• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Школы востоковедения Зелтынь Лариса Альбертовна
Заместитель руководителя Сизова Александра Александровна
Помощник руководителя, проектный менеджер программы Лесман Майя Александровна

Наши партнеры

Статья
Ранние попытки создания корейского дипломатического представительства в Европе в конце XIX в.
В печати

Гришина Д. Е.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2025. Т. 17. № 2. С. 92-108.

Глава в книге
О содержании сборника и влиянии трудов и идей В.М. Крюкова

Ульянов М. Ю., Ефименко М. В., Попова Г. С. и др.

В кн.: Древнекитайские эпиграфические памятники (XIII - III вв. до н.э.) : Сборник статей. Труды Межинститутского семинара "Синологическая среда". Вып. 1. М.: Наука, Восточная литература, 2024. С. 26-31.

Выступление доцента А.А. Рогожиной на конференции «Закат древнего мира»

I Всероссийская конференция с международным участием «Закат Древнего мира» состоялась 28-30 сентября 2023 г. в ИВИ РАН и РГГУ и собрала историков, археологов, филологов, специалистов по праву, занимающихся изучением эпохи поздней античности, иногда называемой временем заката Римской империи. В конференции приняла участие доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ А.А. Рогожина (секция исследований Ближнего Востока). 

Позднеантичный период рассматривается в мировой науке как отдельная эпоха в истории Римской империи и сопредельных стран уже с середины 1980-х гг., благодаря работам Питера Брауна, его коллег и учеников. Однако в российской исторической науке этот термин ещё не прижился полностью, а временные и пространственные границы эпохи «Поздней античности» до сих пор не стали предметом консенсуса. Организаторы конференции предложили участникам обсудить вопрос о временных и пространственных границах, что и было сделано на пленарных заседаниях и в рамках тематических секций, посвященных политической, социальной, церковной и военной истории, истории идей и понятий, различным жанрам исторических источников Запада и Востока (от агиографических произведений до эпиграфических памятников и эпиграмм).

Доклад А. А. Рогожиной «Восприятие и описания «язычества» в коптском Египте» был посвящен описаниям «языческих» верований и практик в коптской мартирологической литературе. «Язычество», под которым коптские авторы понимают самые разные верования и религиозные традиции – от традиционных греко-римских культов Аполлона или Артемиды до чисто египетских культов священных быков Аписа – предстает перед читателями или, скорее, слушателями этих разнообразных текстов как главный антагонист и гонитель христианской веры. Коптская агиография не жалеет красок для описания демонической сути язычества (веры «эллинов») и в своих нарративах соединяет воедино как реально существовавшие магические практики, так и очевидно выдуманные сюжеты и фигуры. В докладе были рассмотрены основные черты описаний «язычества» в коптской литературе, тенденции и приёмы авторов, используемые для создания обобщенного образа языческой веры, а также реальные прототипы тех или иных практик или традиций периода поздней античности, которые были использованы христианскими писателями Египта.