• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто такой востоковед и чем занимается востоковедение

На дне открытых дверей онлайн 2 марта 2018 года на направлении «Востоковедение» Лицея НИУ ВШЭ профессор, д.и.н., руководитель Школы востоководения НИУ ВШЭ Алексей Александрович Маслов провёл вебинар «Кто такой востоковед и чем занимается востоковедение».

Видеозапись (скачать в формате mp4 1920x1080)

Начну я с некоторых цифр, которые сегодня я даже не успел обозначить в слайдах, но которые сам сегодня узнал.

Я сегодня узнал наконец, какой средний заработок имеют выпускники магистратуры. Высшая Школа Экономики провела опрос, и я сам с большим удивлением узнал, что средний заработок у востоковеда после магистратуры значительно выше, чем у выпускников по международным отношениям и другим гуманитарным наукам. Он составляет 91 тысячу рублей. Это прекрасный заработок. То есть это говорит о том, что современное востоковедение востребовано, оно даёт какие-то кадры. Откуда берутся эти кадры и чем мы вообще занимаемся под названием «востоковедение».

Итак, прежде всего, мы начнём с такой простой вещи, как «Что такое вообще востоковедение?» Есть сегодня остатки от старого востоковедения, которое существовало ещё 100-150 лет, когда изучали в основном восточные языки, культуру древности – это начиналось с египтологии, с изучения Месопотамии, и сегодня это тоже осталось. Сегодня небольшие группы востоковедов работают в такой сфере, при которой в дальнейшем работают в музеях, с рукописями, в научных заведениях – это такое старое востоковедение. Ещё раз говорю, оно интересное, но, конечно, оно уже стоит вне востоковедения в мире. Мы занимаемся, так называемым, комплексным востоковедением. Это значит, что мы изучаем весь набор наук в бакалавриате: от древности до современной истории, от религии до политики, для того чтобы понять, каким образом Восток, или Азия в частности, развивается на протяжении длительного горизонта времени. Потому что чтобы понять Китай, недостаточно просто взять и узнать какие-то цифры экономического развития. Например, чтобы нам сегодня понять, каким образом будет развиваться Китай через 5-10 лет, нам нужны не просто некие современные данные из газет, а нам нужно понять каким образом Китай вообще строил свою политику на протяжении столетий, тысячелетий, какая логика его развития, как он относился к варварам, как торговал, чем торговал, как вёл переговоры, потому что у страны была своя я судьба: он как-то воспитывался, обучался, у него были какие-то детские травмы – и это всё откладывает отпечаток на дальнейшую судьбу, на дальнейшее развитие. И в этом плане мы изучаем такое комплексное востоковедение.

Не только современность, не только древность, а на протяжении долгого времени, столетий, изучаем Восток. Это первый момент.

Второй момент, мы изучаем с разных сторон. Мы изучаем историю, антропологию, этнологию, экономику и много современных вопросов, например, политику, политические институты, то есть таким образом, чтобы востоковед был подготовлен.

И, соответственно, мы готовим два типа кадров, два типа людей: первые – это научные кадры, они идут в аналитику, в академию наук, они занимаются научным изучением Востока; и вторая группа – это практики. Они могут работать в учреждениях, на предприятиях, могут работать в торговле, в экономике. Это тоже современное востоковедение, которое показывает, как нам общаться с этими странами. И в этом плане нами разработана активная программа востоковедения в России и, безусловно, одна из самых эффективных и современных программ в Европе. А может быть даже и в мире. Почему мы так подошли? Посмотрите на Китай 10 лет назад, посмотрите на Арабский Восток 10 лет назад и вы увидите, что это совсем разные востоки. Кто ещё 20 или 30 лет назад мог предсказать, что Китай будет диктовать свои условия всему миру. Практически никто. И поэтому нельзя сегодня изучать тот Восток, который есть, методами, которые были 30 лет назад. И в этом плане меняется Восток, меняется его развитие. Мы постоянно подстраиваемся под изменяющуюся ситуацию.

