• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тело в культуре Древнего Ближнего Востока

Итак, еще раз приветствую всех участников. Сегодня мы с вами немножко поговорим о том, что такое тело на Ближнем Востоке. Когда я пишу «на Востоке», я имею в виду прежде всего Восток Ближний. Разумеется, речь не идет о, конечно, о Китае или каком-то другом регионе Дальнего Востока, и точно так же я не буду говорить сейчас об Индии.

Вот, но мы поговорим о теле. Тело кажется нам достаточно обычным и банальным, хотя при обращении к Востоку мы сразу можем увидеть, что тело на Востоке выглядит и, так сказать, означает несколько иное, чем у нас.

Давайте сначала обратимся к словам, которые обозначают тело. Ну, в семитских языках, наиболее древних таких культурных языках Ближнего Востока, в частности вот в аккадском, как вы видите, значит, например, существуют два основных, базовых понятия. «Пагру» значит «тело» в том прежде всего, как, значит, мертвое тело. Тело как совокупность частей, в аккадском языке – языке Древней Месопотамии, здесь вот видите Иштар, изображение тела вообще очень часто использовалось как некая совокупность, как некоторая система, система из частей, и вот если аккадский словарь посмотреть, то там огромное количество слов, обозначающее части тела. Второе аккадское слово – это слово «каршу». Вот в других семитских языках тоже похожие слова. Оно обозначает живот, то есть наиболее выдающаяся такая, как бы, тела центральная часть человека – это его, значит, живот, и поэтому, по всей вероятности, это слово тоже употреблялось в значении «тело». Но еще раз повторю, что в аккадском языке слово «тело» – это либо что-то мертвое, «пагру», это слово имеет аналоги в эфио-семитских языках – «пагэр», тоже с таким же значением, и слово «каршум» в значении «брюхо, пузо».

В еврейском языке существуют два таких больших слова: «басар» [basar], вот на предыдущем слайде оно здесь было записано в еврейской графике. «Басар» в принципе обозначает нечто такое плотное, не разреженное, в отличие от других слов с обозначением чего-то разреженного. В арамейском языке слово «басар» имеет аналог «бэсрэ». «Шэ`эр»[se`er] это тоже что-то такое вот связанное с формой тела совокупностью частей. В арамейских языках распространено как слово «пагра», которое было взято из, которое было родственным «пагру», тоже со значением мертвого тела, тело как такая некая бездушная субстанция. Второе тело, которое употребляется в арамейских языках – это слово «гушма» [gusma], оно родственно арабскому «джисм» и оно, скорее, обозначает форму тела, то есть внешнюю его какую-то такую структуру.

Вот у нас уже наметилось противостояние трех понятий:

  • «бэсрэ», или «басар», которое обозначает скорее что-то плотное и впоследствии оно переведено в греческий «саркс», в библии, например, или по-славянски обозначает «плоть», то есть плотное;
  • «пагру» или «пагар», или «пагра», – в арамейском это слово обозначает, скорее, безжизненное что-то или труп;
  • и «джисм» или «гушма» («джисм» в арамейском, «гушма» – в арабском) обозначает форму тела, то есть нечто такое, так сказать, внешне оформленное.

Есть несколько еще слов, я взял интересное слово, корень «грм» [grm] дает в арамейском слово «гарма», которое обозначает слово «кость». Слово «кость» тоже может обозначать иногда тело, а иногда даже и душу: вспомните выражение «плоть от плоти, кость от кости» – во всей очевидности вот это вот, дуализм плоти как мягких тканей, кости как твердых, тоже на Ближнем Востоке было важно. Но это два слова, взятых из санскрита, я уже говорил, что не буду говорить про Индию, но тем не менее вот «деха»[deha] и «шарира»[sharira] – это термины санскритские, обозначающие разные виды тела, но про Индию мы говорить сейчас не будем.

Вот у нас наметилось, помимо не очень важного термина karsu («брюхо, пузо»), у нас есть basar, у нас есть pagru, и у нас есть gism, gusma – вот это вот три основных понятия.

