Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланова М. А., Хохлова Е. А., Ю Ч. Е.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Современная мировая экономика. 2024. Т. 2. № 2. С. 92-117.
В кн.: Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX — середина XX века). М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2024. С. 80-102.
В открытии летней школы принял участие декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ С.А. Караганов. По его словам, условный центр мировой экономики сместился с региона западнее Ирландии на восток Турции. «Оценивая это движение к Востоку, мы поняли, что движение к Азии, несмотря на всю нашу европоцентричность, имеет огромное значение», - заключил он.
С приветственным словом к участникам летней школы обратился проректор ЮФУ по воспитательной работе и реализации молодёжных программ Я.А. Асланов. Он подчеркнул актуальность тематики летней школы и отметил, что навыки, приобретенные участниками в ходе работы школы, важны и востребованы: «Кавказ и Ближний Восток – это то место, где исторически всегда сплеталось большое количество культур, экономик, этносов. Такие специалисты, которые способны распутать этот интересный «клубок», сегодня очень нужны».
С пожеланиями успехов к участникам летней школы обратились и ее кураторы – директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований ЮФУ В.В. Цибенко и руководитель научно-образовательной секции исследований Ближнего Востока Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ И.А. Царегородцева. Они рассказали о создании проекта летней школы, развитии сотрудничества между двумя университетами в сфере кавказоведения и востоковедения, познакомили студентов с ключевыми документами – хартией и этическим кодексом кавказоведа.
Заочная часть летней школы включала в себя лекции ведущих специалистов по вопросам отношения регионов Кавказа с ближневосточными странами, исторической памяти, диаспор, межрелигиозных и межконфессиональных отношений, а также нациестроительства и территориальных споров. Преподавателями летней школы стали ученые из ВШЭ (Казенин К.И., Муравьев А.В., Царегородцева И.А.), Института востоковедения РАН (Раванди-Фадаи С.М., Тимохин Д.М.), СПбГУ (Победоносцева Кая А.О.), МГИМО (Маркедонов С.М), Института этнологии и антропологии РАН (Ярлыкапов А.А.), ЮФУ (Бедрик А.В., Евченко Н.Н., Иванеско А.Е., Константинов М.С., Поцелуев С.П., Сень Д.В., Трапш Н.А., Цибенко В.В.), а также азербайджанского Центра истории Кавказа (Гусейнов Р.Н.) и Института востоковедения НАН Республики Армения (Пашаян А.).
Параллельно с лекционной частью проходила и работа трех команд студентов-участников летней школы. Их исследовательские проекты были посвящены трем темам: «Отношение религиозных институтов Юга России и Закавказья к военным конфликтам региона», «Историческая память на Кавказе» и «Сравнительный анализ подходов к изучению диаспор на примере южных регионов России, стран Южного Кавказа и Ближнего Востока». В основу работы над проектами был положен, в частности, лекционный материал заочной части школы, а также полевой материал, собранный участниками во время очной работы школы в Ростове-на-Дону 23-26 августа.
Во время очной работы школы студенты побывали в столице Донского казачества – станице Старочеркасская; в историческом районе г. Ростов-на-Дону Нахичевань-на-Дону и Музее русско-армянской дружбы; в Чалтыре – одном из пяти сел, основанных армянскими переселенцами из Крыма в конце XVIII века; в Соборной мечети Ростова и на Татарско-еврейском кладбище, а также в Азовском музее-заповеднике. У участников летней школы была уникальная возможность пообщаться с представителями кавказских диаспор и землячеств в Ростове, а также посетить Центр арменоведения и Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ.
По итогам работы летней школы проектные группы представили результаты своих исследований, которые получили высокие оценки экспертной комиссии (Бедрик А.В., Трапш Н.А., Царегородцева И.А., Цибенко В.В.). Члены комиссии также отметили, что проектные темы могут быть продолжены в формате подготовки совместных научных публикаций и докладов.
Организаторы летней школы выражают признательность ученым, представителям религиозных, культурных и образовательных учреждений России, Армении и Азербайджана, оказавшим помощь в организации передового междисциплинарного проекта по подготовке востоковедов-кавказоведов.
Школа помогла мне выйти за рамки традиционного подхода, когда студент заучивает теорию, данную ему во время лекций, и мыслит только в ее рамках. Я научилась самостоятельно искать и развивать для своей темы существующие теоретические подходы, смотреть на них критически и применять те, которые наиболее подходят для проведения исследования. Отдельным значительным плюсом я считаю развитие навыков формулирования вопросов к лекторам и информантам, проведения полевой работы и взаимодействия со средой. Следует отметить, что большая роль в этом принадлежит кураторам школы, которые негласно помогали участникам выбирать модель поведения в каждом конкретном случае.
Школа научила меня собирать и систематизировать данные, понимать ключевые аспекты изучаемых проблем, а также применять новые методы взаимодействия с представителями разных научных направлений. Я получила приятные впечатления от общения с новыми людьми, а также знания, которые помогут в определении профиля моей профессиональной деятельности. Благодаря школе я также познакомилась с новыми культурными памятниками. В целом, участие в летней школе по кавказоведению стало хорошим завершением летних каникул.
Летняя школа позволила посмотреть на Кавказ с другой стороны. До этого Северный Кавказ был для меня почти незнакомым, но благодаря насыщенной программе этот пробел был восполнен. За время работы над проектом я научился анализировать новый для себя материал. Вместе с ребятами мы сделали попытку концептуализировать тему исторической памяти и исторической политики, с которой мне уже приходилось раннее сталкиваться. Это поможет мне в дальнейшем более предметно подходить к вопросам, касающимся данной темы. Работа с ребятами, изучающими другие дисциплины, тоже стала для меня полезной.
Очень ценны были новые подходы, с которыми мы ознакомились во время дистанционной части – например, сетевой подход, о котором рассказывал в своей лекции Ахмет Аминович Ярлыкапов.
Существует стереотип, что представители той или иной этнической группы не способны смотреть на свою историю объективно. Как мне кажется, научность исследования определяется исключительно рамками выбранных научных подходов. Несмотря на то, что в рамках нашего проекта нам необходимо было затрагивать и сложные межэтнические вопросы на Южном Кавказе, это не помешало мне рассмотреть существующие на Кавказе проблемы с разных сторон. В какой-то степени Летняя школа помогла мне раскрыть себя как независимого исследователя.
Летняя школа открыла для меня мир академического кавказоведения. Мы с ребятами из ЮФУ и ВШЭ начали работу над проектом по вопросам исторической памяти и исторической политики на Кавказе. Эта тема безумно интересная и одновременно чувствительная – она требует внимания к деталям, точности формулировок и беспристрастного подхода. Коммуникация и совместная работа со студентами ЮФУ, междисциплинарность, получение новых знаний о Кавказе, изучение и выработка теоретической базы исследования – все это для меня, как для начинающего исследователя, было очень важно. В этой связи хотелось бы поблагодарить наших кураторов – Веронику Витальевну Цибенко и Ирину Алексеевну Царегородцеву, а также ребят, вместе с которыми мы начали наше групповое исследование. Мы планируем продолжить работу над групповым проектом и, возможно, даже опубликовать итоги исследования.
Фотографии: пресс-центр ЮФУ, И. Царегородцева