И вот именно поэтому наша программа построена по комплексному принципу. Потому что, конечно, сегодня, например, в любой стране есть люди, которые представляют собой молодёжь, у них свои интересы, есть старики, у них свои интересы, и это самое главное – мы соответствуем современным тенденциям. Мы не стоим на месте. Это, пожалуй, самый главный плюс. Где вообще могут работать востоковеды? Прежде всего, большая часть людей у нас идёт работать в аналитические центры: при правительстве РФ, при различных предприятиях. Они обрабатывают информацию, смотрят, как развиваются страны Азии в области экономики, политики, социальные тенденции, переговоры между странами Азии и России – это, в общем, важное направление. Ещё большая часть идёт в научные учреждения. Кто-то работает в музеях, университетах, кого-то мы оставляем работать у нас, то есть это ещё одно направление. У нас очень много забирают людей, которые работают в государственных министерствах помощниками, в департаментах.

Целый ряд наших выпускников сегодня уже работает на уровне помощников министров, помощников губернаторов областей, то есть те, которые занимаются Азией непосредственно. Также забирают от нас выпускников, которые пишут статьи, анализируют развитие Китая, Японии, Кореи, Арабского региона, например, даже такие крупные СМИ как известные, наверное, вам ЛентаРу возглавляется нашим выпускником. Крупные компании в сфере бизнес, которые также принимают с удовольствием наших выпускников, потому что, как оказалось, просто так торговать с Китаем или Японией, не зная не только языка, но и не зная даже традиционных норм этикета и поведения: как сидеть, как стоять, как подавать визитную карточку, невозможно. Поэтому востоковед, то комплексное востоковедение, которое мы преподаём , оно востребовано от аналитики до политики, от бизнеса до научных исследований. И в этом плане можно заниматься в дальнейшем практически чем угодно, связанным с Востоком. Почему мы так построили программу? Здесь тоже есть одна особенность.

Как я уже сказал, Восток очень быстро меняется. 2 года, приблизительно, обучение в школе, 5 лет в бакалавриате (у нас пятилетний бакалавриат), 2 года в магистратуре – то есть пройдёт очень большое время. 9 лет, а то, может, 10 лет. Каким будет Восток через 10 лет? Как мы сегодня можем это предсказать? Какая профессия будет востребована? Может больше будут востребованы специалисты в юриспруденции с Азией, а может пойдёт вверх тенденция на изучение восточной медицины, может быть это будут экономисты, может быть менеджеры, может быть специалисты по трансграничным отношениям. Сегодня это сложно сказать. Мы сегодня должны сделать такую программу и так обучать наших студентов и лицеистов, чтобы подготовить их к будущему. Есть такое выражение называется future proof. Мы должны дать такой объём знаний, чтобы он был востребован через 10 лет, чтобы человек не остался без работы и чтобы он не искал, изучая, например, какой-нибудь особый древний язык, чтобы он через 10 лет не искал место, где бы ему применить свои знания. Плюс к этому, мы специально, чтобы сделать вот этот future proof, мы специально не даём только современность, потому что есть такие программы, которые занимаются только современным востоковедением. Конечно, это не востоковедение. Востоковедение начинается с истории, с культуры, потому что, зная только современность, вы не поймёте, как Восток развивается. В этом плане вы тоже будете future proof. 5 лет человек у нас обучается в бакалавриате, 3 года он сначала обучается у нас, на 4-ый едет в страну изучаемого языка, например, в Корею, в Японию, в Китай, а потом на 5-ый возвращается. Вот как раз на уровне бакалавриата мы даём основные знания, основные навыки. А потом человек, выпускник уже сам выбирает, в какую магистратуру пойти. В магистратуру по направлению востоковедения, а может продолжить, например, пойти, например, в магистратуру по юриспруденции или, наоборот, по истории, или по культурологии, или даже по археологии, потому что он уже обладает базовыми фундаментальными знаниями о Востоке, а в магистратуре уже специализация, профессия как таковая. Вы можете даже поехать, и это будет даже, может быть, правильно при магистратуре поехать, например в другую страну. Самое главное базовые знания вы получаете здесь, у нас. Вот приблизительно как обстоит, посмотрите, такая пирамида, сейчас мы называем «пирамида» современного востоковедения, с чего начинается изучение (зелёным выделено): это языковая подготовка. Мы преподаём и древние, и современные языки, мы преподаём и разговорные языки, и даже язык интернета, как общаться в чатах, например язык.

