• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытая лекция профессора А.А.Маслова о дзэн буддизме

Буддизм, придя из Индии в Китай, породил особую культуру жизни, и не только среди монахов: особые формы понимания жизни, медитация, сочетание отшельничества и активного участия в социальной жизни. Мы поговорим о самой известной школе китайского буддизма – чань (дзэн), о том, как живут сегодня монахи, какие секреты они хранят до сих пор и как государство относится к буддизму.

Скачать видеозапись 1920x1080

Мы с Вами поговорим сегодня о буддизме в общем, не так много, и мы сегодня поговорим о части буддизма – дзене. В чем разница, я расскажу чуть позже. Я сразу скажу, что это не очень научная лекция, поэтому не ожидайте каких-то сложных конструкций, я постараюсь Вам рассказать максимально просто о максимально схожих вещах. А вообще эти вещи очень сложные. Первый буддизм, который узнали иностранцы – не китайцы, не японцы, а европейцы, это был, конечно, дзен-буддизм, который пришел из Японии. И он был очень популярен. Он был страшно популярен в Европе, особенно в 60-е, в 70-е годы ХХ века. На этом дзен-буддизме воспитывались целые поколения людей, особенно те, которые воспитывались в 70-е, 80-е годы. На этом дзен-буддизме возникло движение битников. Этим дзен-буддизмом увлекались все – от Пола Маккартни до Стива Джобса. То есть это была очень популярная история, но люди на самом деле мало понимали, что это такое. Слово «дзен-буддизм» нравилось из-за того, что были представления, на самом деле не очень правильные, что дзен-буддизм – это просто полное раскрепощение сознания – что хочешь, то и делай: наслаждайся природой, принимай наркотики, пей вино, радуйся жизни. Главное – полная свобода. На самом деле, конечно, реального отношения к тому, что проповедует буддизм или дзен-буддизм, это не имеет. Но в 60-е, 70-е, 80-е годы общество искало себе чего-то нового – то, что не так отягощает сознание. Поэтому дзен-буддизм так и приелся людям. И с той поры, во всех странах мира, и в России в том числе, есть группы людей, которые именно так оценивают: дзен – это когда все можно, что хочешь то и делай. В реальности все сложнее. Вот как все обстоит, и я бы хотел это донести.

Дзен-буддизм (японское название) или «чань» буддизм (китайское название) – это часть большого буддизма. Буддизм - это мировая религия, но особенность этой мировой религии заключается в том, что в буддизме нет единой книги. Вот у христианства есть Библия. Или если вы считаете себя христианином, то вы должны читать Библию, в иудаизме есть Тора, также нет мусульманина, который не читал бы Коран. А вот в буддизме тысячи книг, буддийская библиотека это собрание самых разных книг, которые составляют более 5000 экземпляров, нет ни одного человека, который прочитал бы их все. Есть, более того, люди, которые вообще ничего не читали, и являются буддистами. И это норма. Это первый парадокс буддизма. Книги есть, но можно их не читать. А кто тогда об этом расскажет? Учитель. И поэтому в буддизме главная персона – это учитель, который Вам все будет рассказывать. Буддизм родился в Индии, как известно, примерно в IV веке до нашей эры и с той поры постепенно развивался. Сегодня в мире несколько тысяч маленьких буддийских школ, которые по-разному трактуют одни и те же вещи. Если мы говорим, например, что в христианстве считается, если Вы кланяетесь, то попробуйте прийти в церковь и начать кланяться как-то по-другому, например, с головы, а руки за спину, то все сочтут, что Вы – еретик, Вас побьют. А в буддизме можно сказать: «Вот моя школа, например, заключается в том, что я считаю, что так нужно кланяться – с головы, руки за спину, я считаю, что так принято». И все скажут – вот это новая школа родилась. Или Вы можете сказать, что нужно произносить молитвы задом наперед, есть стандарт в таких школах, поэтому буддизм говорит о том, что неважно, что Вы делаете, важно, насколько чисто Ваше сознание, насколько оно спокойное и радостное. А в разных школах предлагают разные методики, как очистить Ваше сознание.

