Вебинар «Китайская "мягкая сила": взаимоотношения с соседями»
Школа востоковедения приглашает 20 апреля 2017 года, в 19:00 на вебинар «Китайская "мягкая сила": взаимоотношения с соседями». Вебинар проводит кандидат филологических наук, доцент, Дмитрий Андреевич Худяков.
Концепция "мягкой силы" была предложена в 1990 - 2000-е гг. в работах американского политолога, профессора Гарвардского университета Дж. Ная и довольно быстро обрела популярность среди элиты и в правящих кругах Китая.
Этот термин появляется уже в документах 17-го съезда КПК 2007 г., хотя шаги по проекции "мягкой силы" вовне китайское руководство начало предпринимать ещё раньше.
Одним из важных рычагов такой проекции является стратегия продвижения и популяризации за границей китайского языка, реализуемая через сеть институтов Конфуция. Первый институт Конфуция был создан в 2004 г. Сейчас их насчитывается уже несколько сотен в более чем ста странах мира.
Стратегия продвижения китайской культуры вовне и создания позитивного образа Китая за рубежом является важной частью государственной внешней политики в условиях, когда, с одной стороны, для своего развития и даже выживания Китай остро нуждается в торгово-экономической кооперации с иностранными партнёрами, а с другой, страны Запада испытывают к нему глубокое недоверие, связанное с авторитаризмом китайского политического режима, его склонностью к применению насилия и ограничению свобод.
Ещё большее недоверие к Китаю испытывают его непосредственные соседи. Это недоверие своими корнями уходит глубоко в историю и, как следствие, связано с различным пониманием роли и места Китая и его соседей в международных отношениях в Восточной Азии. Ещё в эпоху правления Мао Цзэдуна на повестку дня был поставлен вопрос о возрождении былого авторитета и мощи Китая в Азии. Этот авторитет рассматривался не как результат завоевания или порабощения соседних народов, а как естественное право Китая, вытекающее из его культурно-исторического превосходства и центрального положения и грубо попранное западными империалистами.
Почти сорок лет успешных экономических реформ ещё больше укрепили уверенность китайцев в их праве на доминирование в регионе. Вполне официальный орган - Центр изучения истории и географии китайских границ при Академии общественных наук КНР - в своих публикациях неоднократно подчёркивал, что современные границы КНР должны рассматриваться как историческое продолжение границ Цинской империи (1644 - 1911), а контроль над пограничными территориями имеет для Китая стратегическое значение.
Всякие попытки вмешательства извне в свои внутренние дела (подобно иностранной реакции на события 1989 г., политическим контактам иностранных государств с Тайванем или критике КНР за нарушения в сфере прав человека), равно как и неразрешённые пограничные споры (с Индией, Вьетнамом, Филиппинами, Индонезией, Японией, Южной Кореей и др.) в Китае воспринимаются очень болезненно и рассматриваются как метастазы эпохи империализма.
Вполне понятно, что такое понимание истории в её связи с современностью категорически не устраивает соседей Китая, усматривающих в политике Пекина признаки экспансии и агрессии.
Обо всех этих сложных проблемах в их культурно-историческом контексте будем говорить на предстоящем вебинаре.