Теперь, что значит тело как объект. Вот я сразу хотел сказать об этом. Дело в том, что как только мы начинаем мыслить в категориях «мое тело» и говорить о «моем теле» и на Древнем Востоке, и на современном Востоке тоже так иногда говорят, то сразу тело развоплощается, приобретает характер самости, оно просто обозначает «я». Когда мы говорим там «не тронь меня» или «он поранил меня», имеется в виду «мое тело», но в этом смысле тело как субъект, оно теряет характеристики, заложенные в те понятия, слова, которые мы только что смотрели. Именно это я имел в виду, когда написал «тело как объект», то есть то, на что смотрим...

Давайте сначала обратимся, ну, во-первых, к... у нас будет три темы: первый вебинар посвящен телу как определению, как оно определяется, и самое главное, какие границы этого тела, что такое тело и что не тело. Во-первых, значит, противопоставлены, скажем так, вот здесь вот тело живое – тело мертвое, тело противопоставлено трупу, противопоставлено безжизненному состоянию, хотя это тоже вариант тела, но тем не менее в теле есть этот дуализм: оно может быть живое, может быть мертвое. Второй момент: тело является вместилищем для чего-то большего, чем тело, а именно дух, душа, так сказать, витальная какая-то сила. Вот, и наконец, тело противопоставляется, так сказать, бестелесному, то есть нематериальному, но это уже, скорее, мы будем говорить во втором вебинаре в связи с темой чистоты-нечистоты телесной, а также рестрикций, то есть ограничений, которые на тело налагаются.

А сейчас поговорим в большей степени о живом и мертвом. А также немножко о том, что с этим живым и мертвым телом на Востоке делать. Ну давайте начнем с Древнего Египта, потому что там наиболее интересная такая история. Дело в том, что древние египтяне, для них самым главным и важным моментом вообще в отношении тела было стремление каким-то образом задержаться на земле. В египетских документах, папирусах пирамид постоянно проходит красной нитью тема, что нужно задержаться на земле, как можно дольше остаться в памяти людей, чтоб тебя дольше вспоминали. И даже материальные части тела, вот даже ритуал мумификация который вот здесь вот изображен, он как бы оживляет, ну, может быть, “оживляет” не самое удачное слово, но человека задерживает его, перед тем, как он переселяется в царство мертвых, но все-таки какая-то часть его здесь остается. Поэтому тело – это то, для египтян прежде всего, что держит человека здесь и не дает ему окончательно переселиться в царство мертвых, в царство забвения. По этой причине в Египте возник сложный ритуал мумификации, который мало где еще, кроме Египта, был распространен, по крайней мере в том виде, в котором он там известен. Достаточно сказать, что вот это тело человека, обычно его называют “мумия”, но вы, наверное, знаете, я вам скажу, что слово “мумия” происходит совсем не от египетского слова, а от персидского “му”, что означает “воск”, что-то, натертое воском, “мумие”. Вот поэтому это слово как бы не египетское, но в Египте мумификация была целым большим сложным .., там тело человека могло быть подвергнуто по высшему классу мумификации, по среднему и по низшему. По высшему классу его разрезали полностью, вот вы видите на иллюстрации, врачи, специальные сакральные врачи разрезают тело, фараон человек обожествленный, поэтому из него вынимают все внутренности, промывали внутренности пальмовым вином, а что касается головы, то специальной костяной ложечкой через ноздри вынимали мозг, вот, а остальное, так сказать, как-то чистили, набивали разными химическими реагентами. В отношении других двух вариантов мумификации применялись более простые методы – погружение в щелок, плоть телесная уменьшается, остаются кожа и кости. Мумификация уникальна для Египта и отражает главную египетскую идею – это нужно подольше сохранить тело, потому что тело связывает человека в царстве живых и царстве мертвых. Именно поэтому в “Книге мертвых”, замечательная копия находится в Музее восточных рукописей в Санкт-Петербурге, если будете, посмотрите этот прекрасный папирус, там приводятся различные молитвы за покойников, которые показывают, насколько важной является связь умершего с живыми на земле. Но вот, как видите, оно связано, оно не только молитвы, но и мумификация, то есть попытка сохранить тело. Но что особенно, считалось тело фараона, это было тело бога, поэтому, естественно, тела фараонов бальзамировались наиболее интенсивно, сохранялись дольше.