Все буддисты, абсолютно все, где бы они не родились, к какой бы школе не принадлежали, разделяют несколько принципов. Первый принцип, который разделяют все буддисты, это дхарма. Дхарма – это путь, который провозгласил Будда. Это путь, по которому надо следовать, это закон, который надо выполнять. По-китайски называется Фа.

Второе, во что верят буддисты, - три драгоценности. Это закон Будды – Дхарма, это сам Будда, и есть община буддийская – Сангха. Причём люди по-разному трактуют Будду. Многие считают, что Будда – это тот человек, который действительно жил в Индии. Он был из дворянской семьи Гаутама. Он медитировал, совершенствовался, и в конце концов достиг полного освобождения от своих страстей.

Он стал буддой. «Будда» - это просветленный. Практически любой человек может стать буддой, абсолютно любой. Сейчас его по-другому трактуют. Если Вы скажете «я стал Богом», то Вас не поймут, побьют или провозгласят сумасшедшим, или вокруг Вас возникнут десятки и миллионы последователей. В Китае есть такая категория как «живой Будда». Было 1000 разных людей, которые считались живыми Буддами. Поэтому главное, все считают - есть закон Будды, Будда так таковой и община, в которой друг другу помогают. Наконец, все считают, что есть четыре благородных истины. Что это такое, я чуть попозже расскажу. И, все верят, что есть путь спасения. Он состоит из 8 частей, по которым идёт любой буддист. Всего сегодня в мире считается, что есть три больших течения в буддизме. Самое раннее, которое появилось самым первым, называется Тхеравада. Ещё её иногда называют хинаяна - малая колесница. Тхеравада - это учение Старейшин. Старейшин, потому что это самое первое направление, которое появилось. Оно базируется на простой истине. Будда, обучая своих учеников, очень много объяснял, говорил. И после его смерти всё, что он говорил, было собрано в один канон. Он был записан на языке пали, поэтому называется палийский канон. Поэтому считается, что после Будды ничего больше писать не надо было. Будда сказал всё, что надо. Нужно только это читать. Также Тхеравада говорит о том что, нужен только монах, только мужчина (женщине придётся опять переродиться уже в виде мужчины), и только на Святой земле - в Индии, Вьетнаме, Лаосе. Ещё часто называют это направление «Малая колесница». Конечно, различий больше, я сказал самое основное. И сегодня этот буддизм Тхеравады распространён в Индии, Вьетнаме, Лаосе. Многие люди обходят, конечно, этот запрет. В нём, например, сказано, что спастись может только монах. Это правда. Но, вопрос: «А сколько человек должно быть монахами?». И поэтому некоторые просто уходят в монастырь на пару месяцев, а потом возвращаются обратно. Они выполняют необходимые требования.

Самый широко распространённый буддизм называется буддизм Махаяны, буддизм Большой Колесницы. Это буддизм, который распространён в Китае, Японии, Кореи, во многих других странах. Почему Большая Колесница? Во-первых, спастись, то есть достичь просветления, может любой: мужчина, женщина, ребёнок. Даже может достичь человек, который ничего не знает о буддизме. Если, предположим, что Вы родились где-то в Латинской Америке или далекой Африке, никогда ничего не слышали о Будде, не читали его трудов, но, при этом, например, не убиваете живых существ, не питаетесь мясом, Вы можете достичь просветления. То есть можно не знать о буддизме, но стать просветленным. Вот к этой Большой Колеснице относится, в том числе, «чань» или дзен-буддизм.

Есть ещё одно важное направление, которое широко известно, но на самом деле у него не так много последователей. Он просто не из широко раскрученных. Это буддизм Ваджраяны или Алмазная Колесница. Это в просторечии называется тибетский буддизм. Понятно, что его много в Тибете. Очень много, где есть в России - например, в Бурятии, Калмыкии, Туве; в Монголии. Исторически это всё тибетский буддизм. Тибетский буддизм - это смесь очень старых шаманских обрядов и буддизма, который пришел из Индии и Китая. Самый ранний буддизм был, конечно, Тхеравады (IV век до н.э.). Дальше был буддизм Махаяны (I век до нашей эры). А затем – Ваджраяны, приблизительно VII-VIII век нашей эры. В буддизме Ваджраяны есть главная персона - это Далай-лама. Он является руководителем или патриархом всех буддистов Ваджраяны. Не всех буддистов, а только вот этого направления.

