Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785
Email: sas@hse.ru
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Российское китаеведение. 2024. № 4. С. 1-15.
Kashin V., Yankova A., Kondakova K.
In bk.: The Oxford Handbook of Geoeconomics and Economic Statecraft. Oxford: Oxford University Press, 2024.
Поездка была задумана как практическая часть научно-исследовательского семинара «Источниковедение ислама», который студенты-арабисты 2 курса осваивают в 3-4 модулях этого учебного года. Идея заключалась в том, чтобы осмотреть основные исторические места, связанные с исламом, в Касимовском районе, и применить знания арабского языка для дешифровки мусульманских памятников.
Поездка была короткая, но очень насыщенная. В субботу 12 мая осмотрели две мечети – Ханскую (XVIII -XIX веков и минарет XVI века) и Новую (начало ХХ века); старое татарское кладбище, а также внешний вид двух мавозлеев (текие) Шах-Али-хана (XVI век) и Мухаммад-Авган-хана (XVII век). В воскресенье 13 мая съездили в соседние с Касимовым сёла – Подлипки и Болотцы; в первом осмотрели внешний вид деревянной мечети (XIX век), а во втором – кирпичное здание бывшей татарской школы для девочек (XIX век). Практически на всех мусульманских достопримечательностях обнаружили надписи на арабице, которые были сфотографированы для дальнейшей работы и дешифровки. В последние часы поездки удалось побеседовать с имамом-хатыбом Новой мечети города Касимова Муратом Кураевым, который рассказал о состоянии мусульманской общины города.
Касимов – удивительное место в Центральной России, где Восток пересекается с Западом, а ислам – с христианством. Обе культуры сосуществуют мирно, а культурное наследие бережно охраняется и восстанавливается. И столько еще мест остается неисследованными! Вероятно, что эта поездка по малоизвестным мусульманским достопримечательностям Центральной России будет далеко не последней.
Полевую практику для арабистов-исламистов (фраза избитая, но так нас называют, увы, все) можно проводить в любом месте. Будь то занесённая песками Саудовская Аравия или горные хребты в Йемене, будь то далёкие фазенды Мавритании или лазурные берега Коморских островов. В нашем случае изучать исламский мир пришлось посреди залитых солнцем есенинских березняков, на высоких холмах над Окой, в окружении майских жуков, злобных несушек-бройлеров и печёных «глаз мулаток» (название татарского блюда в местном кафе).
Даже в таких необычных условиях можно выполнить все обязательные для арабистов пункты - пообщаться с имамом и поковыряться в архивах, поскакать по минарету, разозлить коров, расшифровать (хотя бы на 1/10) древнюю надпись на могильной плите, тайком пялиться в окошко медресе для девочек, старательно трястись на убитых людьми и забытых Богом дорогах в "пазике", насквозь пропитаться песком, которым так богата Мещёра и, главное, найти здание потенциального корпуса будущего Касимовского Арабистического Кампуса ВШЭ. Поездка прошла на "ура", за что огромное спасибо всем причастным!
Поехать в мае в Касимов (Рязанская область) нам предложила преподаватель Школы востоковедения Ирина Алексеевна Царегородцева. Мы примерно за месяц узнали о возможности отправиться в город, который с XV по XVII вв. был столицей Касимовского ханства, и почти сразу вместе с другими участниками поездки стали прорабатывать план. В итоге он получился очень насыщенным, так как мы планировали остановиться в Касимове не больше, чем на две ночи. Мы выехали в субботу рано утром и после долгой (из-за пробок) дороги к обеду приехали на Касимовский автовокзал. Разместившись в гостинице, мы, несколько студентов, а также наши преподаватели – Валерий Анатольевич Матросов, Анна Алексеевна Рогожина и Ирина Алексеевна Царегородцева, начали осмотр города. В первую очередь мы отправились к Ханской мечети – зданию с минаретом XVI в. Внутри мечети находится маленький музей, где можно узнать о развитии ислама в Касимовском ханстве. Было интересно подняться и на сам минарет, с которого открывается отличный круговой обзор на Касимов и окрестности города. Рядом с мечетью был небольшой мавзолей хана Шах-Али, который, к сожалению, был огорожен забором и закрыт для посетителей. Мы продолжили наш путь вдоль р. Оки и отправились к мавзолею султана Авган-Мухаммада. Эта древняя усыпальница XVII в. расположена довольно далеко от города, и, возможно, по этой причине она находится не в лучшем состоянии: вход для туристов, конечно, закрыт, окна заколочены металлическими панелями, а на двери - большой железный замок. В этот день мы прошли пешком путь в 20 километров и точно были довольны Касимовым.
