Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Гершман М. А., Брамбила Мартинес Ф. Х., Бредихин С. В. и др.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2025. Т. 17. № 2. С. 92-108.
Ульянов М. Ю., Ефименко М. В., Попова Г. С. и др.
В кн.: Древнекитайские эпиграфические памятники (XIII - III вв. до н.э.) : Сборник статей. Труды Межинститутского семинара "Синологическая среда". Вып. 1. М.: Наука, Восточная литература, 2024. С. 26-31.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Позднеантичный период рассматривается в мировой науке как отдельная эпоха в истории Римской империи и сопредельных стран уже с середины 1980-х гг., благодаря работам Питера Брауна, его коллег и учеников. Однако в российской исторической науке этот термин ещё не прижился полностью, а временные и пространственные границы эпохи «Поздней античности» до сих пор не стали предметом консенсуса. Организаторы конференции предложили участникам обсудить вопрос о временных и пространственных границах, что и было сделано на пленарных заседаниях и в рамках тематических секций, посвященных политической, социальной, церковной и военной истории, истории идей и понятий, различным жанрам исторических источников Запада и Востока (от агиографических произведений до эпиграфических памятников и эпиграмм).
Доклад А. А. Рогожиной «Восприятие и описания «язычества» в коптском Египте» был посвящен описаниям «языческих» верований и практик в коптской мартирологической литературе. «Язычество», под которым коптские авторы понимают самые разные верования и религиозные традиции – от традиционных греко-римских культов Аполлона или Артемиды до чисто египетских культов священных быков Аписа – предстает перед читателями или, скорее, слушателями этих разнообразных текстов как главный антагонист и гонитель христианской веры. Коптская агиография не жалеет красок для описания демонической сути язычества (веры «эллинов») и в своих нарративах соединяет воедино как реально существовавшие магические практики, так и очевидно выдуманные сюжеты и фигуры. В докладе были рассмотрены основные черты описаний «язычества» в коптской литературе, тенденции и приёмы авторов, используемые для создания обобщенного образа языческой веры, а также реальные прототипы тех или иных практик или традиций периода поздней античности, которые были использованы христианскими писателями Египта.