Отдельно нужно сказать про египетскую медицину, это про мертвое тело. Египтяне, как и многие восточные народы, с очень большим интересом относились к самому телу, его здоровью. Египтяне делали операции, делали глаза, они занимались, они знали операцию трепанации тела, они знали всевозможные .., то есть такие хирургические операции, связанные с рассечением тела. И поэтому египетская медицина, многие из вас, наверное, видели наборы и на изображениях, и в коллекциях, конечно, была уникальна для своего времени. Вот, и она тоже стремилась как можно дольше задержать тело человека. Спасти его от болезни .. исцеление.

Обратимся теперь к Древней Месопотамии. Вот вы видите, значит, по-аккадски врач называется asu – это общее семитское слово, по-арамейски тоже. Врач – это такая ответственная профессия была в Древней Месопотамии, тело нужно было беречь. Вы видите, как врач приходит в свой кабинет. В Месопотамии было два вида медицины; это богиня луны, покровительницей медицины считалась, к ней с молитвами обращались. Было два типа медицины, одна более гомеопатическая, так сказать, связанная с травами, какими-то лекарствами и хирургией, а вторая была медицина заклинаний. Вообще говоря, там, поскольку в Месопотамии была цивилизация такая, достаточно расчетливая, там жрецы .. шумеры, они очень сильно ответственность врачей страховали. Если врач неправильно прочитал заклинание, неправильно вырезал глаз, сделал операцию на глазу, то ему глаз выбивали, если неправильно сделал операцию на ноге, ему могли отрезать ногу. То есть в этом смысле талионный принцип, основанный на том, что “если мне, то и я тебе сделаю”, он здесь на врачей распространялся. Медицина в Вавилоне была очень развита, и это показывает, что тело с одной стороны, пагру, с другой стороны, тело как что-о одушевленное, наишту (?) вот это вот, так сказать, это слово связано уже с духом, “нэтуш” (?) еврейское, это значит, что тело все-таки было, мыслилось как что-то чрезвычайно важное, но все-таки такого, как делали египтяне с бальзамированием, не было, и к мертвому телу у месопотамцев отношение было несколько иное. Значит, мертвое тело в Месопотамии рассматривалось как что-то очень важное, как то, что необходимо хоронить, как то, что обязательно нужно сохранить. Посмотрите на саму даже форму русского слова “хоронить”, которая означает, что нужно сохранить .. . Земля сохраняет тело человека, в то время как душа его, и здесь мы видим общесемитские такие понятия, отправляется в царство мертвых, которое, например, в эпосе “Гильгамеш” описывается как такое очень грустное, печальное место, где люди живут в очень мрачных домах, лежат вдоль забора и так далее, в общем, очень страшные слова, и поэтому царство мертвых, конечно, все туда переселяются, но чтобы человек переселился туда, так сказать, правильно и по всем законам древнемесопотамской традиции, его нужно было обязательно похоронить. Значит, что касается вот того, как месопотамцы древние, шумеры, аккадцы рассматривают тело: тело человека нуждается в питании, и до смерти, и после смерти, поэтому был специальный обряд кормления умерших. Вот здесь вы видите, что герой едет в царство мертвых, везет с собой целый обоз, целый скарб всего. И в Месопотамии лугали – всевозможные царьки – на тот свет с собой брали вереницу горшков всяких, какой-то еды: хлеб, зерно, масло и вино. Смерть обставлялась часто довольно жестокими обрядами, например, лугаль забирал с собой в ритуальном самоубийстве несколько своих любимых слуг, четыре-пять человек в гробнице могут быть как те, кто его сопровождал. Вернуться к медицине как к основной культуре тела, интересно, что древние месопотамцы очень на тело смотрели как то, что следует охранять от порчи, то, что называют “мами”, нежелательных действий, и очень боялись, что тело пострадает от углов, тряслись, очень боялись потерять жизнь этого тела, потерять здоровье. Человек как бы постоянно должен был стремиться очиститься от этой скверны, существует большое количество молитв, которые должны были читаться, медики .. от такой скверны, от сякой, медики тело окуривали благовонными травами. Симпатическая магия тоже применялась: делали из глины тело демона, фигурку такую, его разрушали, .. в землю, создавали на земле контуры фигуры этого демона болезни, вселявшейся в человека, на земле мукой и завязывали-развязывали узел вблизи больного, поскольку узел символизирует порчу, которую на него насылали. Сакральная медицина тоже всеми силами стремилась в Древней Месопотамии тело человека сохранить. Но в общем, если мы посмотрим, если мы сравним с Египтом, то мы увидим, что тело смертно, оно болеет, поэтому его нужно как можно лучше сохранять с помощью медицины и молитв к богам, особенно в Месопотамии. Что касается Египта, то там тема смерти и посмертной жизни, она приобретает большое значение, но вот в Месопотамии есть кормление умерших, специальный обряд. Вообще кормили ведь богов, а, значит, умерших кормят специальным обрядом.

