• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Книга
Корейский язык: Базовый курс. 2-е изд.

Ю Ч. Е., Хохлова Е. А., Бакланова М. А.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
The Development of Entrepreneurial Competencies among Students of Various Age Groups within the MOOCs Environment

Chedia A.

International Journal of Information and Education Technology. 2024. Vol. 14. No. 10. P. 1335-1343.

Глава в книге
Внутри- и внешнеполитический контекст создания Корейского посольства в Токио, 1887 г.
В печати

Гришина Д. Е.

В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.

Интервью Долгачева Ф.Л. корреспондентам агентства Синьхуа

Опубликованы два интервью старшего преподавателя Школы востоковедения Долгачева Ф.Л., данные корреспондентам агентства Синьхуа

Интервью Долгачева Ф.Л. корреспондентам агентства Синьхуа

Какие «Духовные символы /Признаки/ Китайской Цивилизации» более признаны русским народом? Почему?

Самым большим духовным символом китайской цивилизации в представлении обычных россиян является почитание семейных ценностей и старших родственников. Вся жизнь китайцев выстраивается в системе благоденствия семьи. Россияне считают, что китайцы очень почитают старших и свято хранят память об усопших. В то же время стремятся продлить существование своей семьи, своей фамилии, поэтому стараются, чтобы в семье рождались мальчики. Если рассматривать духовные религиозные и философские символы, то кроме слов «буддизм», «даосизм» и «конфуцианство» среднестатистический россиянин мало что вспомнит. При этом сами эти понятия кроме специалистов, изучающих данные вопросы, мало кто способен растолковать хотя бы парой предложений. Более-менее известны такие понятия как У-шу и гимнастика тайцзицюань, что было привнесено с просмотром фильмов про единоборства, модных в начале 90-х годов 20 века. Многие знают, что китайцы пишут не так, как европейцы, они используют иероглифы, поэтому встреча с россиянином, который может прочесть китайские иероглифы, до сих пор вызывает восторг у обычных российских людей. Встречаются россияне, могущие сказать два-три предложения про китайскую живопись в стиле Гохуа и помнящие про Пекинскую оперу. Гораздо больше россиян помнят про то, что в Китае были изобретены бумага, порох и компас, потому что об этом писалось в советских и российских учебниках по истории и географии и гораздо меньше людей знают про изобретение книгопечатания: об этом очень мало упоминаний в российских книгах. Великая китайская стена, пожалуй, самое известное для россиян сооружение Китая, из-за ее частого упоминания в различных наших печатных и киноисточниках. Те, кто регулярно смотрит международные спортивные соревнования, знают, что китайские спортсмены сильны в гимнастике, фигурном катании, плавании и прыжках в воду. Последние годы популярным становится китайский календарь двенадцати животных, символы которых все чаще встречаются в новый год в семьях россиян. Но сам праздник Чуньцзе россияне практически не празднуют, кроме специалистов – китаистов и студентов, изучающих Китай. На бытовом уровне россияне считают, что китайцы очень трудолюбивые, очень шумные и очень стараются обратить все к своей выгоде. Скорее всего такое восприятие основывается на общение с китайскими туристами, приезжающими в Россию.

Каковы проблемы познания «духовных символов китайской цивилизации»: например, поверхностность (люди только знают Панду, четыре великих изобретения); акцентирование прошлого(традиционная китайская культура и пренебрежение настоящим временам; влияние западных СМИ и т. д.

