Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Клобукова Н. Ф., Беляев А. П., Леонов И. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Голикова В. В., Муковнин С. К., Казун А. П. и др.
Вопросы экономики. 2025. № 2. С. 39-65.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
«Линии на стене». Шакир Хассан Аль Саид. 1978
Чистота помыслов художника для диалога с Богом
Шакир Хассан Аль Саид (1925-2004)– иракский художник, скульптор, искусствовед. Он является одним из отцов-основателей современного художественного движения в Ираке, а также одним из создателей Багдадской группы современного искусства и «Единого измерения» – художественных объединений, сыгравших решающую роль в формировании искусства независимого Ирака.
Художественную жизнь Шакира Хассана Аль Саида можно разделить на два этапа: до и после увлечения эзотерической стороной суфизма, для которого очищение от всего мирского было путём приближения к Богу и общения с ним. До 1960-х гг. на творчество Аль Саида во многом оказывали влияние авангардистские тенденции (например, картина «Красноречивый петух» экспрессивна, а полотно «Сельский житель» выполнено с элементами кубизма). Увлечение авангардизмом сменилось отходом художника в сторону суфийской традиции, хуруфийи (художественное движение, появившееся в результате использования арабской каллиграфии в живописи) и аль-джафра (гадание по харфам, буквам арабского алфавита, и размышление об их сущности). Более поздние картины Аль Саида напоминают фрагменты уличных стен с нацарапанными знаками, граффити и надписями на арабском языке.
Под влиянием суфизма искусство для Аль Саида стало формой поклонения Богу, процессом созерцания мира, поиска духовного идеала, а не процессом творения. Как пишет искусствовед Нада Шабут, работы художника пропагандировали единение с Всевышним, отстранение от материального мира и очищение от земной индивидуальности. Созерцательное искусство Аль Саида было направлено на воспроизведение трансцендентного опыта, диалог с Богом.
Из всего многообразия картин художника было выбрано полотно «Линии на стене» (1978), которое напоминает граффити, нарисованное на одной из иракских улиц. Год написания картины говорит о том, что она относится к циклу «суфийских» работ Аль Саида. Каллиграфии придана современная трактовка: харфы занимают центральное место в композиции абстрактной картины, выполненной в теплых, землистых тонах. На полотне различимы два слова: والله («Клянусь Аллахом»). Клятва в любой религии – это закрепление чистоты помыслов и намерений человека. Шакир Хассан Аль Саид таким образом продемонстрировал свою чистую веру в Бога, единение с ним. Частица клятвы в данной формуле – это харф «вау» (существует еще три других варианта с харфами «та», «ба» и «лям»). Соня Майшер-Аттаси, ссылаясь на книгу «Каллиграфия и исламская культура» (1984), говорит о роли харфа «вау» в исламе. В арабском языке вау может выполнять функцию как частицы клятвы, так и соединительного союза, например, в формуле «символов веры»[1] ислама: «…вера в Аллаха и последний день, и ангелов, и писание, и пророков…».
«Линии на стене» – лишенная ярких деталей картина о приближении к Богу и общении с ним. «Аскетичное» полотно отражает одну из важнейших ценностей философии Аль Саида – отказ от сложных образов в пользу размышления о значении харфов, в пользу хуруфийи и абстракционизма.
Фото: Nafas Art Magazine, обладатель прав – Нада Шабут.
Описание: Манцерева С.А.
[1] Термин не исламский, поэтому взят в кавычки.