Ну, значит, давайте теперь перейдем, собственно, к еврейской библии. Ну поскольку тема еврейской культуры аниконическая – в ней нет изображений, мне пришлось взять изображение более-менее древнерусское, где изображено творение Адама и Евы. И вот здесь две темы, которые в еврейской библии очень активно, так сказать, рассказывается о них. Это, первое, идея, что человек является творением бога. Конечно, и в древних месопотамских культурах человек был слеплен из земли, поэтому они называли себя черноголовыми, там, и так далее, и в Древнем Египте люди считали, что они дети Нила. Но вот сама идея того, что человек в качестве особого венца творения слеплен непосредственно из глины, адама – это “собран из глины”, считается, что, возможно, Адам, по крайней мере хамосы в это верили, библейские толкователи, “человек”, слово “человек”, “Адам” произошло от слова “глина”, глиняный такой. В этом смысле идея плоти, басар, которую человек получает первоначально, еще в раю, она очень важна. Нам нередко, мы пытаемся на еврейский мир примерить христианские концепции некого бестелесного существования, но в еврейской библии обозначено, что человек был слеплен в раю из глины, он имел плотное содержание, и, соответственно, он, уже там есть тема двух творений, человек в раю был двусоставен. Он имел в себе дуальность – двойственность мужского и женского, в этом смысле человек совсем не лишен какого-то земного характера. Вот интересно, что тело человека, согласно еврейской библии, претерпевает изменения, когда происходит грехопадение первых людей, и они оказываются на земле, но тело их приобретает новый характер. Оно приобретает страждущий характер, так сказать чего-то плотного и уже разлагающегося, то есть того, что мы уже видели в названии пагра, какая-то такая некая оболочка, в библии это называется “одежда из кожи”, то есть плотная оболочка. Кожа – это тот орган, который отделяет человека от внешней среды, то есть древние евреи верили, что тело человека изначально плотное по своему составу, но неотделенное от внешнего мира, от внешней среды, оно приобрело такую плотную оболочку, кожаную одежду, как такое, так сказать, наказание за свои грехи. И там подкожное .. начало оно портиться и гнить. Здесь .. говорится, что человек умирает, будет болеть и умирать в наказание за то, что он ослушался своего Творца.

Следующая тема важная – это тема все-таки, несмотря на то, что человек получил такое тело, из такого более, так сказать, более уже подверженного смерти и тлению, все-таки он был благословлен на население земли. Население земли – это благословение плодиться и размножаться. Здесь мы видим важную для еврейской культуры тему сексуальности человека. Сексуальность человека, она имеет двусоставную природу: она, с одной стороны, связана с смертью, преодолевать ее человек обязан продолжаться в своих потомках, и в каком-то смысле тело человека – это не тело его личное, а тело его рода. В этом смысле важным является, что человек должен родить себе обязательно такого же, как он, например, сына, Авраам, например, или по-еврейски Абрахам, он просит, чтоб у него родился сын, потому что если он умрет без сына, то он умрет окончательно, он не продолжится в своих детях. И, значит, вот этот первородный грех хотя и заставляет его умирать, но тем не менее есть все-таки в сексуальности человека, в жизненной силе его, в жизненности продолжение той двойственности, которая была заложена в нем изначально. Двуединство Адама, которое разделилась на мужскую и женскую уже в раю, поэтому в еврейской традиции сексуальность человека, присущая его телу, связанная очень сильно с его телом, она лишена такой мрачной унылости, которая присутствует в христианстве в трактовке этой темы.

