Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Зелтынь А. В., Зелтынь Л. А., Хатаи Д.
Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. № 5. С. 179-192.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Монумент «Мы - наши горы» («Дедушка и бабушка»). Саргис Багдасарян. Степанакерт, Арцах (Нагорный Карабах). 1967 г.
Отражение духовной чистоты в армянской культуре
Памятник «Мы – наши горы» («Дедушка и бабушка») является одним из символов Арцаха (Нагорного Карабаха) и всего армянского культурного наследия региона. Монумент был построен в 1967 году при въезде в город Степанакерт. Его автором является скульптор и народный художник Армянской ССР Саргис Багдасарян, архитектор – Юрий Акопян.
Памятник посвящён жителям Арцаха, которые на протяжении веков продолжают сохранять чистоту своих традиций. В древности Арцах был одной из провинций Великой Армении, и уже с раннего средневековья упоминается особый арцахский диалект армянского языка. Данный регион был одним из крупных центров развития армянской культуры, о чём свидетельствуют богатое архитектурное наследие Арцаха и традиции народа, проживающего на этой земле.
«Карабахцы» (1963)
Фотография из альбома «Саркис Багдасарян» (Москва, 1976) || armmuseum.ru
Меньшая копия скульптуры, которая называется «Карабахцы», была представлена Саргисом Багдасаряном на выставке в Италии в 1965 году. Она выполнена в камерной манере, однако сам монумент был возведен в соответствии с нормами архитектоники: были убраны лишние элементы, памятник приобрел более простые, сдержанные, чистые формы. Сын художника Ашот Багдасарян отмечает: «Идея, размеры, грандиозность – здесь как бы всё сошлось… Тут важен каждый нюанс, выражение лица как мужчины, так и женщины. Они как бы рождаются, исходят из родной земли». Камень, из которого сделан памятник (красный туф), будто живой. Фигуры долгожителей как бы вросли в землю, породнившись с горами, что символизирует непоколебимость духа местных жителей. Именно так выглядят супружеские пары Арцаха на старых черно-белых фотографиях. Так выглядят любящие друг друга муж и жена. И такой взгляд бывает только у людей, которые знают - их счастье, как и жизнь, в любой момент может прервать война…
Армянская пожилая супружеская пара, г. Шуши (рубеж XIX-XX вв.) ||
Источник: Мкртчян Ш., Давтян Щ. Шуши. Город трагической судьбы – Ер.: Амарас, 1999.
На голове бабушки мы можем увидеть традиционный убор в форме «башенки». Эта «башенка» представляет собой сложную конструкцию и составляет неотъемлемую часть национального костюма (тара́за) Сюника и Арцаха (областей Восточной Армении) типа хаявари́ («по-армянски»). Все остальные части костюма по стилю были связаны с головным убором. Этнограф Степан Лисицян оставил следующее его описание:
«Головной убор давит своей тяжестью и сложностью. Он представляет собою низенький стоячий ободок, укрепленный на голове при помощи многочисленных платков, один из которых закрывает нижнюю часть лица почти до носа и дополняет четырехугольную рамку, из которой виднеются с боков части передних локонов, половина лба с глазами, нос и щеки. На лбу к ободку подвешены золотые или позолоченные монеты. Этот головной убор трудно возобновлять ежедневно, а потому он оставляется на голове и на ночь несколько дней подряд».
Процесс собирания этой сложной конструкции обозначали выражением, которое можно дословно перевести как «строить или мастерить голову». Ободок, к которому помимо золотых монет могли подвешивать серебряные, назывался копи́, а монетный ряд - драмаша́р. В середине драмашара находилась большая монета (миджано́ц), которую дарил невесте свёкор. В области висков располагался ряд из 6-9 полых серебряных или золотых шариков (пужу́ж), прикрепленных к треугольным кускам ткани, сделанным либо из шелка (зеленого цвета), либо из бархата (красного цвета).
Известно, что женщины, девушки, которые посещали святые места, приносили головной убор в дар, покрывая им Библию или украшая алтарь храма. Обычай прикрывать свой подбородок, рот и вообще все части тела соответствовал понятию наму́с – чистоте, скромности и чести армянских женщин. Эти традиции были характерны и для других регионов Армении.
Часть элементов костюма типа хаявари использовались в Арцахе и Сюнике вплоть до начала 1980-х годов, а на некоторых фотографиях 1960-х годов можно и вовсе увидеть пожилых женщин в таразе.
Образ бабушки в традиционном головном уборе лёг в основу памятника «Мы – наши горы». Известно, что доля женщины в патриархальном обществе была крайне тяжелой. Этнограф Степан Лисициан отмечал, что «обычай до революции сковывал ее личность». Впрочем, сковывал он её и долгое время после революции, однако постепенно происходила эмансипация и вместе с тем молодые женщины отказывались от традиционного головного убора. Устойчивость традиций в Арцахе и Сюнике была связана с изолированностью этих двух горных областей. Увековеченный в камне образ дедушки и бабушки с прикрытыми подбородком и ртом до сих пор напоминает о существовавших ранее обычаях.
Во время движения за объединение Нагорного Карабаха с Арменией монумент «Мы - наши горы» стал символом самоопределения Арцаха. «Дедушка и бабушка», образ которых запечатлен в официальной символике непризнанной республики (например, на гербе Арцаха), популярен также в массовой культуре.
Фото: Грант Арутюнян (г. Ереван)
Описание: Давид Гаспарян