Второе, вторая ступенька – это изучение восточного общества, то что называется антропология, учение о людях в восточном обществе: культура, этнос, социальные традиции, пища, жилище, методы. Чуть выше – это история, искусство, государственно-политический строй, в древности и современности, общественная жизнь, причём тоже и в древности, и в современности. Например, как люди живут или как одеваются современные японские девушки: это тоже жизнь современного японского общества; о чём они думают, как они воспринимают действительность, какие идеалы имеют? А вот дальше изучается специализация, уже на уровне бакалавриата.

Изучают, так называемые, обязательные предметы для всех направлений. Они находятся сейчас слева от вас. Любой человек, поступая на 1 курс, изучает антропологию стран Востока, национальные и культурные традиции, язык, историю изучаемого региона, историю Азии, изучает абсолютно все. И в конце 1-ого курса сам поступающий делает выбор, на 2-ом курсе какую взять специализацию: социально-историческое развитие Азии, изучается общество, религия, культура и социально-экономическое развитие, где больший упор делается на экономику, предпринимательство, бизнес.

При этом все изучаемые предметы, помимо языка, все абсолютно изучают и общую экономику стран Востока, и политику стран Востока, и историю стран Востока, а вот курсы специализации составляют приблизительно 6 курсов уже на уровне бакалавриата можете выбрать, куда совершенствоваться. Почему мы так делаем? Дело в том, что в принципе, когда вы поступаете в университет, вы ещё на самом деле не знаете, что вас заинтересует, например, Китай, а не Арабский регион или наоборот, Ближний Восток, но не Япония – это вы можете знать.

А вот что вас будет больше интересовать: культура или религия, экономика или история вы можете и не знать. Поэтому мы шаг за шагом даём возможность выбора, самостоятельно выбрать, чем заниматься. Мы специально не нагружаем изначально студентов, например, изучайте только древний персидский язык, а вдруг это не понравится, а вдруг это не пойдёт в жизни, также как и изучайте только экономику. Посмотрите сами, подойдёт вам это или нет. Вот именно поэтому и была сделана наша лицейская программа, чтобы в лицее можно было сразу начать изучать Восток.

В чём суть программы? Наша главная задача – не именно учить на уровне лицея востоковедению, это невозможно, конечно, дать студентам, дать школьникам возможность посмотреть, а как вообще востоковедение выглядит, является ли тем, чем вам захочется также заниматься, или нет. И вот именно на уровне лицея, 9-11 классы, мы даём язык, в данном случае китайский, японский, арабский или корейский и несколько предметов. Во-первых, у нас есть предметы пребывания внутри лицея: каждый лицеист может выбрать некое направление: это история и культура Востока, общественно-политическое развитие Востока и классическое востоковедение преподаёт визуальное искусство Востока – вы сами выбираете, что вам нравится больше.

Помимо того, что вы изучаете в лицее, а в лицее вы в общем изучаете и другие предметы для школы, каждый день, точнее каждую неделю бывает факультетский день. Это день, когда вы приходите прямо к нам в здание Школы Востоковедения Высшей Школы Экономики, и там наши ведущие востоковеды читают курс, например, мы читаем введение в цивилизацию Востока и практикум общения на китайском, японском, арабском, корейском языке. Это для того, чтобы вы слушали современное востоковедение. Ну и помимо этого чтобы вы познакомились с Востоком, у вас есть ещё возможность поехать в летние школы. Мы делаем летние школы в Китае. Делаем специальные школы и в других странах, например, в этом году у нас проходит школы в Индонезии, на Бали, куда, собственно говоря, выезжают наши лицеисты.

