Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024.
Корееведение. 2024. № 2(7). С. 5-13.
В кн.: Корея и корейцы: история и культура. Материалы 2-й международной конференции по корееведению Университета Пучон в Ташкенте. В 2-х частях.. Т. 1. Ташкент: Университет Пучон в Ташкенте, 2024. С. 130-143.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Публикация 05.04.2023 (краткое скомпилированные интервью на русском языке)
Самым большим духовным символом китайской цивилизации в представлении обычных россиян является почитание семейных ценностей и старших родственников. Вся жизнь китайцев выстраивается в системе благоденствия семьи. Россияне считают, что китайцы очень почитают старших и свято хранят память об усопших. В то же время стремятся продлить существование своей семьи, своей фамилии, поэтому стараются, чтобы в семье рождались мальчики. Если рассматривать духовные религиозные и философские символы, то кроме слов «буддизм», «даосизм» и «конфуцианство» среднестатистический россиянин мало что вспомнит. При этом сами эти понятия кроме специалистов, изучающих данные вопросы, мало кто способен растолковать хотя бы парой предложений. Более-менее известны такие понятия как У-шу и гимнастика тайцзицюань, что было привнесено с просмотром фильмов про единоборства, модных в начале 90-х годов 20 века. Многие знают, что китайцы пишут не так, как европейцы, они используют иероглифы, поэтому встреча с россиянином, который может прочесть китайские иероглифы, до сих пор вызывает восторг у обычных российских людей. Встречаются россияне, могущие сказать два-три предложения про китайскую живопись в стиле Гохуа и помнящие про Пекинскую оперу. Гораздо больше россиян помнят про то, что в Китае были изобретены бумага, порох и компас, потому что об этом писалось в советских и российских учебниках по истории и географии и гораздо меньше людей знают про изобретение книгопечатания: об этом очень мало упоминаний в российских книгах. Великая китайская стена, пожалуй, самое известное для россиян сооружение Китая, из-за ее частого упоминания в различных наших печатных и киноисточниках. Те, кто регулярно смотрит международные спортивные соревнования, знают, что китайские спортсмены сильны в гимнастике, фигурном катании, плавании и прыжках в воду. Последние годы популярным становится китайский календарь двенадцати животных, символы которых все чаще встречаются в новый год в семьях россиян. Но сам праздник Чуньцзе россияне практически не празднуют, кроме специалистов – китаистов и студентов, изучающих Китай. На бытовом уровне россияне считают, что китайцы очень трудолюбивые, очень шумные и очень стараются обратить все к своей выгоде. Скорее всего такое восприятие основывается на общение с китайскими туристами, приезжающими в Россию.
Проблемы познания духовных символов китайской цивилизации заключаются прежде всего в огромном языковом различии между россиянами и китайцами. Даже российские студенты, изучающие китайский язык, при необходимости обратиться по какому-либо вопросу к поисковой системе, прежде всего пользуются Гугл, потом уже Байду, а про существование поисковых систем Соху и Согоу практически никто не слышал, не то, что пользовался. Рестораны китайской кухни, которые обильно распространены в Европе и США, в европейской части России практически отсутствуют. Мне кажется, что это происходит прежде всего из-за дороговизны блюд. Во всем мире китайская кухня дешевая и вкусная, в России вкусная, но дорогая. Причин может быть много: дорогая аренда, плохая логистика, но в результате нет клиентов и рестораны только открывшись практически сразу закрываются. Даже в Москве их сейчас – по пальцам перечесть. Но самый известный – ресторан «Дружба». Это символ Китая в Москве. Второй символ – гостиница Пекин, хотя, как москвич, я давно уже там не был. Две панды в московском зоопарке – Диндин и Жуи – любимые животные, действительно, посланцы дружбы. Их любят все. И они конечно служат обычным россиянам напоминанием о Китае – хорошим и добрым напоминанием. Современный Китай у россиян ассоциируется с бурным экономическим ростом, электронными гаджетами, автомобилями и скоростными поездами с одной стороны, и проблемами с загрязнением окружающей среды, с другой. Некоторым нравятся современные китайские сериалы и китайская музыка, кто-то интересуется китайской поэзией, но, если сравнить с численностью населения России, этот интерес будет на уровне статистической погрешности.
Мне кажется, что самым ценным духовным символом китайской цивилизации в современном мире может стать сохранение традиционных семейных ценностей, уважение и почтение к старшим, стремление обезопасить и обеспечить достойную жизнь для родственников, создать благоприятные условия для детей. Это естественные ценности, они просты и понятны людям во всем мире, они вызывают уважение, спокойствие в восприятии, неконфликтность и желание следовать им.