Буддизм говорит о том, что надо подавлять свои страсти и очищать свое сознание. Об этом говорят все школы, но по-разному к этому относятся. В буддизме Тхеравады (Малая Колесница) главный персонаж - это буддист-отшельник, архат. Он достигает индивидуального просветления. Достигнув просветления, он покидает эту активную жизнь. Он может вообще прекратить все проявления жизни, физически умереть. Первоначально архатами называли первых учеников Будды. И в этом плане иногда их еще называют будды-эгоисты. Они достигают просветления только для себя. Сколько таких архатов было в мире мы не знаем. Тысячи …

В буддизме Большой Колесницы, Ваджраяны, главный персонаж - Бодхисатва. Это одна из Бодхисатв (на слайде), у неё много рук. Бодхисатва может быть и мужчиной и женщиной. Они не различаются по половому признаку. Бодхисаттва - это существо, человек, который достиг очень высокого уровня просветления, но при этом решил специально остаться в этой жизни, чтобы помогать другим. Будда - это то существо, тот человек, который достиг просветления, Нирваны, и уходит из жизни, больше мы его не видим. Бодхисатва может уйти, может больше не мучаться, не голодать, это обычный нормальный человек, то есть подверженный тем же самым переживаниям, страстям, болезням, но он или она специально остаётся в этом мире, чтобы продолжать помогать другим людям. Объяснять учение, лечить болезни, не случайно здесь у Бодхисатвы много рук - чтобы помогать тысячам людей. Вот в этом тоже разница между школами старыми и школами относительно новыми. И поэтому сегодня китайцы молятся Бодхисатве Гуань-Инь.

Будд, как я уже сказал, было много. Часто буддисты называют, что в мире было примерно 6 миллионов будд. Мы знаем имена только трёх последних. Будда прошлого (Кашьяпа), Будда настоящего (Гаутама) и Будда будущего (Майтрея), который однажды придет. По крайней мере, прошлое и настоящее были реальными историческими персонажами, которые реально достигли просветления. Что такое три последних Будды? Прошлого, настоящего и будущего? Считается, что когда Будда, как человек, то есть когда умирает его физическое тело, его энергетика, его астральное тело продолжает пребывать в этом мире. И это астральное тело помогает людям. Мы этого не чувствуем, но это излечение от болезней и, спасение из каких-то безвыходных ситуаций, вообще, прекращение войны и злобы - это влияние этой энергетики, этого мифического тела. Но с каждым годом, с каждым столетием оно ослабевает. И поэтому считается, что это задает самые разные тревожные тенденции - войны, болезнь, голод. Поэтому будет новый Будда, который придет и опять прекратит все эти несчастья. То есть Будда не столько обучает словами, сколько своей энергетикой, успокаивает людей. Вот в этом суть нескольких будд.

Буддизм ещё говорит о том, что что бы Вы не делали в этой жизни, любой своей мыслью, любым своим поступкам, Вы влияете на окружающий мир. Мы можем влиять на окружающий мир тремя формами самовыражения. Подумайте об этом, это, на самом деле, очень актуально. Первая - это наши стремления или мысли. На санскрите называется «четана». По-китайски – «сы». Я о чём-то подумал, я увидел, что человеку плохо, и я подумал, какие красивые люди, какие хорошие у них мысли, и я сам меняю мир к лучшему. Поэтому буддизм рассматривает не только поступки, мои мысли. И в этом плане нельзя сказать: «но я же ничего не делаю», но ты думаешь, и поэтому будет хорошо. Буддизм объясняет простую вещь. Всё, что происходит снаружи, это результат ваших мыслей. Голод, грязь, если кто-то дерётся, или на улице шумно, значит, шум у вас в голове. Успокойтесь сами, и всё остальное успокоится. Это есть влияние за счёт наших мыслей.

