• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востоковеды, зийараты и Дагестан: попытка номер два

В период с 29 апреля по 8 мая группа студентов-востоковедов под руководством старшего преподавателя Школы востоковедения НИУ ВШЭ Матросова В. А. и сотрудника Института славяноведения РАН Леонтьевой А. А. находилась во второй за последний календарный год научной экспедиции в Республике Дагестан.

Главной целью поездки, как и состоявшейся в июле-августе экспедиции под эгидой проекта «Открываем Россию заново», было выявление особенностей посещения зийаратов – мест поклонения представителей мусульманских общин, – и основных тенденций в воспроизведении традиций в регионе.

Перед началом экспедиции студенты ОП «Востоковедение» проходили интенсивную подготовку в рамках проекта «Прикладная текстология исламоведения»: учились дешифровать арабографичные рукописные тексты и эпиграфические памятники, изучали устойчивые религиозные клише, которые часто встречаются в речи и письменных памятниках в мусульманских регионах. Кроме того, студенты познакомились с основными подходами к изучению мусульманских сообществ, проживающих на территории России. Некоторые члены экспедиции приняли участие в подготовительном выезде в Касимов, в ходе которого были отработаны навыки общения с информантами и расшифровки арабской эпиграфики.

Полевые работы экспедиции открыла 30 апреля часть состава участников, направившихся на гору Джалган. Помимо остатков сасанидских стен и арабских поселений и некрополей, Джалган известен несколькими зийаратами, включая священную пещеру, родник и два погребальных сооружения. 1 мая, уже в полном составе, экспедиция побывала на зийаратах села Аглоби и Самурского леса, а на следующий день выехала в сторону Кайтагского и Дахадаевского районов Республики, где и прошла основная часть экспедиции. В последние дни поездки участникам также посчастливилось побывать в Буйнакске и окрестных сёлах (Чиркей, Верхнее и Нижнее Казанища) и сравнить впечатления от зийаратов даргинцев и кубачинцев с одной стороны, аварских и кумыкских – с другой.

Среди сложностей, с которыми столкнулась группа, неизменно первую строку занимают погодные условия (дожди, при переезде через горные хребты в сторону села Ицари Дахадаевского района – даже снега), вторую – спонтанно возникающие проблемы со здоровьем, а также сомнительные опции знакомства с местной фауной.

В целом, по итогам экспедиции продолжится работа над эпиграфикой Дагестана (по итогам прошлой поездки были разобраны и описаны около 30 настенных плит села Кубачи, заброшенных аулов Амузги и Кала-Корейш, сейчас к ним планируется добавить могильные памятники). Установлены новые (и укреплены старые) контакты с информантами из среды местных жителей, духовенства, интеллигенции, планируется расширение подготовки студентов ВШЭ к проведению качественных интервью в поле. Возможно дальнейшее исследование зийаратов этого района и публикаций ряда наблюдений и впечатлений от того, как с ними взаимодействует местное население.