Вот это как раз и есть, так называемый лицей, и в лицее вы для себя делаете выбор: хотите вы дальше заниматься востоковедением или нет. Дело в том, что восточный язык, даже тот, который вы изучаете в лицее, он вам все равно пригодится, я думаю. Вы можете захотеть быть востоковедом или не захотеть им быть, но вы, зная, например, китайский язык, в дальнейшем займётесь, ну например, китайской медициной и поступите в Ките обучаться китайской медицине в китайский ВУЗ. Зная, например, японский язык, вы сможете обучаться в Японии, то есть это в любом случае хорошая подготовка на уровне лицея. И в этом плане это может быть ещё и одна из самых интересных профессий, когда вы занимаетесь Востоком и исследуете Азию. И лицей в этом плане прекрасная школа, для того чтобы понять, хотите ли вы в дальнейшем связать свою жизнь с Востоком или нет. Вот именно так построена наша лицейская программа.

Перед тем, как ответить на вопросы, вы можете задавать их в чате, я хочу напомнить, что 5 марта у нас будет ещё одна презентация, посмотрите на нашем сайте Школы Востоковедения. Если есть какие-то вопросы, пишите, мы сразу ответим, объясним вам, как лучше всего обучать, в дальнейшем строить свою карьеру, так что, пожалуйста, задавайте вопросы, я сейчас на них отвечу. Пишите в чате.

Вопросы

Получают ли выпускники Лицея какого-либо рода бонусы при обучении в Школе Востоковедения?
У них есть 2 бонуса в Школе. Первый бонус: если лицеисты хорошо обучаются на языке, они попадают не в начальную группу, а в продолжающую. Это первое, то есть они будут немного лучше знать язык. Второй момент – это то что лицеисты готовятся в том числе и по программе, и по вопросам, которые будут выноситься на олимпиады, поступать по олимпиаде, то есть выполняя эти олимпиадные задания. Вы знаете, что можно по ЕГЭ поступить или по олимпиаде. Вот мы проводим всероссийскую олимпиаду по востоковедению, можно сдавать. Обучение в лицее вообще бесплатное, а скидки для лицеистов они точно такие же как и для всех остальных, я напомню, что в Вышке очень большие скидки, если вы не добираете какое-то количество баллов. Если не ошибаюсь, там по таблице если вы не добираете 20 баллов до проходного балла, вы платите лишь всего 30% от суммы и так далее. В основном это люди, которые хорошо подготовлены. Конечно, вы можете выбрать 2 языка.

Можно ли выбрать 2 языка, корейский и японский?
Да, можно выбрать 2 языка, смежные и схожие. Если же вы, вы ещё можете взять общеуниверситетский факультатив – это те языки, которые можно изучать дополнительно. Вот, например, это у нас иврит или фарси, персидский язык, да, это можно, и программа предусматривает 2 языка.

Какие олимпиады важны для поступления в Школу Востоковедения?
Я напомню, во-первых, что необходимые предметы для поступления по ЕГЭ – это история, русский и литература и иностранный язык. Чаще всего английский, хотя с 2020 года скорее всего будет введён ещё в ЕГЭ и китайский язык, не только к нам, но и вообще. Это по ЕГЭ. А олимпиады важны, во-первых, любые всероссийские олимпиады по истории, по обществознанию и олимпиады по востоковедению – это ключевые олимпиады, но обратите внимание на победителей дипломы 1-ой , 2-ой. Олимпиады по востоковедению 1-ой степени, диплом 1-ой степени вам даётся плюс 100 баллов по сути дела к ЕГЭ, который, собственно говоря, и гарантирует вам поступление.