Есть влияние за счёт наших речей. Поскольку считается, что наше слово создает образ. Я могу оскорбить человека, даже не заметив, могу обрадовать. Очень важно, что мы говорим. И поэтому буддисты часто, боясь обидеть остальных, просто молчат. Есть наши действия, наши поступки, наше тело, наши жесты, наши движения, не только внутреннее, или только внешне. Всё, что мы делаем, всё, что мы думаем, всё, что говорим, влияет на мир. Поэтому считается, что каждый человек отвечает за свою судьбу. Всё кажется очень просто, очень логично. Поэтому любое просветление начинается с успокоения мыслей.

Когда-то Будда объяснил своим ученикам, что жизнь есть страдание. Первая благородная истина. Жизнь есть постоянные неврозы, постоянные болезни. Откуда они происходят, почему мы всё время страдаем? Одни переживают, что заболеют - это страдание, утром проснулись, думаем, надо идти в лицей, учиться - страдание, приближаются экзамены - страдание, сдали экзамены - радость, а потом надо возвращаться к учёбе - страдание. Это простые страдания. А потом болезни, а потом старость. Мы постоянно переживаем. «Почему?» - спрашивает Будда. Это вторая благородная истина - причина возникновения страданий. Потому что мы очень вовлечены в эту жизнь, нами всеми движет стремление к удовольствиям, к развлечениям, жажда жизни. Мы слишком активны. Да, люди рождаются и умирают. Да, в жизни бывает экзамен. Но не надо всё так близко принимать к сердцу, не надо так бояться. Казалось бы, как плохо, но Будда ввёл третью истину, что можно прекратить страдания. И здесь четвертая истина, истина о пути. Надо совершенствоваться. Вот эти восемь частей, который так и называется Восьмеричный Путь. Правильные мысли, правильная медитация, правильные речи, правильное общение. Вам кто-то причиняет страдания, перестаньте с ним общаться. Правильное даже воспитание тела, чтобы оно меньше страдало. То есть списка нет. Вы можете даже не верить в Будду, необязательно в него верить, это просто метод воспитания. В этом заключается особенность буддизма.

Каждый буддист соблюдает 5 основных правил, принципов - панчашила (“пять запретов”). Если Вы скажете: «я соблюдаю 5 запретов», Вы можете считать себя буддистом. Не вредить живым существам или не убивать их. И не только убивать, не вредить, в том числе, не оскорблять, не обижать. Люди - тоже живые существа. То есть не делать так, чтобы они за Вас переживали, не увеличивать их количество страданий. Не воровать - не только не воровать деньги, но и не списывать. Не прелюбодействовать. Не обманывать. И не употреблять опьяняющие вещества: вино, наркотики, табак, то есть всё что каким-то образом меняет ваше сознание, буддист не употребляет.

Буддист считает, что он живёт в постоянном колесе перерождений. Рождается и умирает, избавиться от этого невозможно. Это называется сансара, то есть с китайского “луньхуэй” - колесо. То есть каждый раз человек перерождается, и опять начинаются страдания, переживания, смерти, рождения и всё остальное. А Нирвана - это отсутствие страданий. Почему человек перерождается? Есть карма. Это совокупность всех его поступков, хороших и плохих. Это очень важно, что любой маленький поступок накапливает вашу карму. Ваша неправильная мысль ухудшает вашу карму. Правильная мысль - улучшает. Вы помогли, и Вам сказали за это спасибо, это уже хороший поступок. Вы могли этого даже не заметить, и это ещё больше улучшает вашу карму. И этот постоянный набор поступков, любое ваше действие (даже если Вы сели на стул не так) - это улучшение или ухудшение кармы. Это наш постоянный самоконтроль за тем, что мы говорим, что делаем, но этому надо тренироваться, нужна постоянная тренировка.

Если набрать бесконечное количество благих поступков, тренировать свое сознание, Вы можете однажды сами прекратить свои перерождения. Будда так их и прекратил, лёг на правый бок и ушел в Нирвану. Он был просветленным. Он мог переродиться, мог не перерождаться по его желанию. Самое главное - это, в какой бы ужасной ситуации бы Вы не были, Вы бы оставались спокойными, здоровыми, радостными. Вы можете плавать в океане на яхте, и спокойно к этому относиться, и также спокойно сидеть голодным и грязным и вас будут плевать. Ваше сознание не меняется. А что вокруг - это неважно. Вот это есть самоконтроль сознания.

