Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Сизова А. А., Чэнь Ф., Чжу Ч. и др.
М.: Просвещение, 2024.
Коротаев А. В., Мусиева Дж. М., Жданов А. И.
Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Т. 27. № 3. С. 106-145.
В кн.: Корея открывает для себя мир: глобальные и локальные вызовы (конец XIX — середина XX века). М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2024. С. 80-102.
Korotayev A., Ustyuzhanin V., Grinin L. E. et al.
. . ResearchGate, 2024
Позднеантичный период рассматривается в мировой науке как отдельная эпоха в истории Римской империи и сопредельных стран уже с середины 1980-х гг., благодаря работам Питера Брауна, его коллег и учеников. Однако в российской исторической науке этот термин ещё не прижился полностью, а временные и пространственные границы эпохи «Поздней античности» до сих пор не стали предметом консенсуса. Организаторы конференции предложили участникам обсудить вопрос о временных и пространственных границах, что и было сделано на пленарных заседаниях и в рамках тематических секций, посвященных политической, социальной, церковной и военной истории, истории идей и понятий, различным жанрам исторических источников Запада и Востока (от агиографических произведений до эпиграфических памятников и эпиграмм).
Доклад А. А. Рогожиной «Восприятие и описания «язычества» в коптском Египте» был посвящен описаниям «языческих» верований и практик в коптской мартирологической литературе. «Язычество», под которым коптские авторы понимают самые разные верования и религиозные традиции – от традиционных греко-римских культов Аполлона или Артемиды до чисто египетских культов священных быков Аписа – предстает перед читателями или, скорее, слушателями этих разнообразных текстов как главный антагонист и гонитель христианской веры. Коптская агиография не жалеет красок для описания демонической сути язычества (веры «эллинов») и в своих нарративах соединяет воедино как реально существовавшие магические практики, так и очевидно выдуманные сюжеты и фигуры. В докладе были рассмотрены основные черты описаний «язычества» в коптской литературе, тенденции и приёмы авторов, используемые для создания обобщенного образа языческой веры, а также реальные прототипы тех или иных практик или традиций периода поздней античности, которые были использованы христианскими писателями Египта.