Сложно ли поступить в Лицей?
На мой взгляд, не сложно поступить в Лицей. Большое ли количество поступающих? На самом деле, в 1-ый год количество поступающих было небольшим, а сейчас оно увеличивается, количество поступающих. На мой взгляд, особой сложности для поступления в Лицей нет, сложнее другое – сложнее дальше учиться, потому что само по себе востоковедение, честно говоря, как и другие программы Лицея, весьма интенсивна. В чём заключается ещё одна из особенностей Лицея.
Ещё одна особенность Лицея в том, что все лицеисты, когда обучаются, они пишут ещё научные проекты. Это конечно проекты на уровне университета, но не на уровне университета, а на уровне школы, но ими чаще всего, проектами, руководят университетские преподаватели. Ну, например, как-то раз у нас студент взял проект о китайских общинах в России, в Москве, написал очень хорошо, и мы даже опубликовали работу. Другой писал по изучению китайского искусства. В общем, в Лицее учиться очень полезно.
Проходной балл и какой минимум по каждому предмету. Если вы спрашиваете про Вышку, как я уже говорил, у нас берутся 3 экзамена по ЕГЭ: максимум 300 баллов, ну а проходной балл прошлом году был 299. Но этого не надо бояться, у нас очень много бюджетных мест. В прошлом году было, правда, больше. Есть минимальный балл – это 60. Меньше 60-и баллов по любому предмету, и вы не можете пройти. Это сделано специально.

Про стажировки. Только ли платные?
Нет. стажировки не только платные. Всё зависит вот от чего при обучении на востоковедении, всё зависит от того, какое количество бесплатных мест мы получаем. Так получилось, что, например, наши кореисты стажируются бесплатно. В Китае много выделяют стипендий, японисты платно, значит, арабисты, там всегда сложно со стажировками по понятным причинам, 50 на 50. Поэтому всё зависит, значит, от чего: от рейтинга, в который входит сам по себе студент. Если он входит в первые 10 или 25% рейтинга, скорее всего стажировка будет бесплатной. К нам приходят места на стажировку, мы сразу же смотрим на рейтинг студента и в первую очередь выделяем места тем студентам, которые по рейтингу лучше учились на протяжении предыдущих 3х курсов.

Про Лицей, когда туда будут тесты сдаваться?
5-ого марта будет отдельный просто разговор о том, как сдаются и какие тесты сдаются в Лицей. Да, всё точно, при поступлении в Лицей сдаются комплексно русский, математика, английский + экзамен по истории. Да, всё это правильно.

Где обычно работают студенты?
Я уже говорил, где обычно работают студенты Школы Востоковедения. Работают в государственных организациях, аналитических центрах и крупных бизнес подразделениях. И ещё некоторая часть, сейчас всё больше и больше, идут в СМИ, потому что людям очень нравится там что-то публиковать. Причём самые разные от электронных до печатных СМИ, на телевидении. Какая-то часть, в качестве такого золотого фонда, они работают у нас преподавателями, работают у нас и аналитиками, работают вообще не только в Школе Востоковедения, но и в Вышке. Какая-то часть идёт в академию наук, но, к сожалению, с не очень большой зарплатой.

Количество мест?
Знаете, нет, не всё заполнено. Мне кажется, что не все места заполнены в этом году, поэтому можно подать документы. Послушайте, вообще в востоковедении довольно много мест выделяется для людей, так что не надо бояться, надо подавать, по крайней мере, вы ничего не проиграете.

С каким уровнем владения восточным языком выпускаются студенты?
Чтобы было понятно, есть жёсткий стандарт, по которому мы работаем: у студента должен быть уровень свободного владения разговорным и письменным языком + частично языком специализации, грубо говоря, он должен свободно, писать статьи, владеть устным языком до уровня, чтобы обсуждать, например, экономические проблемы. Если говорить в абсолютных цифрах, если мы, например, говорим об уровне... Это тест языка 1-ый – самый низкий, 6-ой – самый высокий, он сдаётся добровольно, мы его, скажем, не учитываем, но он существует как международный тест. Наши студенты сдают на 6-ой уровень без проблем, также проходят на высший балл профессиональный тест японского языка, поэтому ну, послушайте, когда у вас преподаётся на 1-ом курсе 24 часа языка в неделю, а там на 2-ом на 3-ем 16 часов сложно его не узнать.

А если на 11 класс идти без знания языка или будет идти программа или надо срочно читать, учить язык?<br>
Нет, на самом деле. Есть начальные группы , надо просто подходить к руководителю языкового направления, в данном случае, и вас скорее всего могут определить в начальную группу там китайского или любого другого восточного языка.