В буддизме есть несколько уровней людей, которые этим занимаются. Прежде всего, это буддийские монахи. По-китайски называется «хэшан», а на санскрите, откуда слово пришло, «бхикку» или «бхикшу». Монах - это тот кто живет в монастыре, соблюдает все запреты, кто не женится, или не выходит замуж (есть монахини-женщины), и кто знает целый ряд методик, в которые миряне не посвящаются, чтобы работать со своим сознанием. Для обычного человека здесь есть риск сойти с ума, либо повредиться сознанием, поэтому не всем, чем занимаются монахи, должны заниматься миряне. Есть послушники, мужчины – «саманера», женщины – «саманери», по-китайский «шами». Послушник, прежде всего, это любой человек до 18 лет. Монахом в Китае можно стать с 18 лет. Это правильно, потому что монашество - это осознанный поступок, Вы должны понимать, Вам это нужно или нет. Монастырь - это не тюрьма, можно прийти и уйти, и многие послушники, которым далеко за 18 лет (я знал послушников, которым за 60 лет), остаются в монастыре, но не становятся монахами, они не хотят брать на себя целый ряд обязательств. И монах, и послушник соблюдают одинаковое правила, например, они не могут спать на мягких постелях. Есть ещё одно жесткое отправило: монах не держит деньги. Это значит, что ни один буддист не имеет право проповедовать свое учение за деньги. То есть когда в Европе или России буддисты проводят платные семинары по буддизму, это уже не буддизм. Послушник и монах в данном случае одинаковы. Но у монаха ещё больше запретов. Считается, что их ровно как число дней в году, 365 запретов. А у послушников только 10. Поэтому не все хотят становиться монахами.

Есть просто мирянин. Он называется «упасака» или для женщин – «упасики» (по-китайски «цзюйши»). Это обычный человек, который соблюдает 5 основных запретов, может посещать монастырь, а может не посещать, может молиться, может не молиться. Буддизм в этом плане широк. Главное - не то, что Вы делаете, а в каком состоянии сознания Вы находитесь. Монахи сейчас надевают вот такие жёлтые одежды, но первоначально одежды были не жёлтыми. Они были тускло белыми или тускло жёлтыми. Это одеяние (на слайде) пошло из Индии. Считалось, что монах не имеет права даже купить себе одежду, поэтому монахи, которые учились с буддой, брали выброшенную одежду, иногда просто снимали одежду с трупов, такие жёлтые, прокалившиеся под солнцем. Поэтому воспоминания об этом желтом цвете сохранилась. И стали монахи носить вот такие жёлтые одежды. Считается, что монахи не имеют права ничего иметь, кроме того, что вмещается в их небольшую монашескую сумку, сменные тапочки, пиала, еще какие-то вещи, и всё, больше ничего монах не имеет право иметь. Поэтому когда у монахов возникают дворцы, большие дома, они нарушают запреты, то есть принципы, человек начинает привязываться к благам этой жизни. Это то, о чём говорит любой буддизм.