Проблемы познания духовных символов китайской цивилизации заключаются прежде всего в огромном языковом различии между россиянами и китайцами. Даже российские студенты, изучающие китайский язык, при необходимости обратиться по какому-либо вопросу к поисковой системе, прежде всего пользуются Гугл, потом уже Байду, а про существование поисковых систем Соху и Согоу практически никто не слышал, не то, что пользовался. Рестораны китайской кухни, которые обильно распространены в Европе и США, в европейской части России практически отсутствуют. Мне кажется, что это происходит прежде всего из-за дороговизны блюд. Во всем мире китайская кухня дешевая и вкусная, в России вкусная, но дорогая. Причин может быть много: дорогая аренда, плохая логистика, но в результате нет клиентов и рестораны только открывшись практически сразу закрываются. Даже в Москве их сейчас – по пальцам перечесть. Но самый известный – ресторан «Дружба». Это символ Китая в Москве. Второй символ – гостиница Пекин, хотя, как москвич, я давно уже там не был. Две панды в московском зоопарке – Диндин и Жуи – любимые животные, действительно, посланцы дружбы. Их любят все. И они конечно служат обычным россиянам напоминанием о Китае – хорошим и добрым напоминанием. Современный Китай у россиян ассоциируется с бурным экономическим ростом, электронными гаджетами, автомобилями и скоростными поездами с одной стороны, и проблемами с загрязнением окружающей среды, с другой. Некоторым нравятся современные китайские сериалы и китайская музыка, кто-то интересуется китайской поэзией, но, если сравнить с численностью населения России, этот интерес будет на уровне статистической погрешности.

По вашему мнению , какое содержание китайской цивилизации может стать «духовными символами китайской цивилизации» ? и Почему?

Мне кажется, что самым ценным духовным символом китайской цивилизации в современном мире может стать сохранение традиционных семейных ценностей, уважение и почтение к старшим, стремление обезопасить и обеспечить достойную жизнь для родственников, создать благоприятные условия для детей. Это естественные ценности, они просты и понятны людям во всем мире, они вызывают уважение, спокойствие в восприятии, неконфликтность и желание следовать им.

Каково состояние познания концепции «сообщества единой судьбы человечества» (выдвинутой Си Цзиньпином ровно 10 лет назад)  в России? есть какие трудности распространения этой концепции? На ваш взгляд, как концепция «сообщества единой судьбы человечества» должна быть воспринята большим количеством людей в России?

О концепции «сообщества единой судьбы человечества» из обычных россиян практически никто ничего не знает. Вполне возможно, что сейчас у всех россиян есть более насущные вопросы, которые необходимо решать, поэтому и в СМИ, и на бытовом уровне, эта концепция никак не обсуждается. Концепция поддерживает общечеловеческие ценности и вполне достойна внимательного изучения, но сейчас ее трудно будет выдвинуть на передний план, пока что она остается во внимании лишь специалистов.

У некоторых стран есть свои важные национальные «визитные карточки», такие как «строгость и дисциплина» у Германии, «свобода, демократия и инновации» у США и «Бусидо» у Японии, есть ли у России подобные «духовные символы»? Есть ли что-то общее с духовным логотипом китайской цивилизации?

Система духовно-нравственных ценностей в России опирается на человеколюбие, стремление к справедливости, сохранение чести, совести, личного достоинства, веру в добро и стремление к исполнению обязательств перед семьей и отечеством. Во многом это совпадает с духовно-нравственными ценностями сформированными в китайском обществе. В Китае сейчас все больше внимания уделяется экономическому благосостоянию. Жить скромно и бедно становится все более отсталым понятием. Особенно среди молодежи. С одной стороны нет ничего плохого в достойной жизни в достатке, но это не должно становиться единственной ценностью в обществе. Точно также и в России. На самом деле на уровне нравственного восприятия у россиян и у китайцев много общего, на чем можно и нужно выстраивать прочные и долгосрочные взаимовыгодные отношения.

Письменное интервью Долгачева Ф.Л. корреспонденту Синьхуа на инициативу председателя Си о необходимости изучения различных цивилизаций

Публикация 22.02.2023 (краткое скомпилированные интервью на китайском языке)

Председатель Си ответил греческим ученым, поздравив с созданием Китайско-греческого центра взаимного обучения цивилизациям. Глава государства лично способствует обменам и взаимному обучению между странами, какое значение это имеет с точки зрения обменов между странами и развития цивилизаций в разных странах?

