• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр.5

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *22785

Email: sas@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Хохлова Елена Анатольевна
Помощник руководителя по учебно-методической работе Бакланова Мария Алексеевна
Книга
Жизни и судьбы первых китайских коммунистов (к 100-летию создания Коммунистической партии Китая)
В печати

Аринчева Д. А., Панцов А. В.

М.: Учреждение Российской академии наук Институт Дальнего Востока РАН, 2021.

Глава в книге
Когнитивная модель предикативного ядра в японском предложении: особенности представления на начальном и среднем этапах обучения

Стрижак У. П.

В кн.: Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Сборник материалов III Межвузовской научно-практической конференции. М.: МГИМО-Университет, 2020. С. 63-68.

Неделя арабского языка

В Школе востоковедения НИУ ВШЭ прошла серия мероприятий, посвященных арабскому языку.  Рассказываем коротко о самом интересном за прошедшую неделю.

Традиция отмечать Всемирный день арабского языка (18 декабря) живет в Школе востоковедения уже давно. Несколько лет подряд студенты и преподаватели научно-образовательной секции исследований стран Ближнего Востока Школы востоковедения устраивают в этот день Вечер арабской поэзии. В этом, во многих отношениях особенном, 2020 году к празднованию Всемирного дня арабского языка приурочена целая серия мероприятий, проходивших при поддержке Миссии Лиги Арабских Государств в Москве и Бюро культуры посольства Арабской Республики Египет в Москве. 

День первый: арабские переводы Библии 

Неделю арабского языка открыл Ронни Волланд (Ronny Vollandt) – профессор иудаики Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана (Германия). Он рассказал участникам встречи об истории переводов Библии на арабский язык; о самых известных списках арабской Библии; о разнообразных почерках, которые использовали переводчики Библии (от иудео-арабского до гаршуни и т.д.), а также о том, как учёные находили и классифицировали разные версии переводов. В конце выступления профессор Волланд познакомил гостей Школы востоковедения с крупным исследовательским проектом «Biblia Arabica» (https://biblia-arabica.com), участником которого он является. 

Анна Перезолова, студентка 4 курса ОП «Востоковедение»: «Замечательно, что ученые-гуманитарии сейчас активно привлекают современные технологии. Лекция профессора Волланда меня очень вдохновила. Его исследования наглядно демонстрируют, что сравнительное религиоведение – перспективная и активно развивающаяся сфера науки». 

День второй: доисламская и современная арабская поэзия 

Вечер арабской поэзии в Школе востоковедения – неотъемлемая часть празднования Всемирного дня арабского языка – в этом году состоялся в расширенном составе и привлек участников других факультетов ВШЭ, а также МГИМО и учащихся Лицея ВШЭ. Подробнее о мероприятии – в отдельном отчете на сайте Школы востоковедения

Малик Мусли, заместитель главы Миссии Лиги Арабских Государства в Москве: «Я был очень рад принять участие в Вечере арабской поэзии в рамках Недели арабского языка в Школе Востоковедения НИУ ВШЭ, поскольку сам являюсь любителем арабской поэзии. Меня впечатлил уровень знаний арабского языка у студентов и их способности в чтении стихов и арабских пословиц. Желаем вам и дальше двигаться в том же направлении, мы со своей стороны всегда будем рады поддержать ваши начинания в будущих мероприятиях подобного рода». 

Мустафа Ораби, преподаватель арабского языка для иностранных студентов Каирского университета (Египет) и член жюри Вечера арабской поэзии: «Студенты-участники конкурса произвели прекрасное впечатление: они продемонстрировали высокий уровень языковой и культуроведческой подготовки».

День третий: арабские рукописи Средневековья 

Арабские средневековые рукописи - непростой источник, приступить к работе с ними решится далеко не каждый. Между тем, рукописи хранят в себе настоящий кладезь знаний, и открыть его посчастливится самым упорным. Во время мастер-класса под руководством кандидата исторических наук и доцента Школы исторических наук Алексея Владимировича Муравьева гости Школы востоковедения узнали об основных почерках, на которых писались средневековые арабские рукописи, и о принципах работы с рукописными текстами, а также попробовали прочесть фрагмент Бирмингемской рукописи Корана и фрагмент рукописи, написанной в стиле гаршуни.  

Михаил Паленко, независимый исследователь: «Чувствуется, что Алексей Владимирович безумно влюблен в арабские рукописи. Сила этой любви заставляет и нас полюбить каждое слово, бережно переданное их составителями. Порой рукописи проходят через почти интуитивную дешифровку, которая кажется невозможной без скрытого диалога с их далекими и уже близкими нам авторами». 