Сейчас мы поговорим, чем отличается «чань-буддизм», который называется медитативный буддизм, основанный на медитации. Школы практические учат одному и тому же. Различаются методы. Вот так пишется этот иероглиф «чань» (на слайде). В Японии называется Дзен. Откуда пошло слово, что оно означает? Когда-то в Индии была небольшая школа буддизма, которая называлась Дхьяна (созерцание). Китайцы, чтобы записать это слово, придумали транскрипцию, которая звучит как “чаньха”. Это сократилось в «чань» - слово, которое сегодня обозначает медитацию или созерцание. Главная мысль дзен-буддизма - можно достичь высшего прозрения за счёт в медитации. Вы можете сесть здесь и сейчас, и, закрыв глаза, достичь просветления. Вам ничего для этого не нужно. Вы избавитесь от страстей, испугов, от ненависти, от злобы, от радости, просто успокоитесь и сможете достичь просветления. Вам не надо ничего читать дополнительно, Вам не надо ничего делать. Казалось бы, очень просто. Но сколько людей этого достигают? Единицы. Потому что сознание отключить не так просто. Вот поэтому нужно достичь сначала очищения, очищение сознания. Откуда это началось? Когда-то в V-VI веке нашей эры приходит 28 патриарх буддизма, который становится первым патриархом чань-буддизма. Звали его Бодхидхарма. Это традиционное изображение (на слайде). Обратим внимание на две вещи. Во-первых, он стоит на волнах, потому что считается по легендам, что именно по волнам Бодхидхарма прошёл из Индии в Китай. Он мог бы пройти и по суше, через Гималаи, но это было бы слишком просто. Он пошёл морским путём. Считается, что он пришёл из Индии сначала в Гонконг, то есть на юг Китая, затем он поднялся и часть пути ему пришлось преодолеть по волнам. Он это сделал. Во-вторых, как Вы здесь видите, он босой. Он потерял одну сандалию. И поэтому есть очень много легенд о том, что кто-то нашёл сандалию Бодхидхармы и теперь сам достиг просветления. Люди спрашивают: «А ты нашёл сандалию Бодхидхармы?». Считается, что он пришёл в провинцию в центральной части Китая и сел в медитации. Там же были другие буддисты, которые читали очень многие переводы индийских текстов, ничего не понимали, чем-то занимались. Он пытался ему объяснить, что дело не в этом, не надо ничем заниматься, надо сесть и успокоиться. Тексты часто нас отвлекают. Никто не понял, в чём его суть, почему не надо ничего читать. И тогда считается, что Бодхидхарма сел лицом к стене именно в этой пещере (на слайде). Пещера - это находится в горах Суншань. Просидел он очень долго. По-китайски слова «долго» и «девять» читаются одинаково, поэтому считается, что просидел он в пещере 9 лет. И все были поражены, что он просто сидит и медитирует. Многие люди просили, чтобы он взял их к себе в ученики. Но он никого не принимал. Он считал, что они не понимают, в чём суть его учения. И когда к нему пришел Монах, который попросил Бодхидхарму, чтобы он взял его к себе в ученики, Бодхидхарма отвернулся от него и ничего не сказал. Когда монах продолжал стоять. В то время шёл снег, Бодхидхарма рассказал монаху, что когда снег, на котором монах стоит, из белого превратится в красный, тогда он возьмёт его в ученики. Но этот монах, чтобы доказать свою искренность, он был дровосеком в монастыре, взял топор из-за пояса и отрубил себе запястье и положил свою руку, и снег из белого стал красным. Бодхидхарма был поражён такой искренностью, и поэтому взял его в первые ученики. С той поры многие Шаолиньские монахи, монахи чань-буддисты в память об этом подвиге кланяются не двумя руками, одной рукой. Это был первый китайский монах, который сам по себе был из Индии, звали его Хуэйке. И вот такой маленький памятник стоит на территории монастыря (на слайде), где написано, беседка стоящего в снегу. Бодхидхарма обладал настолько мощной энергетикой, что на стене перед которой он сидел, осталось его фотографическое изображение. В монастыре сохранился экспонат, это такая тумба с камнем за стеклом, на этом камне сохранилось изображение сидящего монаха.

Самое главное, что дзен-буддисты вывели, это главный метод практики - медитация лицом к стене, называется он «миам би». Стена, когда монах долго сидит перед ней, вызывает состояние тупика. Это тупик наших мыслей, наших дел, по сути, это тупик нашего сознания. И тогда во время медитации монах силой своего сознания разрушает эту стену. Он представляет как эта скала рушится, а он буквально висит в воздухе, в свободном пространстве. Он разрушает стену своего незнания, своих заблуждений, своих страхов. Это один из главных способов, который практикуют чань-буддисты (дзен-буддисты).