Ну и важным очень моментом является то, что человек приносит в жертву телесные вещи, то есть тела животных. В этом смысле тела животных, которые приносил Каин, это были, по поводу этого тоже был спор, что надо приносить. Вот, значит, тела животных – это плотные тела, именно они угодны богу в качестве приношения, а, например, не плоды земли, не фрукты и не овощи. И очень важным было наличие крови, крапление кровью постоянно присутствует, если вспомнить, например, тему жертвы Моисея или вот как он зарезает барана и кропит кровью Аарона, своего брата. Вот тема крови как некоторого такого, в которой присутствует душа, части тела, в которой присутствует душа, тоже очень важно для еврейской традиции.

Вот, но если говорить вообще о еврейской традиции, то сама идея, например, заботы о теле там присутствует, руфэ вот это вот, да, как бы, значит, врачевание, но надо сказать, что, поскольку главным в жизни человека является жизнь его рода, и сам он в нем продолжается, пока живет его род, его священный народ, то сама тема загробной жизни в еврействе отступила на второй план, и поэтому мертвых просто закапывали, погребали, их нельзя было просто выкинуть, но вот эта тема кормления или какой-то особой заботы, бальзамирования – в еврействе ее не было, мертвых завертывали в такую длинную, кусок ткани и оставляли в пещере, так сказать там, обычно, или в могиле в земле спокойно. Что касается лечения, как я сказал, то медицина в целом не была сильной стороной еврейства, учитывая, что евреи представляют собой очень маленький, небольшой народ в огромном пространстве между двумя цивилизациями – Месопотамией и Египтом. Значит, поехали дальше.

Отступим в сторону от семитов и вспомним, что в зороастризме есть очень любопытная концепция, которая приближает зороастризм даже больше к христианству, чем к семитской религии. Зороастрийцы, зороастризм – это традиционная религия иранцев, и она связана с древним культом иранцев, связана с поклонением Анахите и всевозможным таким маздеистским божествам, маздеизм – это традиционная религия иранцев... и вот от древних иранцев еще с .. времен, маздакизм, расцвет которого наступил в парфянское время и продолжался все время господства династии Сасанидов, то есть с 3 до 7 веков. И сейчас продолжается отчасти среди последователей этой религии, вот вы видите здесь жреца. Зороастризм, значит, иранцы верят в так называемую фрашкарду, ну, буквально, обновление всего мира, новую жизнь, воскресение мертвых, иначе говоря тела людей, согласно иранскому представлению, вновь воскреснут. И сама идея воскресения тел, то есть вновь восстания тел, для зороастризма она нормальная, в еврейской традиции шли споры, есть она или нет, в христианстве она была усвоена однозначно. Человек обречен на т, чтобы существовать в так называемом гетиге – земном, плотском мире. Но, значит, человек, вот он в течение своей жизни должен бороться с разного рода нечистотой. Сама идея чистоты и очищения – барашнум, она для зороастризма, для иранской религии традиционной исключительно важна. Вот вы видите, жреца, который зажигает священный огонь, зороастрического [жреца], и у него, видите, повязка такая, чтобы он своим дыханием тела парами тела не осквернил священную стихию, значит, михр, да, вот этот вот огонь, изображение божества Ахура-Мазда, вот его как бы так сказать присутствие на земле в виде огня священного, вот, он поддерживает. Вот вы здесь видите, что, во-первых, тело ограждается как нечистое от чего-то чистого, человек должен делать очищение, но про очищение мы поговорим на следующем вебинаре, вот, и, соответственно, чистой стихией считается огонь. Вот теперь, в зороастризме есть очень любопытный обряд погребения, так называемый дакхма, связанный с тем, что зарывание в землю и тем более мумификация считалась неправильной. Тело человека должно быть выставлено на специальной башне, вот эти так называемые “башни молчания”. Вот это, так выглядит башня молчания сейчас в Индии, до сих пор. Тела людей умершие выкладываются наверху этой башни для того, чтобы их склевали стервятники. Вообще стервятник довольно быстро расправляется с тем, что остается от человека, и, таким образом, после чего зороастрийцы берут кости, остатки человека, и, значит, омывают их и складывают. Сама идея омовения, она древнеиндоевропейская, что нельзя оставлять мягкие ткани, а плотные ткани нужно оставлять, показывает, что тело как объект рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, длительное – кость, плоть – недлительное. Кости остаются для воскресения, для фрашкарда, плоть должны склевать птицы и унести ее на небо. Птицы – небесные создания, поэтому птицы обладают неким, так сказать, сакральным ролью, они должны склевать тела умерших людей.