На второй день с самого утра мы отправились в соседнюю деревню Подлипки, где находится Соборная мечеть. К сожалению, внутрь мечети попасть нам не удалось (вероятно, она открыта лишь по пятницам), но по ее внешнему виду было ясно, что имам и прихожане держат здание и участок в порядке, и это не могло не радовать участников поездки. Потом, после посещения еще одной татарской постройки в другом селе, мы поехали осматривать Новую мечеть в Касимове. Она была построена в XX веке,и неплохо сохранилась и по сей день. Там нас встретил местный имам, который, узнав, что мы востоковеды и приехали из Москвы, с удовольствием рассказал нам о судьбе мечети и о мусульманской диаспоре Касимова. Мы закончили нашу поездку в одном из местных кафе, пробуя татарские блюда (удивленные огромными порциями) и слушая татарскую музыку.
Касимов – город с интересной историей и очень приветливыми жителями. Я уверен, что каждый, кто приедет сюда, найдет что-то, что запомнится ему надолго.
Идея посетить Касимов, предложенная И.А. Царегородцевой в ходе наших занятий по источниковедению ислама, сразу заинтересовала меня. Город на протяжении 200 лет являлся столицей Касимовского ханства в России. Что может быть лучше и полезней для будущего специалиста-арабиста, который как никто другой должен разбираться в вопросах исламской культуры как на территории Ближнего Востока, так и в более знакомой для него Европейской части мира, как не практическое ознакомление с мусульманской культурой в ближайшей к Москве Рязанской области? Именно такие мысли зародились у меня в голове, когда я впервые услышал о возможности нашего выезда в город Касимов.
Вот и настал тот день, когда мы небольшой группой отправились в это увлекательное путешествие. Остановившись в центральной части города, естественно, первое с чем мы столкнулись - это бытовая жизнь современных жителей города Касимов. Повсеместно, можно встретить отсылки к татарской культуре, местные жители с радостью могут рассказать вам про бытовавший уклад жизни при Касимовском ханстве. Однако в городе и ближайших деревнях вы с большой вероятностью не встретите самих татар: к сожалению, сейчас там их практически не осталось. Но это совершенно не является поводом унывать! Большое количество архитектурных сооружений, памятников, пропитанных духом татарской культуры, смогли украсить нашу поездку самими яркими впечатлениями. Наиболее запоминающимся моментом для меня остался разговор с местным имамом действующей городской мечети, случившийся в последние часы перед нашим возвращением домой. Хотя мы и провели два дня постоянно осматривая местные достопримечательности, этот разговор показал, что это далеко не все, что можно посмотреть и исследовать в Касимове. Татарские кладбища, фамильные склепы знатных татар, а также отдельные сооружения, сохранившееся вне города - вот то немногое, что можно часами напролет изучать, используя знания как арабского языка, так и методологию исламоведения. А если вернуться к мечетям и православным храмам, количество которых, не смотря на достаточно продолжительный татаро-исламский период, не может не удивить, то представляется возможным также рассмотреть область пересечения двух культур. Другими словами, в Касимове, с точки зрения практико-исследовательских задач, можно находится неделями, а может и месяцами.
Несомненно, о впечатлениях и опыте, полученных после нашей поездки, можно говорить куда продолжительней, но я бы хотел выделить тот факт, что благодаря нашим преподавателям ближневосточной секции Школы востоковедения этот выезд получился весьма насыщенным, плодотворным и увлекательным!
Фото: Царегородцева И.А., Матросов В.А., Ганжа Н.