• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместителя руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Выступление доцента А.А. Рогожиной на конференции «Закат древнего мира»

I Всероссийская конференция с международным участием «Закат Древнего мира» состоялась 28-30 сентября 2023 г. в ИВИ РАН и РГГУ и собрала историков, археологов, филологов, специалистов по праву, занимающихся изучением эпохи поздней античности, иногда называемой временем заката Римской империи. В конференции приняла участие доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока). 

Позднеантичный период рассматривается в мировой науке как отдельная эпоха в истории Римской империи и сопредельных стран уже с середины 1980-х гг., благодаря работам Питера Брауна, его коллег и учеников. Однако в российской исторической науке этот термин ещё не прижился полностью, а временные и пространственные границы эпохи «Поздней античности» до сих пор не стали предметом консенсуса. Организаторы конференции предложили участникам обсудить вопрос о временных и пространственных границах, что и было сделано на пленарных заседаниях и в рамках тематических секций, посвященных политической, социальной, церковной и военной истории, истории идей и понятий, различным жанрам исторических источников Запада и Востока (от агиографических произведений до эпиграфических памятников и эпиграмм).

Доклад А. А. Рогожиной «Восприятие и описания «язычества» в коптском Египте» был посвящен описаниям «языческих» верований и практик в коптской мартирологической литературе. «Язычество», под которым коптские авторы понимают самые разные верования и религиозные традиции – от традиционных греко-римских культов Аполлона или Артемиды до чисто египетских культов священных быков Аписа – предстает перед читателями или, скорее, слушателями этих разнообразных текстов как главный антагонист и гонитель христианской веры. Коптская агиография не жалеет красок для описания демонической сути язычества (веры «эллинов») и в своих нарративах соединяет воедино как реально существовавшие магические практики, так и очевидно выдуманные сюжеты и фигуры. В докладе были рассмотрены основные черты описаний «язычества» в коптской литературе, тенденции и приёмы авторов, используемые для создания обобщенного образа языческой веры, а также реальные прототипы тех или иных практик или традиций периода поздней античности, которые были использованы христианскими писателями Египта.