Есть ли возможность после востоковедения в Школе Востоковедения пойти работать в МИД?
Ну, не возможность есть, работают, из Вышки много забирают в МИД. Кто хочет на дипломатическую службу, я не вижу никаких проблем пойти из Школы Востоковедения в МИД.

Вы сказали, что некоторые студенты после бакалавриата по востоковедению поступают на другие специальности в магистратуру?
Да, и это мы приветствуем. Есть некоторые специфические вопросы, которые востоковедение само по себе не разбирает. Ну, например, мы не разбираем юриспруденцию. Если в дальнейшем вы хотите работать юристом по отношению со странами Востока... Правильная траектория такая: вы в бакалавриате изучаете востоковедение, а потом в магистратуре изучаете юриспруденцию. Или если, например, вы хотите, предположим, работать в области товароперевозок, точно также вы идёте в магистратуру по логистике и в дальнейшем работаете там, где вы хотите. Или вы хотите, предположим, изучать, предположим, археологию Китая – в магистратуру по археологии. Но многие идут и напрямую, вот у нас большая магистратура: каждый курс – это 40 человек, магистратура по социально-экономическому развитию Азии. Это англоязычная магистратура, и к нам поступают и наши, и, тут очень важно, и внешние люди, то есть к нам тоже поступают люди, которые до этого востоковедению не обучались, и мы их тут доучиваем, или точнее учим сначала. То есть это нормально в бакалавриате специализироваться в одном, а в магистратуре в другом.

Какие направления наиболее популярны и сочетаются с востоковедением?
Это хороший вопрос. Я могу сказать, что сегодня, на сегодняшний день, актуально. Конечно, не хватает серьёзных аналитиков, связанных с анализом политических и экономических рисков стран Азии и, как следствие позиции России по этим вопросам. Ещё раз подчеркну, это не международные отношения. Не хватает специалистов по, как я уже говорил, юриспруденции и юридическим основам, также не хватает специалистов предпринимательству в странах Востока, не по экономике, а именно по бизнесу и предпринимательству. Не хватает, очень серьёзно не хватает специалистов, например, по менеджменту, по арт менеджменту. Это опять-таки на сегодняшний день, что будет завтра – посмотрим.

Только ли платная магистратура?
Нет, в магистратуре, если я не ошибаюсь, сейчас либо 15, либо 20 мест бюджетных, остальные все контрактные. Поэтому точно так же, что в бакалавриате, что в магистратуре. Вы поступаете по портфолио, то есть вы не сдаёте экзамены, а вы через онлайн загружаете свои документы: это и где вы обучались, и какие успехи у вас были, ваши курсовые и дипломные работы, и потом комиссия. По стобальной системе, и в дальнейшем вы проходите на платное или на бесплатное.

Что изучается в магистратуре востоковедения?
Она называется социально-политическое и экономическое развитие стран Азии. Изучают социальные процессы в Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, в том числе проблемы власти, проблемы социальных институтов, проблемы экономики, проблемы взаимодействия, переговорного процесса, то есть такая магистратура посвящена исключительно современному развитию стран Азии.