В зороастризме в иранской культуре появляется несколько новых тем. Это тема воскрешения умерших, что все умершие из могил встанут и в новой жизни будут жить, для чего Ахура-Мазда пошлет трех саошьянтов, связана, как известно, одна из интерпретаций волхвов, называется мгуши, в Библии в Новом Завете приходят приветствовать Христа как одного из саошьянтов, спасителей мира. Вот, собственно говоря, несколько слов про зороастризм.

И, наконец, мы приходим в область восточного христианства. Восточное христианство, безусловно, стоит на двух таких основаниях:

  • первое основание – это еврейская традиция, даже я бы сказал, традиция еврейская, кристаллизованная в эллинистическом иудаизме с его аскетической направленностью, эсхатологией – учением о конце света. Поэтому учение о воскресении мертвых, о конце света – вот здесь изображенном, вот на этой вот фреске итальянской, но тем не менее – значит, очень важное;
  • а второй аспект восточного христианства – это, конечно, греческое влияние и традиции греческой философии.

Итак, значит, тело. Тело в христианстве приобретает больше характер плоти. Вот это слово pagra – “форма” и сомо греческое, которое соответствует тоже вот этому, идее тела как формы, она в меньшей степени задействована в христианской теме сначала. Сначала в большей степени говорится о плоти, бэсре или саркс. Человек обладает плотью как наказанием за свое грехопадение. И вот, конечно, видно такое, спиритуалистический виден уклон. В отличие от еврейской традиции, в которой плотный состав тела – это исконная его характеристика. Спиритуализм раннего христианства, и в восточном христианстве потом выражался в том, что тело вообще стало рассматриваться как что-то такое вообще подозрительное. Вот возникла тема тела как формы, вот тут на слайде немного такая неточность, потому что вот слова сома и пагра, они относятся сюда больше, к форме, а не как плоть. Тело возникает, представление о теле в христианстве восточном возникает как только о форме. Но эта форма может быть как чистой, в этом смысле аскеты, которые продавались(?) на Востоке, монахи в Египте и в Месопотамии христианские или всякие столпники, стоящие на столпах, они, тело у них рассматривалось как форма чистая, в которой обитает их дух. В этом смысле традиция такого рассматривания тела как сосуда для содержания, как сосуда для духа, получает в восточном христианстве очень большое распространение. И более того, различные аскетические практики рассматривали тело именно прежде всего как то, что не должно мешать духу. То есть тело должно быть таким, чтобы дух как можно лучше в нем жил и стремился к божеству. С этим направлением мысли и культуры связан, в общем, некоторый упадок медицинской науки в христианских странах первоначально. Потом, конечно, культура взяла свое, и в Византии наука начала развиваться, но первоначально, отмечают историки медицины, отмечают тот факт, что в раннее христианское время и даже вот в первые века Византии, в четвертом, пятом, шестом, наука несколько пошла на спад в христианском мире, но она на Ближнем Востоке стала распространяться, вот, но и, значит, благодаря этому она попала потом к арабам, медицинская наука.

Итак, тело рассматривается как вместилище духа и как некоторый больной член у человека. То есть у человека есть здоровый член – его душа – и тело, которое мешает духу жить в согласии со своей духовной природой, духовными интересами. Некоторая такая, я бы сказал, болезненность, двусмысленность отношения к телу сохранялась на Востоке в христианстве благодаря аскетической традиции.