Бодхидхарма объяснил 4 основных правила, которые до сих пор действуют. Первое называется «бали венцзи», то есть не нужно опираться на письмена, не надо читать то, что написано. Можно читать, но дело не в них, это формальный знак, они просто успокаивают, не просветляют. Меньше думайте о том, что написано, больше думайте о себе. Второе - учение передаётся за пределами писаний. Есть масса текстов, они не секретны, все опубликованы. Они есть в библиотеках и магазинах, есть в интернете, на YouTube, где можно посмотреть, как медитируют или как занимаются дыхательными упражнениями. Но самое главное - надо найти учителя, который лично для Вас объяснит, как и что делать лично с вашим сознанием. Вот поэтому за пределами писаний, за пределами того, что было написано, ищите учителя. Третий момент - надо сразу непосредственно указать на сердце человека или на разум человека. Мы всегда очень много занимаемся ненужными вещами. Есть такое слово даже для этого - прокрастинация. Это -то, что нас отвлекает. Человек идёт на фитнес, чтобы сделать себе красивое тело, идёт в косметический салон, чтобы сделать себя красивым, много читает книг о здоровом образе жизни, при этом сознание его абсолютно загрязнено. Главное - посмотрите внутрь себя, а что у вас там? Задайте вопрос: «Кто я такой?». Самый сложный вопрос в жизни. «Я - профессор?». Нет, это звание. «Я - лицеист? Нет, это где ты учишься. Человеку очень сложно ответить на вопрос «а кто я такой». А вот если вы не будете ни профессором, ни лицеистом, хорошо одетым или плохо одетым, что у Вас остаётся? Кто Вы такой? Что в тебе остаётся, когда нет ничего больше? Ваше сердце, Ваша душа, Ваши мысли. Это очень сложно оценить самого себя. Для этого надо непосредственно заглянуть внутрь себя. И наконец, когда Вы заглядываете внутрь себя, Вы видите свою природу, видите, что Вы не очень совершенны. Вы раздражены, Вы постоянно нервничаете, кого-то не любите. Когда Вы постепенно начнете смиряться с этой мыслью, Вы станете буддой, всё очень просто. Будда - это такой же человек, как и был, который не испытывает каких-то негативных чувств. Он также страдает, ему также бывает плохо, Будда также болел, и он умер в конце концов, но у него не было негатива, у него не было страха перед этим миром. Вот это и есть четыре простых истины, которые достигаются за счёт того, что мы смотрим внутри себя.

Самое главное, чему учит человека буддизм - это правильная, естественная жизнь. Когда дождь идёт, это не значит, что он вас ненавидит. Когда светит солнышко, это не значит, что она вас любит, оно просто светит. Один из самых главных символов чань-буддизма - это простой круг, ничего в нем нет. А вот это такая смешная лягушка с лицом человека (на слайде). Это тоже символ естественности. А вот посмотрите, как нарисовано изображение лица человека, его причёска, его халат, и она вписана в каллиграфию. Китайская и японская каллиграфия - это искусство, выражение естественного сознания.

Самый главный центр чань-буддизма - это Шаолиньский монастырь. Шаолиньский монастырь стал настоящим чань-монастырем только с XIII века. Это хороший пример того, чем занимается современный монах. Первое, и самое главное - это медитация. Она бывает сидячая, как Вы видите здесь, монах сидит и медитирует, сзади у него иероглиф Будда. Она бывает и просто стоячая. Принцип очень простой. Медитация - это не просто сидение. Вы можете по улице идти медитировать, Вы можете с кем-то говорить и медитировать. Медитация - это концентрация спокойного сознания. Это первое, с чего начинает любой монах.

Истина в простоте, жить надо просто. Есть такая история. У буддийского мастера спрашивает ученик после трапезы: “Учитель, в чём заключается смысл буддизма?”. Мастер отвечает: “Ты знаешь, иди и помой свою пиалу.” Кажется, причём здесь буддизм. Простые действия, простая жизнь, когда Вы стараетесь отбросить всё полностью, это и есть буддизм. Поэтому любой человек, который слишком заносчив, горделив, смеется над другими, у него нет буддийской философии.

Ещё чем занимаются монахи в Шаолиньском монастыре - это боевое искусство. Зачем боевое искусство? Не для того, чтобы кого-то побить. Мы тренируем свое тело для того, чтобы оно нам не мешало жить. Когда тело слишком много болеет, Вы слишком много о нём думаете. Вам приходится за ним ухаживать. Поэтому наши задачи так тренировать свое тело, чтобы как можно дольше оно не испытывало страданий. Тогда у вас уделяется время на совершенствование своего сознания. Ещё очень важный момент - это врачевание, лечение болезней. Это в Шаолиньском монастыре стоят такие статуи, здесь есть, обозначены точки для иглоукалывания, потому что телу нужна поддержка. Любой буддийский монах умеет лечить.