Какие актуальные вопросы стоят перед современным востоковедением? При выборе темы диплома является ли выбор свободным? Какие темы дипломных работ кажутся Вам наиболее перспективными?
Ну, во-первых, начну, что при выборе темы диплома, вы абсолютно свободны: сами выбираете, и у нас приблизительно разделяется так: где-то процентов 25, может быть даже 30. Такого классического востоковедения – анализ древних текстов, перевод древних текстов – это у нас, мы даже сейчас будем выпускать сборник переводов наших выпускников, классических текстов Востока. В том числе по эпиграфике, изучению древних текстов и так далее, поэтому остальные пишут по вопросам экономического развития, но мы не любим общие вопросы, там про нефть в Китае. Это никакая не востоковедческая тема, это тема нефтяная. Или, например, любят очень борьба с терроризмом на Ближнем Востоке – это тема востоковедения. Востоковедение отличается от других наук не столько темой и не всё, что связано со словом Восток, – это востоковедение. Востоковедение отличается своими методами и подходами. Вот если вы будете писать о том, как предотвратить киберугрозы в китайском интернете, это интересно, но это не востоковедческая тема. А вот если вы писать про Интернет, что обсуждают сегодня в китайском интернете, почему целый ряд слов запрещён в китайском интернете, имеется в виду там те, которые намекают на руководство КНР, почему вообще в Китае много запрещают? Вот это современные востоковедческие процессы. Актуальные вопросы перед современным востоковедением, самый главный актуальный вопрос, реально вот если всё свести к этому вопросу – это понять логику развития восточной цивилизации в дальнейшем. А для этого вам надо понять новыми методами, какая была логика в прошлом. То есть, всё, что развивает эту тему, поимание развития восточных цивилизаций, и как они будут влиять – это очень актуальная современная тема. Её можно изучать и с точки зрения экономики, и искусства, и, например, даже с точки зрения социального общения изучали Восток на востоке, а сегодня Восток пришёл на Запад. Вы можете выйти на улицу любого российского города и встретить массу китайцев. Это тоже предмет востоковедения, миграции. То есть востоковедение географически давным давно не ограничивается востоком.

Есть ли ученики, которыми мы гордимся?
Да, конечно. Вот, знаете, честно вам скажу, каких абитуриентов мы ждём. В востоковедении очень важна мотивированность, нужно болеть, очень сильно. Самое ужасное – это равнодушие, когда человек приходит, отбывает свою роль и уходит. Вот первое – это, конечно, болезнь Востоком; второе – это абитуриент должен относиться к востоковедению, как к будущей профессии. Это значит, что он должен любить или не любить Китай или там Ближний Восток, он должен видеть в этом территорию для самопознания или познания. У нас есть, хотя Школа востоковедения достаточно молодая, я вам расскажу одну историю, реальную историю. Мы начинали, мы создали Школу востоковедения в Вышке в 2010 году, она начала работать, не так давно. Мы за счёт абсолютно новых подходов, мы расшевелили востоковедение в России. 7-9, 10 лет назад востоковедение тихо умирало. Были очень безумно талантливых учёных, очень интересные институции, которые тихо как-то где-то там загибались. Одна из наших заслуг общая – мы стимулировали развитие этого востоковедения, и сегодня пробудился огромный интерес. Мы показали, что востоковедение – это не только изучение древних рукописей или старых текстов, но это ещё и современное актуальное знание. Вот сегодня наши студенты уже работают, выпускники, работают в этих областях. Они проводят переговоры в РосКосмосе, в ГлавКосмосе работают, наши студенты, работают в СберБанке по созданию межбанковского российско-китайского объединения и так далее.

Если я закончу Лицей, но вдруг пойму, что хочу двигаться в совершенно другом направлении? Как догнать, например, физику для сдачи экзаменов? Есть ли дополнительные курсы?
Лицей для того и создан, чтобы вы сделали выбор – это важная функция Лицея, поэтому догнать физику вы не сможете для ЕГЭ. Нужно или не нужно брать репетиторов? Обычно я не советую, надо заранее решить, к чему душа больше лежит: к гуманитарным наукам или к точным наукам. Если вы, например закончили востоковедение в Лицее, а потом решили пойти на историю или на культурологию, очень достойный предмет, или на регионоведение, это не помешает, наоборот, востоковедение поможет. Но в школе вы уже должны понимать, в каком направлении вы будете двигаться: точные науки, гуманитарные науки или, например, естественные науки.

