• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Типы государственного и общественного управления в афганском обществе

13 мая в Арабском клубе «Пальмира» состоялась лекция президента Международной ассоциации афганистических штудий Сергея Борисовича Андреева.

Несмотря на то, что в названии клуба присутствует слово «арабский», тематика организуемых на его основе мероприятий арабским миром не ограничивается. Арабский Восток исторически был и продолжает быть частью более крупных региональных систем, которые иногда называются «Ближним Востоком», «Ближним и Средним Востоком» «мусульманским Востоком» и т.д.. Можно вспомнить и те политические образования, в состав которых в разное время входили обширные территории Азии, Африки, а также части европейского континента. Историко-культурная связь арабского мира и Среднего Востока, Афганистана неоспорима. Для ближневосточника знание и понимание закономерностей развития в том числе афганского общества представляет живой и необходимый интерес.

Благодарим Сергея Борисовича Андреева за исчерпывающий анализ типов и механизмов государственного и общественного управления в афганском обществе и представляем ниже тезисы его выступления.        

 «Форма и функции афганской государственной и административной системы отражают изменяющийся баланс между центробежными и центростремительными силами. История афганского государства, рассматриваемая в совокупности, не демонстрирует устойчивой тенденции к централизации или децентрализации. Та или иная тенденция становится господствующей лишь на определенном конкретном историческом этапе.

Характерной особенностью, общей для всех периодов афганской истории (за исключением, с оговорками, периодов советского военного присутствия и нынешнего военного присутствия международной коалиции), является подверженность страны иностранному влиянию – при отсутствии колониальной сверхструктуры, напрямую управляющей страной, в которой воссоздаётся паттерн государства рантье.

Развитие афганской национальной государственности, начиная с её институционального становления в середине XIX века, отмечается колебаниями между сознательным трайбализмом и попытками достичь более широкого участия различных этнических групп в государственной жизни. Несмотря на постоянные попытки поставить исламские институты на службу государству, оные канализируют и легитимируют недовольство племенных и этнических групп солидарности государственной машиной и тем самым продвигают демодернизационную повестку дня. 

О лекторе:

Андреев Сергей Борисович – востоковед-афганист, доктор философии (Оксфордский университет), президент Международной ассоциации афганистических штудий (Consociatio eruditorum studiis Afganologicis internationalibus), член Королевского азиатского общества (Великобритания), Института персидских исследований Британской Академии наук (Великобритания), а также Европейского иранологического общества. 

Николай Архипов, студент 1-го курса ОП Востоковедение и участник клуба «Пальмира», поделился впечатлениями о лекции: 

- 13 мая на базе арабского клуба “Пальмира” состоялась лекция президента Международной ассоциации афганистических штудий Сергея Борисовича Андреева, посвящённая типам государственного управления в афганском обществе.

В ходе лекции учёный предоставил глубокий анализ развития афганской национальной государственности и изменений, происходящих в афганском обществе начиная со второй половины XIX в. по настоящее время. Были рассмотрены такие аспекты жизни афганского общества, как сосуществование племенных и неплеменных образований, противопоставление территории, находящейся под эффективным контролем центральной власти (“хукумат”) и территории “вольницы” (“ягистан”), затронуты особенности восприятия афганскими политическими элитами западных ценностей и отношения их к западному образованию. Особое внимание в рассказе было уделено феномену “государства-рантье” и его воссозданию в Афганистане вследствие подверженности страны иностранному влиянию в отсутствие колониальной инфраструктуры.
В конце лекции гости мероприятия смогли задать лектору вопросы, касавшиеся роли исламского духовенства и различных фракций внутри ислама, неприятия афганскими исламистскими течениями модели государственности “ИГИЛ” (запрещённой в России организации), влияния племенного вопроса на внешнеполитический курс Исламской республики. 

Арабский клуб “Пальмира” благодарит Сергея Борисовича Андреева и всех гостей за участие в мероприятии.