Ну, очень важным моментом для христиан было также как то, что средство, которое соединяет человека с богом. Поскольку христианство стоит на идее, которой не было нигде в еврейской традиции, что бог может взять плоть и в это тело войти, то христианам пришлось поневоле рассматривать тело Иисуса Христа, тело как что-то хорошее. В этом смысле, например, характерное выражение сирийской арамеоязычной традиции о Христе, что он “лэбэш пагра”, то есть он взял, оделся в плоть, Христос оделся в плоть, для, например, Ефрема Сирина, который жил в 4 веке на Ближнем Востоке, он надел плоть, как надевают, например, плащ либо костюм. В этом смысле он надел тело, как надевают форму военную или какую еще. Вот здесь мы видим, при том, что оно теряет очень сильно важность, тело вторично по отношению к духу, но в отношении Иисуса Христа тело все-таки, как средство соединения человека и бога, оно, благодаря этому так называемое возникает телообожение, обоженное тело – это тело, которое бог надел на себя, взял и тем самым сделал его хорошим. В этом смысле двойственность христианского тела на Востоке как-то смягчается тем, что тело как-то оправдывается, благодаря воплощению Иисуса Христа.

Интересно, что, например, в сирийском языке от глагола “гуш”, от слова “гушма”, значит, так сказать, “форма тела”, возникла концепция, такой даже глагол пассивного рода “эд гашам”. Вотелесился, оформился Иисус Христос: то есть он принял эту форму тоже. Не только оделся, но и оформился. Ну и, конечно, как и в зороастризме и в некоторых ответвлениях иудаизма тело мыслилось как то, что умирает и потом воскресает. То есть тела – это воскресение людей, люди воскресают. И встал вопрос о том, как может тело воскреснуть, если оно сильно меняется на протяжении жизни. Ну и тогда христианские теологи, на Востоке в основном, разработали концепцию, что воскресает некое духовное тело, то есть некое усредненное тело человека на протяжении всей его жизни. И интересно, что, например, теологи грекоязычные в восточных христианствах писали, что тело вместе с человеком грешило, и человек через тело грешил, и человек наказывается за свои грехи, душа и тело, но и за благие дела, за хорошие то же тело должно быть поощряемо. Поэтому возникло учение о воскресении физических тел, то есть люди в восточных христианствах вновь, в своих телах в конце времен при звуках трубы, когда наступает конец света, воскресают.

В восточном христианстве вообще довольно много аспектов вот этой телесности. С одной стороны как я сказал восточные христиане стремились избавится от тел, с другой стороны тело вроде как в чем-то и хорошее, поскольку Иисус Христос его воспринял. Поэтому в отличие от, скажем, древневосточных традиций двойственность человека в отношении к телу, которая для еврейской традиции была связана с изначальной такой телесностью некоторой, в христианстве спиритуализм уравновесился представлением о воплощении Христа, то есть то, что Бог тоже обладал телом.

Ну и, наконец, мы попадаем с вами на исламский Восток. Значит, здесь написано изречение в одном из аятов Корана, которое говорит о том, что всякий человек, ну буквально тут сказано “пульнавс”, всякая душа вкусит смерть: аль-маут. И здесь предполагается, что в исламе, также, как и в иудаизме и в христианстве есть очень важный момент, что тело (по-арабски “джисм”). Джисм это то же самое, что гушма, плоть. У этого слова есть еще одна интересная такая форма: “джасэт”. От него образовано слово “таджасит”. Это оформление, оформление человека путем его формы. Можно спорить, является ли слово “джасэт” и “джисм” однокоренными, может и являются, но вот тем не менее. Третье слово, которое здесь написано – это слово, связанное с самой идеей плотного чего-то: бафара в еврейском, бефаро в арамейском, в арабском это приняло форму “башара”, то есть “человече”, “человек”. Человек обладает вот этой плотностью. Башария, это слово, которое здесь написано, обозначает плотность, так сказать человечность тела. Тело является таким, наиболее ясным признаком человека, в отличие от джинна и Бога. Вот здесь мы видим, что в исламе все-таки спиритуализм такой есть. Хотя, конечно, в народных представлениях джинны тоже обладают телами.