То, что глава государства лично способствует обменам и взаимному обучению между странами имеет очень важное значение. При должном внимании руководителя вопрос взаимного обучения и восприятия между разными странами и народами, естественно, будет более активно продвигаться в обществе. Но нужна еще и вторая составляющая – интерес самих стран и народов к изучению цивилизаций других регионов. Тогда это будет улица с двусторонним движением, более интенсивным и результативным. Интерес можно и нужно воспитывать и поддерживать и вот тут внимание руководителя совершенно необходимо. Обмены между различными странами и поездки людей, несомненно, способствуют развитию интереса, а вот интенсивность этих обменов как раз и зависит от руководства.

Си Цзиньпин указал в письме, что «чтобы способствовать развитию человеческого общества и совместно строить сообщество единой судьбы человечества, мы должны глубоко понять и воспринять давние истоки и богатое содержание различных цивилизаций, чтобы сущностные ценности этих цивилизаций могли и сегодня принести пользу человечеству». Пожалуйста, расскажите о духовной руководящей роли этого выражения в содействии обмену и взаимному обучению между различными цивилизациями, а также в содействии построению сообщества единой судьбы человечества.

Изучение цивилизационного развития разных стран и регионов способствует критическому восприятию многогранного мира, анализу позитивного и негативного в истории стран и народов, пониманию того, что не все непохожее и непривычное у других надо считать негативным и неприемлемым для себя. Вместе с тем, можно прийти к пониманию базовых критериев позитивного и негативного, неизменно остающихся в цивилизационном развитии практически всех стран и воспринимаемых всеми людьми как незыблемое и обязательное к исполнению, или абсолютно неприемлемое, от чего необходимо отказаться. Изучение и восприятие древних истоков и богатого содержания разных цивилизаций помогает народам понимать друг друга, и, следовательно, примиряться с непохожестью соседей, помогает прощать ошибки и радоваться успехам. Существующее цивилизационное взаимопонимание очень далеко от совершенства и имеет слабую межгосударственную поддержку. Совместное построение сообщества единой судьбы человечества, выдвинутое председателем Си, это новая попытка построения совершенного общества, где все равны, все значимы и нацелены на совместное процветание. Идея совместного построения сообщества единой судьбы человечества сегодня довольно далека от перспективы своей реализации, но красива, а красота, как известно, спасет мир. Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться ее реализовать при должном участии всех стран и народов.

Си Цзиньпин отметил в письме: «История полностью доказала, что, пока мы сохраняем всеобъемлющую открытость и вовлеченность в общественные процессы, человеческая цивилизация способна продолжать развиваться и процветать. Сегодня мир сталкивается с серьезными изменениями, невиданными за столетие. В нерешенных противоречиях и проблемах, стоящих перед человечеством, нам нужно опираться на материальную основу. Но чтобы преодолевать трудности уникальными средствами, нам также нужно полагаться на силу духа, искренность и праведность». Расскажите, пожалуйста, о роли этого понятия цивилизации в нынешней неспокойной международной обстановке.

Оторванность какой-либо цивилизации от вовлеченности в процесс мирового развития негативно сказывается на этой цивилизации. История это полностью доказывает. Полноценное развитие и процветание возможны лишь при всеобъемлющей открытости и вовлеченности в общественные процессы. Сегодня из-за обострения экономических и политических разногласий и проблем, стоящих перед человечеством, цивилизации всего мира подвергаются огромной опасности, нарастают конфликты и вооруженные столкновения. Гармоничное развитие любой страны подразумевает ее материальное и духовное развитие. Экономическое развитие любой цивилизации основано на материальном обеспечении ее экономических интересов. Пренебрежение экономическими интересами соседей и раньше, и сейчас приводило и приводит к войнам. Однако сегодняшняя практика показывает, что и пренебрежение духовными ценностями соседних цивилизаций приводит резкому обострению противоречий, полному отказу в праве на существование этим ценностям и, как следствие, этим цивилизациям, что тоже заканчивается войной. Постижение духовных ценностей непохожих цивилизаций помогает найти точки соприкосновения и способно устранить непонимание и конфликты между ними. Таким образом возможно ликвидировать по крайней мере одну из причин конфликтов и войн и перейти к гармоничному развитию всего человечества. А чтобы понять соседей, надо изучать их, понимать их базовые духовные ценности.