• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Глава в книге
Адаптация торговой политики к современным вызовам в условиях существующих ограничений

Бирюкова О. В., Ильина И. Е., Курапова А. Г. и др.

В кн.: Новые подходы к внешнеэкономической стратегии России: аналитический доклад. М.: ИД "Международные отношения", 2024. Гл. 1.2.. С. 8-87.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Выставка «Чистота». Экспонат № 19. «Линии на стене». Шакир Хассан Аль Саид. 1978

Этот экспонат выставки может показаться обычным графитти на стене, но на самом деле художник заложил в эту работу богословский и художественный смыслы, которые видны людям с чистыми помыслами. В своей работе Сафия Манцерева раскрывает эти смыслы.

«Линии на стене». Шакир Хассан Аль Саид. 1978

Чистота помыслов художника для диалога с Богом 

Шакир Хассан Аль Саид (1925-2004)– иракский художник, скульптор, искусствовед. Он является одним из отцов-основателей современного художественного движения в Ираке, а также одним из создателей Багдадской группы современного искусства и «Единого измерения» – художественных объединений, сыгравших решающую роль в формировании искусства независимого Ирака.

Художественную жизнь Шакира Хассана Аль Саида можно разделить на два этапа: до и после увлечения эзотерической стороной суфизма, для которого очищение от всего мирского было путём приближения к Богу и общения с ним. До 1960-х гг. на творчество Аль Саида во многом оказывали влияние авангардистские тенденции (например, картина «Красноречивый петух» экспрессивна, а полотно «Сельский житель» выполнено с элементами кубизма). Увлечение авангардизмом сменилось отходом художника в сторону суфийской традиции, хуруфийи (художественное движение, появившееся в результате использования арабской каллиграфии в живописи) и аль-джафра (гадание по харфам, буквам арабского алфавита, и размышление об их сущности). Более поздние картины Аль Саида напоминают фрагменты уличных стен с нацарапанными знаками, граффити и надписями на арабском языке.

Под влиянием суфизма искусство для Аль Саида стало формой поклонения Богу, процессом созерцания мира, поиска духовного идеала, а не процессом творения. Как пишет искусствовед Нада Шабут, работы художника пропагандировали единение с Всевышним, отстранение от материального мира и очищение от земной индивидуальности. Созерцательное искусство Аль Саида было направлено на воспроизведение трансцендентного опыта, диалог с Богом.

Из всего многообразия картин художника было выбрано полотно «Линии на стене» (1978), которое напоминает граффити, нарисованное на одной из иракских улиц. Год написания картины говорит о том, что она относится к циклу «суфийских» работ Аль Саида. Каллиграфии придана современная трактовка: харфы занимают центральное место в композиции абстрактной картины, выполненной в теплых, землистых тонах. На полотне различимы два слова: والله («Клянусь Аллахом»). Клятва в любой религии – это закрепление чистоты помыслов и намерений человека. Шакир Хассан Аль Саид таким образом продемонстрировал свою чистую веру в Бога, единение с ним. Частица клятвы в данной формуле – это харф «вау» (существует еще три других варианта с харфами «та», «ба» и «лям»). Соня Майшер-Аттаси, ссылаясь на книгу «Каллиграфия и исламская культура» (1984), говорит о роли харфа «вау» в исламе. В арабском языке вау может выполнять функцию как частицы клятвы, так и соединительного союза, например, в формуле «символов веры»[1] ислама: «…вера в Аллаха и последний день, и ангелов, и писание, и пророков…».

«Линии на стене» – лишенная ярких деталей картина о приближении к Богу и общении с ним. «Аскетичное» полотно отражает одну из важнейших ценностей философии Аль Саида – отказ от сложных образов в пользу размышления о значении харфов, в пользу хуруфийи и абстракционизма. 

Фото: Nafas Art Magazine, обладатель прав – Нада Шабут.

Описание: Манцерева С.А. 

Библиография

  1. Mejcher-Atassi Sonja Shakir Hassan Al Said // Mathaf Encyclopedia of Modern Art and the Arab World. Online: http://www.encyclopedia.mathaf.org.qa/en/bios/Pages/Shakir-Hassan-Al-Said.aspx.
  2. Shabout Nada Shakir Hassan Al Said: Time and Space in the Work of the Iraqi Artist - A Journey Towards One Dimension // Nafas Art Magazine. - 2008. Online: https://universes.art/en/nafas/articles/2008/shakir-hassan-al-said/.
  3. Mavrakis Nadia The Hurufiyah Art Movement in Middle Eastern Art // McGill Journal of Middle Eastern Studies Blog. - 2013. Online: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/.

 


[1] Термин не исламский, поэтому взят в кавычки.