И, конечно, очень важная часть - это гражданские науки. Любой нормальный монах - это человек образованный, он знает историю, литературу, поэзию, каллиграфию, потому что надо тренировать свое сознание. Вот видите, молодой мальчик сидит и выписывает иероглифы рядом с гигантским чаном, который стоит в монастыре. И надо, конечно, заниматься упражнениями, которые нацелены на успокоение вашего сознания. Это называется нэйгун – внутренняя работа, внутреннее искусство. Потом уже это развивается в течение столетий и приобрело название цигун, ещё известны такие направления, как тайцзицюань. Но самое главное, как считают буддийские монахи, упражнения должны быть очень простыми: подъем рук, опускание рук, шаг влево, шаг вправо. Чтобы не отвлекаться. А главное – то, что внутри, потому что когда мы живём, когда мы утром проснулись наше сознание запускается. Конечно, мы впоследствии свое сознание будоражим, и нам нужны какие-то упражнения чтобы успокоить себя. Вот для этого и нужны упражнения, и считается что приблизительно 20-30 минут в день достаточно чтобы успокоить свое сознание.

Больше всего дзен-буддизм стал известен в Японии. Вот это японская каллиграфия (на слайде). Я сейчас покажу виды искусства, которые Вы когда-либо видели, но, может быть, не знали, что они связаны с буддизмом. Во-первых, это искусство икебана, Вы видите (на слайде), буддийский мастер как раз ставит букет. Икебана должна быть максимально простой - в простоте естественность. Это букет из сухих веток простых. Расставить их так, чтобы веточки не закрывали друг друга, чтобы они были подобраны по форме и по цвету, не раздражали Вас и Ваш взгляд, не отвлекали. Потому что, если букет сильно пахнет или он слишком яркий, это отвлекает Ваше сознание, это неправильная икебана. Это большое искусство. Другое искусство - это искусство миниатюрных садов бонсай. Сейчас это искусство очень популярно в Японии и в Европе. Это умение выращивать на очень небольшой площадке целые сады, маленькое дерево буквально величиной с ладошку. Специально подбирается такие деревья, подрезаются. А, главное, зачем это делается? Человек поражается тому, как просто создаётся маленький мир. А вот ещё одно японское искусство - это дзэнские сады. Это самый знаменитый в мире сад Рёан-дзи, Сад Камней. Здесь по стене видны океан, горы. Считается, что для успокоения сознания полезно специальными грабликами каждый день проводить вот такие линии - успокаивать, очищая мир. Очищая сад, вы очищаете свое сознание. Не случайно дзен-буддийские монахи любят отдыхать.

Ну и самое известное - это боевые искусства в Японии - каратэ, искусство меча. Не случайно японские искусства очень просты, там мало движений, потому что простота - это и есть чистота создания. И если Вы вспомните, японские дома очень простые, вспомните японскую классическую одежду, она очень простая. Это, чтобы ничего не отвлекало в Ваше сознание.

Мы изучаем дзен-буддизм в современной жизни, поэтому надо понимать, что дзен или чань-буддизм - не религия. Вы можете не верить в Будду, можете зажигать благовония или нет, можете ходить в монастыри или не ходить. Это прежде всего покой и чистота сознания. Если Вы, например, мусульманин или христианин и Вы говорите, что мусульмане или христиане нехорошие, то это значит, что Вы уже кого-то ненавидите. Поэтому буддист никогда не скажет, что какая-то религия плохая. Для буддиста не существует разницы в цвете кожи, не существует разницы в этносе, потому что это неважно, важно, что у тебя внутри. Вот как только Вы научитесь управлять тем, что у Вас внутри, считайте, что в Вас возник буддизм. Вот, собственно, то, к чему и призывает современный буддизм. Спасибо большое!

Текст подготовила Софья Владимировна Полянская


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.