Активны ли лицеисты-востоковеды и студенты Школы востоковедения в социальной жизни? Реализуются ли какие-либо интересные и полезные проекты?
Да, ещё какие! Значит, во-первых, лицеисты, вот я собственно руковожу небольшим проектом среди лицеистов, создали небольшой клуб, в котором приглашают интересных людей, хоть как-то связанных с Востоком, необязательно востоковедов, бизнесменов, политиков и тихо их так мучают вопросами в отношении к странам Востока. Другой интересный проект, которым я руковожу, – это как раз изучение китайских общин в Москве, но у нас ещё и в Петербурге изучают. Чем живут эти общины, вот которые приехали сюда, как развлекаются, какие СМИ читают, какое телевидение смотрят, что вообще они хотят от России, останутся ли здесь навсегда или нет? Это вот мы делаем тоже вместе с лицеистами. Ну а чем мы занимаемся уже с востоковедами, мы делаем очень серьёзные проекты, ну, например, мы регулярно раз в месяц готовим доклад о развитии новых тенденций и о новых бизнес рисках, вот чем я руковожу, – это бизнес предпринимательство и рисков в политической жизни мы готовим вот такие доклады вместе с нашими студентами и отсылаем их в различные российские организации и министерства.

Как учатся выпускники Лицея в Школе востоковедения? Успешны ли они? Есть ли неуспешные студенты, которых отчисляют?
Вообще-то студентов мы отчисляем, но не много. Отчисляются студенты с 1-ого курса. Проблема, что они совсем не могут понять, как учить, что надо учиться, потому что нагрузка большая. Раньше их было больше, отчислялось почти 20%, сейчас это упало до 10%. Не было случаев, чтобы отчисляли лицеистов, потому что все лицеисты мотивированы. Например, первый выпуск востоковедов-лицеистов, который сегодня уже учится, если не ошибаюсь, на 3-ем курсе. Среди них есть учёные, то есть ребята на 3-ем курсе, но им по-моему уже надо кандидатские и докторские защищать, потому что Лицей повлиял на них, там была сформулирована мотивация, они публикуют очень много. Так что там всё как раз прекрасно.

Что студенты делают на стажировках?
Есть по сути дела 2 типа стажировок: языковые и предметные. Большинство стажировок у студентов они языковые, но им помимо языковых дают, читаются ещё курсы, скажем, по культуре страны, по политике, то есть они изучают язык, плюс у них есть сейчас задания, которые они получают при отъезде, задания, связанные с набором материалов для курсовых и дипломных работ, то есть они работают в библиотеках, проводят исследования, правда, настолько, насколько это возможно, на улицах городов среди молодёжи и так далее. То есть это в общем такая научная стажировка.

На каком уровне в Вышке английский язык? Будет ли сложно тем, кто не особо с ним ладит?
В Вышке, на мой взгляд, английский язык и его преподавание и чтение курсов на английском языке очень высокое. Сегодня на учёном совете как раз констатировали это. Ну а магистратура вообще полностью на востоковедении англоязычная. Если вы не ладите с английским языком, что тоже бывает, здесь очень просто, когда вы приходите, если вы вообще никогда не изучали английский язык, предположим, изучали французский или испанский, вас определяют в начальную группу. Если вы не знаете английский язык или считаете, что он у вас на низком уровне, вас также тестируют, определяют в группу. В принципе, у нас преподавание английского языка просто блестящее в Вышке, и оно очень интересное, оно не только общее, но и частное, например, у нас есть курс под названием английский для востоковедения, чтобы люди могли читать на английском языке специфические специальные английские тексты или побеседовать, например, о самураях, то есть надо, чтобы знали специальную лексику, то есть английский весьма и весьма хорош.

Если я изучал предметы востоковедения и истории Востока в Лицее, не будет ли мне скучно в университете? Не дублируются ли программы?
Нет, ни один предмет не должен дублироваться. Ну естественно, когда мы рассказываем о Китае, Китай не меняется, но предметы другие. Самое главное, что систематический подход другой. Скучно вам не будет, это, считайте, абсолютно разные курсы вообще. Программы не дублируются.

Вопросов больше нет.

Всё, спасибо вам большое! Я внизу напишу имейл Школы востоковедения, если будут какие-то вопросы я вам сразу отвечу. Если вы захотите что-нибудь ещё про востоковедение узнать, я напомню, что, во-первых, у нас есть сайт Школы востоковедения. Заходите, смотрите.

Всё, всем спасибо!

Текст подготовила Анна Андреевна Куприянова


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.