числе и знаменитый монумент «Памятник свободы» (1959), расположенный на площади Тахрир в Багдаде. В 1950-х гг. Джевад Салим также написал серию из трех картин, объединённых общим названием «Багдадийят». Как пишет искусствовед Нада Шабут, такое название восходит корнями к одноименной Багдадской школе живописи при Аббасидах, а также относит зрителей к современным событиям – художественному возрождению в Ираке. В «Багдадийят» воплощается концепция современной интерпретации народных мотивов, поиск иракской идентичности, очищение от западного колониального влияния.
Из трех картин для выставки была выбрана «Багдадийят» 1957 года. Картина изображает двух иракских женщин: одна из них спит, а другая, находящаяся в центре работы, возможно, только проснулась. «Багдадийят» выполнена в стиле кубизма, благодаря которому полотно раскладывается на отдельные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, треугольники). Основные цвета работы – черный, желтый и бежевый, которые дополняются приглушенным розовым и серым. Особое внимание Джевад Салим уделил прорисовке женских глаз. Нарочито большие миндалевидные глаза отличали месопотамские скульптуры. Художник позаимствовал технику написания глаз у шумерских мастеров и придал ей современную обработку. Обе женщины также изображены покрытыми – традиция ношения покрывала на Ближнем Востоке восходит еще к доисламской эпохе.
Джевад Салим прожил чуть больше сорока лет, но за эти годы он успел стать символом современного искусства Ирака, своими работами он разбудил чувство национальной гордости у иракской публике. Он сумел отойти от написания картин по западным образцам к созданию чистого искусства Ирака. В картине «Багдадийят» отражен результат поиска национальной идентичности, успешного сочетания прошлого с настоящим: древних художественных техник с кубизмом, народных мотивов с современной обработкой.
Фото: Mathaf: Arab Museum of Modern Art, Qatar, MAT.2007.1.1638.
Описание: Манцерева С.А.