День четвертый: доисламские корни слов в современном арабском языке 

Лекция Анны Григорьевны Беловой, доктора филологических наук и главного научного сотрудника Отдела языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН, была посвящена вопросам функционирования в современном арабском языке древнеарабской лексики. Анна Григорьевна поделилась с гостями Школы востоковедения результатами своих последних научных изысканий о том, как изменялось с течением веков значение арабских слов (преимущественно, глаголов), относящихся к древнейшей лексике и обозначавших базовые понятия в жизни народов Аравийского полуострова. Сложные вопросы арабской лексикологии было легко воспринимать благодаря увлекательному рассказу Анны Григорьевны.  

А вы знаете, что означает название реки Иордан? Об этом и многом другом предлагаем послушать в записи лекции. 

Мухаммад Джумаа, редактор информагентства «Спутник» и приглашенный преподаватель Школы востоковедения: «Я имел честь участвовать в этом грандиозном празднике, организованном Высшей школой экономики по случаю Всемирного дня арабского языка. В течение целой недели проходили мероприятия, где арабский язык был в центре внимания. Большое спасибо Школе востоковедения за ту огромную образовательную и культурную ответственность, которую она взяла на себя в проведении этого праздника». 

День пятый: арабская диалектология 

Этот день, совпавший с датой Всемирного дня арабского языка, был посвящен одной из основных тем арабистики – роли диалектов в современном арабском мире и их соотношению с языком Корана и литературным арабским языком. 

Лекция Веры Львовны Цукановой, лингвиста, научного сотрудника кафедры семитологии Центра ближневосточных исследований Марбургского университета (Германия), была посвящена диалектным формам арабских глаголов, которые не имеют аналогов ни в классическом, ни в современном литературном арабском языке и даже иногда вызывают удивление у носителей других диалектов. По словам Веры Львовны, необычные с точки зрения истории арабского языка явления происходят не только на периферии – в Мавритании, Нигерии, на Мальте, но и в самом центре арабского мира, например, на Аравийском полуострове. Интересные примеры необычных глаголов из египетского и сирийского диалектов привели и участники встречи, преподаватели Школы востоковедения – Рами Эль-Кальюби и Мухаммад Джумаа


А вы знаете, чем похожи диалекты двух удаленных друг от друга регионов – Марокко и Омана? Об этом и многом другом предлагаем послушать в записи лекции

Штефан Прохаска, профессор Института востоковедения Венского университета (Австрия), начал свою лекцию о диалектах с развенчивания наиболее популярных мифов о соотношении арабских диалектов и литературного арабского языка. О версиях происхождения арабских диалектов, о закономерностях развития их грамматических систем и о том, что неправильно представлять диалекты как вульгаризированные формы арабского языка – смотрите и слушайте в записи лекции профессора Прохаски, одного из ведущих специалистов по арабской диалектологии. 

Алина Серебрякова, студентка 3 курса ОП «Востоковедение»: «Лекции, посвященные арабской диалектологии, представили нам, студентам, уникальный шанс узнать о различных диалектных формах арабских глаголов и их особенностях. Мое восхищение и уважение вызвали приглашенные специалисты – Вера Львовна Цуканова и Штефан Прохаска. Их профессионализм – это пример для меня, очень хотелось бы достичь такого же уровня в будущем». 

Анна Федичина, студентка 3 курса ОП «Востоковедение»: «Меня очень впечатлила лекция Веры Львовны о грамматических особенностях диалектов арабского языка, поскольку ее подход в изложении грамматического материала отличался от того похода, который используется в нашем вузе. Захотелось теперь прослушать полный курс по арабской диалектологии!»

Светлана Владимировна Полухина, старший преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный» НИУ МГСУ: «Здорово, что благодаря дистанционному формату можно было послушать зарубежных специалистов. Думаю, это интересно не только тем, кто начинает изучать арабский язык, но и опытным арабистам». 

День шестой: математическая гармония арабского языка 

В рамках мастер-класса, открытого для всех желающих, Лариса Альбертовна Чупрыгина, старший преподаватель Школы востоковедения, познакомила участников с уникальным характером литературного арабского языка, его правилами словообразования и словоизменения. Поскольку занятие было не только лекционным, но и учебным, участники мастер-класса получили домашнее задание – на основе полученных знаний самостоятельно образовать слова и построить из них предложение на арабском языке. В конце мастер-класса гости послушали, как звучат мелодичные голоса популярных арабских певцов. 

А вы уже знаете, что общего у арабского языка и математики? Если нет, ищите ответ в записи мастер-класса

Научно-образовательная секция исследований Ближнего Востока Школы востоковедения благодарит всех гостей, участников и спонсоров Недели арабского языка и еще раз поздравляет с общим праздником всех любителей арабского языка и арабской культуры!