Ну что сказать про Коран, например, и тело. Ну, во-первых, конечно, Коран говорит, как и в Библии, что человек сотворен путем сгущения, плотного чего-то, сгусток, здесь такая прямо сура, где говорится, что человек – это конденсат такой. И поэтому тело человека действительно обладает двойственностью. Оно, с одной стороны, сгущение материи, с другой стороны, джисм, тело человека не просто материя, но в нем есть дух, душа, “навс”, “нефеше” в еврейском языке, в арамейском – навша, дыхание такое. То есть грубо говоря для исламского мира тело – это есть нечто благодаря форме и дыханию обеспечивающее человеку человечность: “башарию”.

Важным моментом в исламском богословии является так называемый вопрос об уподоблении, он здесь у вас написан, это слово “таждих”, уподобление. Можно ли говорить всевышнем Аллахе, что он обладает руками или глазами, а в Коране есть такие выражения. И вот были богословы, которые говорили, что глаза или руки это просто метафоры, что Бог все видит и поэтому мы говорим про его глаза. Примерно так говорят и христианские богословы. Но были и те, которые утверждали, что действительно, в каком-то смысле Аллах обладает руками, глазами и т.д. Здесь мы видим, что была попытка видеть в теле не только грешное или плохое, а видеть в теле что-то, чем может обладать и Бог, в числе бесчисленных его атрибутов, “цифат” так называемых свойств, многие эти свойства вошли в так называемые “Асма-аль хусна”, прекрасные имена Аллаха, но вот тем не менее глаза и руки не вошли. Все-таки такая спиритуалистическая тенденция победила в исламском богословии, но о теле в Коране говорится о том, что каждый человек вкусит смерть, и нужно к ней готовиться. Тем самым признается смертность, но в последний день все тела воскреснут, все люди воскреснут и будет суд над всеми. Это такая и в иудаизме, и в христианстве, во всех авраамических религиях важная тема: воскресение тел. Но интересно, что именно в исламской традиции, хотя смерть воспринималась как разлучение, как некоторое разъединение, большое развитие получило лечение тела. Исламская медицина продолжила традиции с одной стороны и ближневосточной медицины (старой месопотамской), а с другой стороны древнегреческой медицины: Галена, Гиппократа. И такие замечательные арабские ученые как …. Куста ибн Лукка, Аррави или Ибн Сина, это были великие люди, которые говорили не только о том, как вылечить человека, но и том, что представляет собой тело. Так, например, Куста ибн Лукка в 9 веке говорил о том, через что человеческая душа получает свою жизнь, какие функйии тела ей помогают. Тема души и тела волновала другого философа и медика: ибн Сина рассуждал о том, что такое боль, является ли боль свойством тела человека или находится в душе. И он рассуждал о способах борьбы с болью, говоря о том, что тело человека достойно высокой жизни, поэтому нужно облегчать страдания. Здесь мы видим, что исламская традиция с одной стороны развивает то, что было в иудаизме, христианстве, с другой стороны привносит очень важный момент – возвращает интерес к телу человека. И вот я закончить хотел бы таким небольшим рассказом про суфийскую идею. Суфии – это философы и практики аскетизма в исламском мире, которые начали еще в 8 веке подвиги отказа от тела и в каком-то смысле слова предложили тактику зухда аскетизма, воздержания тела, не должно особенно питаться и т.д. И здесь многие исламские критики крайнего аскетизма, этих захидов, аскетов писали – среди них был и ибн Сина и многие другие философы – о том, что необходим зухд фи зухд, как бы воздержание от воздержания, тело человека должно находиться в гармонии, чтобы быть содержанием для более высокого, для духа, для руха, для нафса. Поэтому исламский мир здесь, через него мы видим всю перспективу в отдаленное прошлое, в те времена, когда люди пытались определить, что такое тело, как на него смотреть. И в конечном счете тема живого-мертвого, тело как содержание чего-то более важного, духа, тела как того, что возникло и сотворено, дано человеку от его творца или творцов (то есть, ни в коем случае не должно быть считаемо чем-то плохим), она в общем характерна для всех религий древнего Востока.

В следующий раз мы поговорим о том, как на древнем и современном Востоке трансформируется идея чистоты ритуальной и физической, чистоты медицинской, гигиены, как это все на Востоке воспринимается.

Текст подготовила Анна Ильинична Пыркова


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.