О концепции «сообщества единой судьбы человечества» из обычных россиян практически никто ничего не знает. Вполне возможно, что сейчас у всех россиян есть более насущные вопросы, которые необходимо решать, поэтому и в СМИ, и на бытовом уровне, эта концепция никак не обсуждается. Концепция поддерживает общечеловеческие ценности и вполне достойна внимательного изучения, но сейчас ее трудно будет выдвинуть на передний план, пока что она остается во внимании лишь специалистов.
Система духовно-нравственных ценностей в России опирается на человеколюбие, стремление к справедливости, сохранение чести, совести, личного достоинства, веру в добро и стремление к исполнению обязательств перед семьей и отечеством. Во многом это совпадает с духовно-нравственными ценностями сформированными в китайском обществе. В Китае сейчас все больше внимания уделяется экономическому благосостоянию. Жить скромно и бедно становится все более отсталым понятием. Особенно среди молодежи. С одной стороны нет ничего плохого в достойной жизни в достатке, но это не должно становиться единственной ценностью в обществе. Точно также и в России. На самом деле на уровне нравственного восприятия у россиян и у китайцев много общего, на чем можно и нужно выстраивать прочные и долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Публикация 22.02.2023 (краткое скомпилированные интервью на китайском языке)
То, что глава государства лично способствует обменам и взаимному обучению между странами имеет очень важное значение. При должном внимании руководителя вопрос взаимного обучения и восприятия между разными странами и народами, естественно, будет более активно продвигаться в обществе. Но нужна еще и вторая составляющая – интерес самих стран и народов к изучению цивилизаций других регионов. Тогда это будет улица с двусторонним движением, более интенсивным и результативным. Интерес можно и нужно воспитывать и поддерживать и вот тут внимание руководителя совершенно необходимо. Обмены между различными странами и поездки людей, несомненно, способствуют развитию интереса, а вот интенсивность этих обменов как раз и зависит от руководства.
Изучение цивилизационного развития разных стран и регионов способствует критическому восприятию многогранного мира, анализу позитивного и негативного в истории стран и народов, пониманию того, что не все непохожее и непривычное у других надо считать негативным и неприемлемым для себя. Вместе с тем, можно прийти к пониманию базовых критериев позитивного и негативного, неизменно остающихся в цивилизационном развитии практически всех стран и воспринимаемых всеми людьми как незыблемое и обязательное к исполнению, или абсолютно неприемлемое, от чего необходимо отказаться. Изучение и восприятие древних истоков и богатого содержания разных цивилизаций помогает народам понимать друг друга, и, следовательно, примиряться с непохожестью соседей, помогает прощать ошибки и радоваться успехам. Существующее цивилизационное взаимопонимание очень далеко от совершенства и имеет слабую межгосударственную поддержку. Совместное построение сообщества единой судьбы человечества, выдвинутое председателем Си, это новая попытка построения совершенного общества, где все равны, все значимы и нацелены на совместное процветание. Идея совместного построения сообщества единой судьбы человечества сегодня довольно далека от перспективы своей реализации, но красива, а красота, как известно, спасет мир. Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться ее реализовать при должном участии всех стран и народов.
Оторванность какой-либо цивилизации от вовлеченности в процесс мирового развития негативно сказывается на этой цивилизации. История это полностью доказывает. Полноценное развитие и процветание возможны лишь при всеобъемлющей открытости и вовлеченности в общественные процессы. Сегодня из-за обострения экономических и политических разногласий и проблем, стоящих перед человечеством, цивилизации всего мира подвергаются огромной опасности, нарастают конфликты и вооруженные столкновения. Гармоничное развитие любой страны подразумевает ее материальное и духовное развитие. Экономическое развитие любой цивилизации основано на материальном обеспечении ее экономических интересов. Пренебрежение экономическими интересами соседей и раньше, и сейчас приводило и приводит к войнам. Однако сегодняшняя практика показывает, что и пренебрежение духовными ценностями соседних цивилизаций приводит резкому обострению противоречий, полному отказу в праве на существование этим ценностям и, как следствие, этим цивилизациям, что тоже заканчивается войной. Постижение духовных ценностей непохожих цивилизаций помогает найти точки соприкосновения и способно устранить непонимание и конфликты между ними. Таким образом возможно ликвидировать по крайней мере одну из причин конфликтов и войн и перейти к гармоничному развитию всего человечества. А чтобы понять соседей, надо изучать их, понимать их базовые духовные ценности.